Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

МОНОПОЛИСТ ПОНЕВОЛЕ

29.05.2012

Норма, N 22 от 29 мая 2012 года

 

1. Государственный комитет по демонополизации и развитию конкуренции уведомил ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ" о включении его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, по следующим работам и услугам:

разработка генеральных планов и градостроительной документации;

разработка проектов застройки микрорайонов;

авторский надзор;

согласование по выбору земельных участков для размещения объектов;

разработка проектов строительства и реконструкции транспортных магистралей и систем.

В свою очередь Министерство финансов требует декларировать эти работы, влияя на их ценообразование, а институт вынужден игнорировать Положение о порядке определения стоимости проектно-изыскательских работ, утвержденное постановлением Госкомархитектстроя, который является учредителем ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ".

Институт в своей практической деятельности руководствуется вышеуказанным Положением. Кроме того, в 2011 году Госкомархитектстроем также были приняты Временные методические рекомендации по определению стоимости разработки градостроительной документации по планированию развития территории и частей территории Республики Узбекистан и норм времени при расчете стоимости в текущих ценах при разработке градостроительной документации на 2012 год.

Необходимо отметить, что в городе Ташкенте и республике много проектных организаций, которые имеют лицензии на разработку проектно-сметной документации и практически могут выполнять те же работы, что и ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ". Но в соответствии с постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров разработка генеральных планов населенных пунктов возлагается на ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ", и это не может быть основанием для включения его в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Правомерно ли Госкомдемонополизации включил ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ", выполняющее названные работы, в указанный Государственный реестр?

2. ГУП "ТошкентбошпланЛИТИ" состояло в договорных отношениях с филиалом Чорсу ОАКБ "Капиталбанк", который к проекту договора приложил неподписанные тарифы комиссионного вознаграждения, где графа 2.1 "Обслуживание основного счета клиента" была пустая. У себя оставил другой бланк тарифов, заполненный бывшим главным бухгалтером и скрепленный печатью института. В графе 2.1 цифрами проставлена сумма "35 000 000 сум.".

Данное дело было доведено до кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда, но безрезультатно.

Имеет ли право банк в одностороннем порядке устанавливать размеры своего вознаграждения без участия клиента?

 

И. Сабиров,

заместитель директора

по финансовым вопросам.

 

- 1. В соответствии со статьей 6 Закона "О конкуренции" (от 6.01.2012 г. N ЗРУ-319) доминирующим является положение хозяйствующего субъекта, дающее ему возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля товара которого составляет:

1) 50% и более;

2) в диапазоне от 35 до 50% при установлении следующих условий:

стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке в течение не менее 1 года;

относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам (конкурентам);

возможности вхождения на этот рынок новых хозяйствующих субъектов (конкурентов)*.

Процедурные вопросы квалификации доминирующего положения регулируются Положением о порядке определения границ товарных рынков и признания хозяйствующего субъекта монополистом2, а включения хозяйствующих субъектов в Госреестр - Положением о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках3 (данные нормативно-правовые акты подлежат применению в части, не противоречащей Закону "О конкуренции" с учетом его положений).

Законодательство не предусматривает нормы, исключающей признание субъекта занимающим доминирующее положение только на том основании, что он Кабинетом Министров или иным госорганом определен единственным исполнителем реализуемых проектов.

Вопрос о признании или непризнании юридического лица занимающим доминирующее положение решается Госкомдемонополизации в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Оценка правомерности принятого им решения - в судебной компетенции. Право на обжалование решений госорганов в суд гарантировано хозяйствующим субъектам частью четвертой статьи 18 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (в редакции, утвержденной Законом от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328).

 

2. Вопросы, связанные с заключением и исполнением договоров о расчетно-кассовом обслуживании, регулируются статьями 353-385, 771-789 Гражданского кодекса (ГК), Инструкцией о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан4. Кроме того, правоотношения сторон договора банковского счета, а также тесно связанные с ними, регламентируются законами "О банках и банковской деятельности" (от 25.04.1996 г. N 216-I), "О банковской тайне" (от 30.08.2003 г. N 530-II), Положением о безналичных расчетах в Республике Узбекистан5, Порядком ведения уполномоченными банками счетов в иностранной валюте6 и иными актами законодательства.

Согласно части первой статьи 28 Закона "О банках и банковской деятельности" процентные ставки и размер комиссионного вознаграждения по операциям банка устанавливаются им самостоятельно.

В соответствии с частью первой статьи 780 ГК клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете, на условиях, предусмотренных договором банковского счета. В случаях когда цена услуг банка по совершению указанных операций не определена договором банковского счета, плата за его услуги определяется в соответствии со статьей 356 ГК: исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Согласно части третьей статьи 356 ГК изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством или договором.

Таким образом, на основании изложенных положений:

условие проекта договора о размере оплаты, взимаемой банком за совершение операций по счету клиента, является договорным и требует достижения соглашения с клиентом на стадии заключения договора;

банк при заключении договора вправе определять размеры оплаты за проведение операций по счету, но соглашаться или нет с данным условием проекта договора - право клиента. Установленные банком тарифы (ставки) вступают в силу для сторон только в случае акцепта клиентом условий проекта договора банковского счета, в котором они предусмотрены (статьи 364, 365, 370 ГК);

если в договоре указано, что банк вправе в одностороннем порядке изменить тарифы вознаграждения по операциям (в сложившейся сегодня практике, как правило, данное условие включается банками в проекты предлагаемых клиентам для подписи договоров), и клиент акцептует проект договора с данным условием, то впоследствии банк вправе изменить установленные им при заключении договора тарифы без согласования этого вопроса с клиентом (но с его уведомлением об этом). Однако клиент вправе не согласиться с измененными размерами тарифов и расторгнуть договор в порядке, предусмотренном статьями 382-385 ГК.

 

Артем МОКШИН,

руководитель экспертной

юридической службы "Norma".

 

-----------------------------------------------------

*) Согласно абзацу восьмому статьи 3 ранее действовавшего Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 27.12.1996 г. N 355-I доминирующее положение хозяйствующего субъекта определялось как его исключительное положение на рынке товара, не имевшего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, предоставлявшее ему возможность оказывать решающее влияние на ограничение конкуренции, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признавалось положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляла 65% и более, а также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляла в диапазоне от 35 до 65%, если это устанавливалось государственным антимонопольным органом на основании:

стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

возможности вхождения на этот рынок новых конкурентов;

других критериев, характеризующих определенный товарный рынок.

 

2Утверждено постановлением Госкомдемонополизации и ММЭС, зарегистрированным МЮ 9.03.2001 г. N 1014.

3Утверждено постановлением Госкомдемонополизации, зарегистрированным МЮ 15.09.2001 г. N 1064.

4Утверждена постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 27.04.2009 г. N 1948.

5Утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 15.04.2002 г. N 1122.

6Утвержден ЦБ, зарегистрирован МЮ 22.10.1998 г. N 511.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_