Новый проект, опубликованный на портале СОВАЗ, направлен на реализацию постановления Президента от 28.10.2016 г. № ПП-2646 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».
Проект постановления Кабинета Министров, разработанный Торгово-промышленной палатой Узбекистана, включает в себя:
- Положение о порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства в новой редакции;
- Положение о порядке ведения Единого государственного реестра субъектов предпринимательства;
- Регламент взаимодействия регистрирующих и иных уполномоченных органов при государственной регистрации и постановке на учет субъектов предпринимательства.
Предполагается, что указанные документы вступят в силу с 1.04.2017 г.
Регистрация через электронную систему
В проекте новой редакции Положения о госрегистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства предусмотрено, что процедура может осуществляться в т.ч. через Интернет (ЕПИГУ) посредством автоматизированной системы госрегистрации субъектов предпринимательства (далее – Система), т.е. комплекса ИКТ, обеспечивающего этот процесс, а также электронное взаимодействие регистрирующих органов.
В Системе будут также осуществляться сопутствующие действия, например уплата госпошлины, доступ к свидетельству (гувохнома), уведомление об изменении адреса, получение информации о субъектах предпринимательства и т.д., а индивидуальные предприниматели смогут подать заявление о временном приостановлении или возобновлении деятельности.
Для этого нужно будет получить доступ в персональный кабинет пользователя или персональный «кабинет субъекта предпринимательства» на ЕПИГУ, пройти авторизацию и выбрать веб-страницу с интерактивной госуслугой – «государственная регистрация субъектов предпринимательства».
Документы, представляемые регистрирующему органу через Систему, должны быть в формате «PDF», подписаны ЭЦП заявителя либо, при его отсутствии, путем идентификации заявителя в порядке, предусмотренном Положением о единой информационной системе идентификации пользователей системы «Электронное правительство» (утв. ПКМ от 17.12.2015 г. № 365).
Выбор фирменного наименования осуществляется при заполнении заявления из доступных наименований на латинском алфавите, проверка которого, на предмет тождественности, осуществляется Системой автоматически. Выбранное наименование сохраняется за заявителем в течение 60 дней (таким образом, отменяется требование о его резервировании и предоставлении уникальных логина и пароля).
Заполнив предложенную форму заявления, необходимо оплатить госпошлину. Сделать это можно несколькими способами:
- через Интернет в режиме реального времени – безналичным расчетом с помощью банковской карты и подключенной услуги «СМС-информирование»;
- через кассы банков – наличным или безналичным расчетом;
- безналичным расчетом с помощью банковского перевода с расчетного счета.
В режиме реального времени, не более чем через 30 минут с момента подачи заявления, Система сформирует свидетельство о госрегистрации в электронном виде. Оно должно содержать ЭЦП ответственного лица группы обеспечения или пользователя Системы, QR-код (матричный штриховой код), а также уникальный идентификационный номер. Посредством Системы заявитель сможет распечатать на бумажный носитель копию электронного свидетельства о регистрации.
Пройти госрегистрацию также можно будет в привычном явочном порядке.
Наряду с Положением предлагается утвердить:
- формы заявлений: на госрегистрацию индивидуального предпринимателя, вновь создаваемого юрлица, регистрацию изменений и дополнений в регистрационных данных;
- ставки госпошлин и сборов, взимаемых за госрегистрацию субъектов предпринимательства, а также выдачу выписок из единого госреестра субъектов предпринимательства;
- сроки госрегистрации субъектов предпринимательства;
- формы свидетельства о госрегистрации юрлица и индивидуального предпринимателя;
- перечень изменений и дополнений регистрационных данных, подлежащих обязательной госрегистрации;
- требования к минимальному размеру уставного фонда субъектов предпринимательства;
- форму сообщения о реорганизации юрлица.
Единый госреестр – открытый ресурс
Как указано в проекте Положения о порядке ведения Единого госреестра субъектов предпринимательства (далее – Реестр) – это открытый для всеобщего ознакомления госинфоресурс, содержащий основные сведения о создании, реорганизации, ликвидации юрлиц, о приобретении физлицами статуса индивидуального предпринимателя, приостановлении или прекращении ими деятельности, а также иные данные.
Реестр ведется централизовано в электронном виде посредством Системы регистрирующими органами и интегрируется в центральные базы данных физических и юридических лиц системы «Электронное правительство».
Записи в Реестр вносятся на основании документов, представленных заявителями при госрегистрации, а также данных и документов госорганов. Содержащиеся в базах данных Реестра сведения имеют преимущественную силу при установлении расхождений.
Основания для внесения в Реестр:
- осуществление госрегистрации, изменение регистрационных данных, исключение субъекта предпринимательства из Реестра, изменения в сведениях, содержащихся в Реестре;
- вступившее в законную силу решение суда о признании недействительной госрегистрации, изменений регистрационных данных, а также признании субъекта предпринимательства банкротом;
- иные случаи, определенные законодательством.
В первом случае данные вносятся посредством автоматизированных программно-аппаратных средств автоматически в режиме реального времени, в остальных – регистрирующим органом в течение 2 дней с момента возникновения оснований.
Сведения из Реестра размещаются на ЕПИГУ, таким образом, к ним будет обеспечен общий доступ. При этом минимальный объем публикуемых сведений должен содержать:
По письменному запросу заинтересованных лиц, органов государственного или хозяйственного управления, из Реестра в течение 1 дня в электронном виде предоставляется выписка о конкретных субъектах предпринимательства, выдаются копии запрашиваемых документов либо выдается справка об их отсутствии.
Выписки и копии документов из Реестра выдаются на платной основе (сбор 1 МРЗП в явочном порядке и 0,5 МРЗП – через Интернет), кроме выдачи их по запросам госорганов, ТПП и субъекта предпринимательства в отношении него самого.
Субъекты предпринимательства не вовлекаются
Система при заполнении соответствующего заявления автоматически в режиме реального времени присваивает:
- субъекту предпринимательства идентификационный номер налогоплательщика;
- статкоды на основе данных общего справочника и направляет в органы государственной статистики электронное извещение по утвержденной форме.
Не позднее следующего дня:
- налоговая ставит субъект на учет в качестве плательщика страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд, Фонд занятости и Дорожный фонд (для плательщиков в соответствующие фонды).
- статорганы проверяют присвоенные Системой статкоды и включают юрлицо в Единый госрегистр предприятий и организаций (ЕГРПО).
О госрегистрации акционерных обществ Система уведомляет уполномоченный госорган по регулированию рынка ценных бумаг.
Внесение изменений в ЕГРПО также будет осуществляться без вовлечения субъекта предпринимательства на основе представляемой годовой статотчетности.
Проект находится на стадии обсуждения и может быть изменен, дополнен или отклонен.
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.
Публикации по теме:
Регистрация бизнеса будет проводиться круглосуточно в режиме онлайн
Регистрация фирмы: через интернет дешевле?