Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Туруслуги собственного производства

30.10.2012

 

Норма, N 43 от 30 октября 2012 года

 

У нас с сотрудниками налоговой инспекции г.Самарканда возник спорный вопрос по поводу правил определения услуг собственного производства для туристических фирм в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту.

Наша компания – частная туристическая фирма. Основным видом деятельности является туристская на канале въездного туризма. Имеется соответствующая лицензия.

Уже в течение 15 лет мы формируем собственными силами туры по Узбекистану и реализуем их за пределами республики иностранным юридическим лицам (турфирмам), которые в свою очередь продают туристические путевки (ваучеры) своим клиентам – туристам из этих стран. Между нашей компанией и иностранными партнерами заключены соответствующие договоры на комплексные туры, которые включают в себя полное обслуживание иностранных туристов: с момента схода с трапа самолета и до момента проводов на самолет для отлета на родину. Наша компания несет полную ответственность, согласно законодательству о туризме, за каждого приехавшего в нашу страну иностранного гражданина, купившего в своей стране комплексный тур по Узбекистану.

На балансе фирмы содержатся микроавтобусы (у нашей компании имеются лицензия на оказание транспортных услуг и лицензионные карточки на каждое транспортное средство) и гостиница, расположенная в Самарканде. В штате компании работают гиды, каждый из которых имеет сертификат НК «Узбектуризм» и ежегодно проходит курс повышения квалификации.

Неотъемлемой частью формируемых нами туров являются размещение иностранных граждан в гостиницах других городов Узбекистана (Ташкента, Хивы, Бухары и т.д.), организация их питания, экскурсий и т.д. А поскольку наша фирма не имеет собственных средств для размещения и организации питания в этих городах, при формировании тура по Узбекистану мы зачастую включаем в его состав комплекс услуг по проживанию и питанию, которые приобретаем у сторонних организаций (гостиниц, ресторанов и др.), за что производим оплату сами.

Свои туры как пакеты комплексных услуг мы реализуем по единой цене. В связи с этим считаем оказываемые нашей фирмой туристские услуги экспортом услуг собственного производства.

Выручку от оказания туристских услуг мы получаем в СКВ. А так как наше предприятие является субъектом малого бизнеса, что обусловлено численностью работающих на фирме сотрудников, обязательную продажу 50% валютной выручки мы не осуществляем.

Средства, перечисляемые нам в СКВ иностранными партнерами за реализованные на их территории турпакеты, сформированные нашей компанией, переводятся на наш валютный счет.

При координационной проверке правильности осуществления валютных и экспортно-импортных операций сотрудники ГНИ посчитали, что услуги по проживанию и питанию, приобретаемые и оплачиваемые нами у сторонних организаций, не являются услугами нашего собственного производства. Они настаивают на том, что формирование и реализация наших туров не являются собственным продуктом нашей компании, и рассматривают его как приобретение и реализация отдельных услуг других поставщиков.

Просим разъяснить, относятся ли разработка, формирование и продажа собственных туров (а не перепродажа «чужих» туров, как это делают тур­агенты), включающих комплекс туристских и других услуг, необходимых иностранным туристам в ходе путешествия в Узбекистан, к услугам собственного производства?

Должны ли мы осуществлять обязательную продажу выручки в иностранной валюте с сумм, уплаченных за услуги по проживанию и питанию ино­странных туристов, права на которые мы приобрели и включили в акт обслуживания, а также в счет-фактуру, подписываемые нашими иностранными партнерами?


У.Бердиев, директор.

 

– В соответствии с абзацем десятым статьи 3 Закона «О туризме» (от 20.08.1999 г. N 830-I, далее – Закон)  туристские услуги – это услуги субъектов  турист­ской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. Абзац седьмой этой же статьи к субъектам туристской дея­тельности относит предприятия, учреждения, организации, зарегистрированные в установленном порядке и имеющие лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристских услуг.

Исходя из данных нормативно-правовых положений турист­ские услуги являются составными, включают в себя комплекс услуг нескольких типов. При этом данная совокупность выделена Законом в отдельную категорию услуг, и на основании статьи 81 Гражданского кодекса турист­ские услуги относятся к самостоя­тельному объекту гражданских прав. Поэтому квалификацию оказываемых юридическим лицом услуг с отнесением их к категории «туристские» правомерно осуществлять только в комплексе, а не рассматривать по отдельности каждую включенную Законом в их состав услугу.

Таким образом, оказываемые субъектом туристской деятельности услуги, входящие в состав туристских, согласно определению, данному в Законе, квалифицируются как их собственные. И они в полной мере подпадают под определение «услуги собственного производства», содержащееся в абзаце пятом пунк­та 5 Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту (утверждены постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 16.02.2011 г. N 2195, далее – Правила N 2195)1.

Экспортом услуг признается оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания) (абзац третий пункта 1 Правил N 2195).

Согласно подпункту «е» пунк­та 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте (приложение N 1 к Постановлению КМ от 29.06.2000 г. N 245) от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождаются микрофирмы и малые предприятия в части валютной выручки, поступающей от экспорта услуг собственного производства.

Исходя из вышеизложенного юридическое лицо, являющееся по установленным критериям2 микрофирмой или малым предприятием, оказывающее на основании лицензии туристские услуги и являющееся субъектом туристской деятельности согласно определению, данному в Законе, освобождено по данному виду деятельности от обязательной продажи части валютной выручки.

 

 -------------------------------------

1Данная норма определяет услугу собственного производства как оказанную предприятием собственными силами.

2Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса) (утверждена Постановлением КМ от 11.10.2003 г. N 439).

Артем Мокшин
руководитель экспертной юридической службы «Norma»

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_