Норма, N 38 от 25 сентября 2012 года
Международный молодежный аэрокосмический фонд академика Вахидова интересуют некоторые вопросы, касающиеся деятельности некоммерческой негосударственной организации. Министерство юстиции, изучив деятельность нашего фонда, вынесло предупреждение об ответственности по статье 239-1 КоАО.
Прошу разъяснить, где и в какой форме должен быть опубликован отчет о проделанной работе?
Должен ли быть создан попечительский совет и кто должен войти в его состав?
Ш.Зайнутдинов,
пресс-секретарь фонда.
- Одной из задач Министерства юстиции является обеспечение законности в деятельности негосударственных некоммерческих организаций (ННО), в связи с чем оно осуществляет системный мониторинг соблюдения законодательства отечественными и зарубежными ННО, действующими в стране. Поэтому оно вправе:
проверять целевое использование выделяемых им средств;
требовать представления ими соответствующих документов и сведений;
вносить руководителям указанных организаций представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в установленные сроки;
обращаться в вышестоящие органы или в суд для привлечения к ответственности должностных лиц за нарушение положений учредительных документов и законодательства, а также по вопросу возмещения причиненного по их вине материального ущерба государству или организации (пункт 8.3 Положения о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением Президента от 23.08.2011 г. N ПП-1602).
Поскольку ваша организация - общественный фонд, то ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом и Законом “Об общественных фондах” (далее - Закон), которые определяют, что фонд обязан обеспечивать гласность деятельности и публиковать ежегодные отчеты об использовании имущества фонда (часть чевертая статьи 75 ГК; абзац третий статьи 19 Закона). Необходимо отметить, что ежегодная совокупная сумма административных расходов, а также выплат членам попечительского совета и ревизионной комиссии вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих функций, не должна превышать 20% от суммы всех расходов фонда (часть третья статьи 24 Закона). Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
Однако ни один из указанных нормативных актов не определяет способа опубликования отчетности. Поэтому вы можете размещать эту информацию в любом периодическом издании, на веб-сайте, зарегистрированных как средство массовой информации на территории Республики Узбекистан, не исключая и собственные, учредителями которых вы являетесь (статья 4 Закона “О средствах массовой информации”; абзац шестой части первой статьи 18 Закона).
Опубликованный отчет о деятельности за прошедший год должен содержать:
обзор деятельности фонда за отчетный период с указанием ее соответствия уставным целям и задачам фонда;
годовой финансовый отчет фонда с указанием заключения аудиторской организации;
сведения о добровольных пожертвованиях, полученных фондом;
сведения о доходах (прибыли) от предпринимательской деятельности фонда с разделением по источникам их происхождения;
общую сумму расходов с разделением по отдельным видам деятельности фонда и отдельно по административным расходам;
сведения об изменениях в уставе фонда и органах фонда;
другие сведения, определенные уставом или попечительским советом фонда.
Помимо этого, как и всякое юридическое лицо, фонд ведет учет результатов своей деятельности и в установленном порядке представляет отчет в органы государственной налоговой службы и государственные статистические органы.
За нарушение указанных положений установлена административная ответственность должностных лиц фонда в порядке, предусмотренном статьей 239-1 КоАО, за превышение административных расходов и расходов на выплату вознаграждений и компенсаций - штраф в размере от 100 до 150 МРЗП, за неопубликование ежегодных отчетов - штраф от 50 до 100 МРЗП.
Общественный фонд, являясь юридическим лицом, имеет свой порядок управления и порядок формирования своих органов, определяемые уставом. Руководящие органы фонда состоят из попечительского совета фонда, правления фонда и руководителя правления фонда (раздел V Закона).
Попечительский совет фонда является структурой, осуществляющей надзор за деятельностью фонда, поэтому в силу указанных положений Закона полагаем, что его создание является обязательным. В составе попечительского совета фонда должно быть не менее 3 человек. Члены первоначального состава Попечительского совета назначаются учредителями (учредителем) либо в порядке, предусмотренном в завещании, если фонд создан по завещанию.
Порядок формирования попечительского совета фонда, созыва его заседаний и принятия решений определяется уставом фонда. Члены попечительского совета не могут одновременно являться членами правления и ревизионной комиссии фонда. Уставом фонда могут быть предусмотрены выплата членам попечительского совета фонда вознаграждения и компенсация расходов, связанных с исполнением ими своих функций.
Римма СОЛОДОВНИКОВА,
наш эксперт-юрист.