Норма, N 50 от 18 декабря 2012 года
Рейтинговая оценка аудиторской деятельности в республике проводится уже 5 лет. За это время было применено несколько оценочных методик. У каждой из них были и сторонники, и оппоненты. Основной предмет в этих спорах – реально ли отражает каждый показатель состояние аудиторской организации, качество ее услуг, потенциал компании. Используемые в примененных до сих пор методиках показатели недостаточно достоверно отражали имидж и деловую репутацию аудиторских организаций, их масштабы. Чтобы обеспечить более достоверные оценки, необходимо применять показатели в комплексе. Для этого предлагается новый подход к методике рейтинговой оценки.
Рейтинговая компания совместно с общественными профессиональными объединениями аудиторов могла бы разработать единый стандарт для различных сегментов рынка услуг. Это позволит проводить каскадный анализ как отрасли в целом, так и каждого сегмента и компании в отдельности и на его основе составлять комплексный прогноз развития, в том числе аудита, консалтинга и др.
Основой методики оценки должна быть рейтинговая матрица, содержащая интегрированные базовые показатели: количественную и качественную характеристики, оценку внутренних и внешних корпоративных ресурсов, сравнительный анализ конкурентных преимуществ. Она должна основываться прежде всего на двух группах критериев.
Первая – это комплекс внутрикорпоративной информации об аудиторской компании, к которой можно отнести основные показатели финансовой деятельности и внутренние ресурсные факторы. Вторая группа – внешние проявления ее деловой активности. В эту группу входят доля бюджета, направленная на развитие (продвижение) организации, и внешние ресурсные факторы.
Сочетание этих двух групп критериев, объединенных в интегрированную рейтинговую матрицу, даст достаточно полное представление о производственном потенциале каждой аудиторской организации, а их совокупность, сведенная в рейтинговые таблицы, отразит их ранжированный порядок.
Такой подход позволит заказчикам аудиторских услуг более четко определять выбор наиболее приемлемого бизнес-партнера.
Озод МАШАРИПОВ,
председатель
исполнительного органа
ООО «Аудитрейтинг».