Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Сенат обсудил изменения в налоговой и бюджетной политике

14.12.2016

 

В Сенате Олий Мажлиса обсужден законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2017 год».

 

Напомним, парламентом принят Государственный бюджет, бюджеты государственных целевых фондов, а также основные направления налоговой и бюджетной политики на 2017 год, которые предусматривают рост ВВП на 7,8%, производства промышленной продукции – на 6,9%, сельскохозяйственной продукции – на 6,2%, объема капиталовложений – на 9,6%. Для того, чтобы была сохранена социальная ориентированность данных документов, демонстрирующая приверженность соблюдению баланса интересов граждан страны и государства, возникла необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство.

 

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2017 год» был размещен на Едином портале интерактивных государственных услуг для публичного обсуждения среди населения и предпринимателей. Им предусматривается внесение изменений и дополнений в Законы «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О лизинге», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также в Налоговый кодекс.

 

1. Изменения в ст.ст. 47 и 63 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» предусматривают:

 

а) Сокращение срока обращений для назначения пенсий с 3 месяцев до 60 дней.

 

Это обусловлено тем, что на администрацию организаций и предприятий законодательством возложено обязательство по заблаговременной подготовке соответствующих документов для сотрудников, приобретающих право выхода на пенсию по возрасту.

 

Кроме того, лица предпенсионного возраста, самостоятельно подготавливают соответствующий пакет документов, необходимых для назначения государственной пенсии. При этом более 40% лиц, приобретающих право на пенсию по возрасту, до наступления такого права представляют в территориальные отделы Пенсионного фонда пакеты документов для назначения пенсии.

 

Также, внедрение в практику современных технологий ведения учета страховых взносов работников, позволяют получать информацию (сведения) о размере заработной платы и трудовой деятельности граждан посредством электронного взаимодействия базы данных, что значительно сокращает время их предоставления.

 

Вместе с тем, за гражданами сохраняется право предоставления дополнительных документов в течение 3-х месяцев со дня подачи обращения для назначения пенсии, а также на перерасчет размера вновь назначенной пенсии в течение 5-ти месяцев;

 

б) Сокращение сроков обращения для назначения пособий на погребение с действующих 6 месяцев до 60 дней.

 

Необходимо отметить, что данное пособие выплачивается в день обращения, лицу, осуществившему или планирующему осуществить погребение для покрытия расходов на похороны.

 

Установление 60 дневного срока обращения будет соответствовать национальным традициям (40-дневный срок поминания) и не создаст неудобства лицам, обращающимся за пособием.

 

Данные изменения не предусматривают оптимизацию расходов Пенсионного фонда, а направлены, в первую очередь, на упорядочение обращений.

 

2. Изменение, вносимое в ст. 11 Закона «О лизинге», предусматривает приведение в соответствие его норм со ст. 597 ГК.

 

Предусматривается закрепление за лизингодателем права требования ускоренной выплаты будущих лизинговых платежей при допущении лизингополучателем существенного нарушения своих обязанностей.

 

3. Изменение в ст. 5 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предусматривает устранение разночтений при определении среднегодовой численности работников субъектов малого предпринимательства.

 

Внесение данного изменения вызвано тем, что в ГК определение признаков унитарного и дочернего общества не идентичны. В связи с этим из ст. 5 указанного закона исключается слово «(дочерних)», ошибочно приравненное в ней по смыслу к унитарному предприятию.

 

Аналогичное изменение вносится также в ст. 350 НК.

 

В соответствии с изменениями, уже внесенными в законодательство, отменены финансовые санкции за занятие видами деятельности без лицензии и иных разрешительных документов с переводом правонарушения в сферу административной ответственности.

 

В связи с этим вносится изменение в ст. 40 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и ст. 104 НК, предусматривающее отмену финансовой санкции за осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

 

4. Изменения и дополнения, вносимые в НК:

 

  • изменение, вносимое в ст. 22, предусматривает уточнение понятия дивидендов и приведение его в соответствие с новой редакцией ст. 18 Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», согласно которому увеличение номинальной стоимости акций не приводит к увеличению размера уставного фонда (уставного капитала);

 

  • дополнение, вносимое в ст. 30, предусматривает предоставление права налогоплательщику дополнительно использовать средства, высвобождаемые от налогообложения за счет применения целевых льгот в течение года после истечения льготного периода, а также определяет срок перечисления остатка неиспользованных средств в бюджет;

 

  • изменения, вносимые в ст.ст. 59 и 61, предусматривают осуществление мер принудительного взыскания налоговой задолженности также в случаях, если налоговая задолженность не погашена в течение года после истечения срока уплаты, даже если она не превышает установленный законодательством размер для обращения взыскания на имущество;

 

  • изменение, вносимое в ст. 63, предусматривает установление единого срока выставления инкассовых поручений на перечисление суммы налоговой задолженности как для юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим исключается срок, установленный исключительно для индивидуальных предпринимателей;

 

  • в соответствии с изменением, вносимым в ст. 126, уточняются виды доходов некоммерческих организаций, при получении которых у них возникают обязательства по уплате налога на прибыль. Также уточняются виды дохода, получение которого не рассматривается в качестве предпринимательской деятельности. Аналогичные изменения вносятся также в ст.ст. 197, 257, 265, 279 и 295 НК;

 

  • изменения, вносимые в ст.135, предусматривают порядок определения дохода при получении займа и финансовой помощи на безвозмездной основе, т.е. без обязательства выплаты процентного дохода заимодавцу, а также при выплате процентов, ставка которых ниже ставки рефинансирования Центрального банка;

 

  • изменения, вносимые в ст. 155, предусматривают предоставление налоговому агенту права самостоятельного применения нормы международного договора по всем видам соответствующих доходов, а также уточняют случаи осуществления выплат нерезидентам без удержания налога на доход у источника выплаты;

 

  • в соответствие с изменениями, вносимыми в ст.ст. 178 и 179, в качестве прочих доходов физических лиц также признаются подарки, выдаваемые на основании решений Президента или Правительства (наряду с денежным вознаграждением) с одновременным освобождением их от уплаты налога на доходы физических лиц;

 

  • изменение, вносимое в ст. 179, уточняет, что в объект налогообложения включаются доходы от продажи имущества, а не от реализации, так как данное понятие не всегда подразумевает получение денежного эквивалента;

 

  • изменение, вносимое в ст. 181, предусматривает исключение нормы, определяющей предельный уровень изъятия доходов женщин, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда – 20%. Это обусловлено тем, что в настоящее время максимальная ставка налога составляет 23%, при которой уровень изъятия для всех категорий плательщиков не превышает 20%;

 

  • изменение, вносимое в ст. 192, предусматривает порядок предоставления исправленной декларации в случаях выявления органами государственной налоговой службы недостоверной информации по ранее представленному документу;

 

  • изменения, вносимые в ст. 254, предусматривают:

- порядок определения налогооблагаемой базы для недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых, по которым не осуществляется котировка цен на международной бирже. Для данной категории налогоплательщиков налогооблагаемая база будет определяться исходя из производственной себестоимости добычи, предусмотренной в согласованной в установленном порядке технико-экономическом обосновании по промышленному освоению соответствующего месторождения, увеличенной на 20%;

 

- изменение сроков представления расчета и уплаты бонуса коммерческого обнаружения в увязке с датой получения лицензии на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых, вместо даты утверждения запасов полезных ископаемых, предусмотренной действующей редакцией. Это обусловлено тем, что право на добычу возникает только с момента получения лицензии и в связи с этим расчет и уплата должна производиться с данной даты;

 

  • дополнения, вносимые в ст.ст. 263, 271, 285, предусматривают определение срока представления расчета по налогу за пользование водными ресурсами, на имущество, земельному налогу для плательщиков общеустановленных налогов, переходящих в течение отчетного года на уплату единого налогового платежа. Это обусловлено тем, что у налогоплательщиков, переходящих в течение отчетного года на уплату единого налогового платежа, должны быть пересчитаны обязательства по налогам, уплата которых прекращается в связи с переходом на единый налоговый платеж;

 

  • изменение, вносимое в ст. 290, предусматривает исключение распространения льгот по земельному налогу для физических лиц, использующих земельные участки для предпринимательской деятельности, либо сдающих их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, так как в данных случаях земельный налог с физических лиц взимается по ставкам, установленным для юридических лиц, и льготы, указанные в ст. 290 НК, не применимы. Так, имеются случаи использования физическими лицами соответствующих земельных участков, не подлежащих налогообложению в целях предпринимательства, что противоречит нормам данной статьи;

 

  • дополнения, вносимые в ст.ст. 296, 313, 317 и 3252, уточняют льготы по освобождению от налогообложения доходов (прибыли), полученных Халкбанком от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан и приводятся в соответствие со ст. 14 Закона «О накопительном пенсионном обеспечении граждан»;

 

  • дополнение, вносимое в ст. 300, предусматривает меры ответственности к налогоплательщикам, занижающим сумму налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры по текущим платежам. В частности, в случае занижения суммы налога более чем на 10% органы государственной налоговой службы вправе пересчитывать текущие платежи исходя из фактической суммы налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры с начислением пени. Аналогичная норма действует по всем налогам, по которым предусмотрена уплата текущих платежей;

 

  • изменения, вносимые в п. 23 ст. 329 и п. 12 ст. 330, предусматривают освобождение структурных подразделений Пенсионного фонда от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции и хозяйственных судах по искам, связанным с взысканием излишне (незаконно) выплаченных сумм пенсий и пособий с граждан, а также искам о взыскании с организаций средств на выплату пенсий в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан»;

 

  • изменение, вносимое в ст. 347, предусматривает исключение нормы по пересчету размера сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров и услуг при изменении минимального размера заработной платы. С учетом данного изменения размеры вышеназванных сборов будут исчисляться исходя из минимальной заработной платы на начало года и не пересчитываться при ее изменении в течение года. Аналогичная норма предусмотрена при исчислении шкалы налогообложения доходов физических лиц и фиксированного налога;

 

  • изменения, вносимые в ст. 349, предусматривают введение для налогоплательщиков, в отношении которых предусматривается упрощенный порядок налогообложения, дополнительных обязательств по уплате НДС по объектам, строительство которых осуществляется на основе конкурсных торгов с привлечением централизованных источников финансирования;

 

  • изменение, вносимое в ст. 351, предусматривает уточнение сроков представления уведомления о переходе на уплату единого налогового платежа для юридических лиц, плательщиков общеустановленных налогов, соответствующих по итогам предыдущего года установленным критериям для уплаты единого налогового платежа. Для данной категории налогоплательщиков предоставляется право подачи уведомления – не позднее 10 числа первого месяца текущего отчетного периода, в котором осуществляется переход на уплату единого налогового платежа. Данный срок увязан с уплатой текущих платежей по налогам на прибыль и развитие социальной инфраструктуры, по которым плательщики общеустановленных налогов представляют справку по их уплате;

 

  • изменение, вносимое в ст. 352, предусматривает сохранение уплаты единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в сфере торговли, без предоставления дополнительного уведомления. Это обусловлено тем, что предприятия сферы торговли уплачивают единый налоговый платеж без права выбора иной системы налогообложения. При этом если предприятие не соответствует установленным критериям предприятия торговли, оно переходит на уплату общеустановленных налогов. Данное обязательство не распространяется на микрофирмы и малые предприятия, за которыми сохраняется право на уплату единого налогового платежа с соответствующим уведомлением налоговых органов;

 

  • изменение, вносимое в ст. 375, предусматривает уплату фиксированного налога при приостановлении деятельности на 3 и более месяцев в течение года с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, в соответствии со ст. 375 при государственной регистрации выпускников колледжей в качестве индивидуальных предпринимателей, им предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты фиксированного налога сроком на шесть месяцев. При этом в случае прекращения деятельности, фиксированный налог уплачивается за весь период осуществления деятельности. Предусматривается также уплата фиксированного налога при приостановлении деятельности на 3 и более месяцев в целях предотвращения фактов необоснованного приостановления деятельности после завершения льготного периода.

 

Нам представляется, что принятие в таком формате Закона позволит в ближайшей перспективе:

 

Во-первых, сформировать необходимые правовые условия по реализации утвержденных концепций налоговой и бюджетной политики на 2017 год;

 

Во-вторых, обеспечить уточнение отдельных норм национального законодательства и их однозначное применение;

 

В-третьих, реализовать утвержденные меры по дальнейшему совершенствованию системы  правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности;

 

В-четвертых, привести в соответствие нормы законодательства Республики Узбекистан с ранее принятыми законами.

 

Члены фракции Народно-демократической партии

в Законодательной палате Олий Мажлиса

Алия ЮНУСОВА,

Шухрат МАМАДЖАНОВ

 

Публикации по теме:

 

Принят Госбюджет и основные направления налоговой и бюджетной политики на 2017 год 

 

Усилены меры по обеспечению исполнения налоговых обязательств 

 

Налоговый кодекс о налогообложении нерезидента