Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Экспорт: базисные условия внешнеторгового договора

01.11.2012

 

Особое значение при заключении внешнеторгового контракта играют базисные условия поставки. Они влияют на формирование дополнительных расходов организации, а следовательно, и на ожидаемый финансовый результат экспортной операции. Базис поставки – это специальные условия, определяющие обязательства сторон внешнеторговой сделки по доставке товара от пункта отправления до согласованного места назначения и устанавливающие момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю, а также момент исполнения экспортером обязательств по поставке товара. Базисные условия устанавливают базис (основу) цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет. Те расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются в цену товара.

 

ВЫГОДНАЯ СДЕЛКА ПРИ ПРАВИЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ ИНКОТЕРМС


Базисные условия поставок основаны на международной торговой практике и торговых обычаях. Международная торговая палата (МТП) впервые в 1923 году опубликовала сборник сведений о принятых в ряде стран обычаях относительно базисов поставки товаров, в котором приводилось толкование 10 базисных условий в 18 странах. В результате проведенной МТП работы по унификации этих условий в 1936 году были изданы Правила толкования международных торговых терминов (International Commercial Terms (Incoterms, далее – Инкотермс). Впоследствии – в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг. – были приняты новые редакции Инкотермс.

 

К сведению! Каждая новая редакция Инкотермс не означает автоматической отмены предыдущих, то есть стороны контракта могут применять любую из редакций. В договоре только необходимо указать год используемой редакции Инкотермс.

 

Основная цель Инкотермс состоит в создании свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Главным достоинством Инкотермс является то, что сторонам контракта не нужно отдельно прописывать в договоре полный перечень их прав и обязанностей по договору, так как унифицированное толкование терминов позволяет достичь такого взаимопонимания, при котором у сторон внешнеторгового договора не возникнет разногласий в отношении его условий. Инкотермс носят рекомендательный характер и применяются по договоренности сторон. Но если в контракте при определении базисных условий поставки сделана ссылка на них, то положения контракта, имеющие ссылку на Инкотермс , приобретают юридическую силу, и соблюдение включенных в контракт условий становится обязательным. Однако надо иметь в виду, что если в контракте сделана ссылка на базис поставки по Инкотермс, а другие пункты контракта противоречат используемым условиям поставки согласно Инкотермс, то применяться должны соответствующие пункты контракта, а не Инкотермс, поскольку считается, что стороны установили определенные изъятия из Инкотермс в толковании отдельных базисов поставки.

Сфера действия Инкотермс-2010 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров. В основном они определяют обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям; указывают, как распределяются обязанности сторон по перевозке и страхованию, обеспечению надлежащей упаковки товара, выполнению погрузо-разгрузочных работ, установлению момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара, усушки, утруски, естественной убыли, наступивших независимо от действий участников договора; по получению экспортных и импортных лицензий, таможенной очистке (выполнению таможенных формальностей) для вывоза и ввоза товара; порядок извещения покупателя о поставке товара и предоставления ему транспортных документов, извещений. Каждый термин Инкотермс-2010 представляет собой аббревиатуру из трех букв.

 

БАЗИС ВЛИЯЕТ НА ЦЕНУ ТОВАРА

Базисные условия поставок Инкотермс указывают во внешнеторговом контракте, а также в счете-фактуре (счете-проформе, инвойсе) и международной товарно-транспортной накладной (CMR). Условия поставки товара определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров как в части их организации, так и в части оплаты данных расходов. В прайс-листах цена обычно указывается исходя из определенного условия поставки Инкотермс, или на выбор покупателя предлагается несколько вариантов условий поставки и, следовательно, несколько вариантов цен. В зависимости от базиса поставки фактурная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочные расходы, страхование, пошлины и иные сборы. Поэтому при формировании цен, исполнении контракта и определении расходов, которые несет экспортер (и которые признаются для целей налогообложения прибыли как экономически обоснованные), необходимо учитывать обязанности, возлагаемые на экспортера (поставщика), исходя из согласованных сторонами условий поставки, прописанных в контракте.

Возьмем, к примеру, базисные условия поставки при заключении договора на условиях «Франко-перевозчик (...название места назначения)» (FCA). Термин «Франко-перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Выбор места поставки повлияет на обстоятельства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещение продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, то продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин используется при перевозке любым видом транспорта. Если покупатель доверяет принять товар другому лицу, не являющемуся перевозчиком, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу. Например, если в документах условие поставки товара из Узбекистана в Липецк (Россия) указано, как «FCA–Оренбург», то согласно Инкотермс-2010 оно означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по отношению к покупателю, если он оформил грузовую таможенную декларацию (ГТД), затаможил груз и передал его организации-перевозчику или покупателю, который будет везти груз до Липецка.

Если в счете-фактуре указано «FCA–Ташкент», то это показывает, что цена товара рассчитана на условиях «FCA–Ташкент»: в цену товара входят стоимость товара, расходы по таможенному оформлению груза, стоимость погрузки товара на транспортное средство.

 

НАША СПРАВКА

FCA (Free Carrier (… named place) – Франко-перевозчик (...название места назначения) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара тогда, когда он передал товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, перевозчику, указанному покупателем, в установленном месте или пункте. Сторонам следует наиболее четко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя именно в этом пункте. От продавца требуется выполнение формальностей для вывоза, если они применяются. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины или выполнять иные таможенные формальности при ввозе.

При Free Carrier применяются любые виды транспорта.

 


О ТИПАХ КОНТРАКТОВ


В Инкотермс-2010 выделяют 4 группы типов контрактов: группа E. Отправление; группа F. Основная перевозка не оплачена; группа С. Основная перевозка оплачена, то есть продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика; группа D. Прибытие. В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение объема обязанностей продавца. Применение того или иного термина ограничивает вид транспортного средства или способ транспортировки, а также может предусматривать обязательное страхование груза стороной (сторонами).

 

НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПОРТЕРА


EXW (Ex Works) – Франко-завод (...название места) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории (например, завод, фабрика, склад и т.д.). Продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление экспортируемого товара, если это не оговорено особым образом. Покупатель же несет все виды риска и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения. При этом базисном условии применяются любые виды транспорта.

FAS (Free Alongside Ship) – Франко вдоль борта судна (...название порта отгрузки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара тогда, когда товар размещен у борта судна на причале или в лихтерах в указанном порту отгрузки. Только с этого момента покупатель несет все расходы и риски утраты или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце. При Free Alongside Ship применяются морские и внутренние водные перевозки.

CFR (Cost and Freight) – Стоимость и фрахт (...название порта назначения) означает, что на продавца возлагаются расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом риск утраты и повреждения товара, а также любые дополнительные расходы вследствие событий, происходящих после доставки товара на борт судна, переходят от продавца покупателю в момент перехода товара за поручни судна в порту отгрузки. В соответствии с базисом CFR на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта. Cost and Freight применяется при морских и внутренних водных перевозках.

При доставке грузов морским или речным путем – для продавца продажа товаров на условиях FOB и CIF наиболее приемлема, так как он в обоих случаях снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара с момента погрузки товара на судно и получения коносамента, а иногда – с момента принятия товара к погрузке в порту отправления. Продавец получает платеж сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих документов, то есть задолго до получения покупателем отправленного ему товара.

 

НАША СПРАВКА

FOB (Free On Board) – Франко-борт (...название порта отгрузки) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда товар перешел за поручни судна в указанном порту отгрузки. Таким образом, начиная с этого момента (то есть начиная со стивидорных расходов* по штивке – размещению груза в трюмах судна) покупатель несет все расходы и весь риск утраты или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очистке товара от пошлин для экспорта.

Free On Board может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

Кроме того, при сделках на условиях CIF продавец получает возможность фрахтовать судно по своему усмотрению и тем самым извлекать дополнительную прибыль за счет разницы между стоимостью фрахта, заложенной в цене и фактически уплаченной фрахтовщику, а также путем использования зафрахтованного тоннажа для перевозки импортных грузов.

 

НАША СПРАВКА

CIF (Cost, Insurance and Freight) – Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения) означает, что продавец несет те же обязательства, что и на условия «Стоимость и фрахт» (CFR), но с добавлением обязанности по обеспечению страхования груза от рисков его утраты и повреждения в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования, платит страховой взнос и пересылает полис вместе с другими документами получателю.

Cost, Insurance and Freight применяется при морских и внутренних водных перевозках.

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ


Более эффективным для покупателя являются условия DDP, так как они предполагают максимальные обязанности для продавца – большое количество расходов и рисков по доставке, таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов (при экспорте, импорте и транзите через третьи страны). Однако следует отметить, что данные условия поставки не могут применяться, если продавец прямо или косвенно не обеспечивает получение импортной лицензии. В данном случае покупатель обязан оказать продавцу по его просьбе за его счет и на его риск полное содействие в получении любой импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара. Покупатель может также по собственному желанию произвести страхование груза.

 

НАША СПРАВКА

DDP (Delivery, Duty Paid) – Поставка с оплатой пошлины (...название места назначения) означает, что продавец осуществляет поставку, когда в распоряжение покупателя предоставлен товар, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, на прибывшем транспортном средстве, готовый для разгрузки в поименованном месте назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности.

Delivery, Duty Paid применяется при любых видах транспорта.

 

При базисных условиях поставки CIP большее количество обязанностей ложится на поставщика, который обязан предоставить товар названному им перевозчику, осуществить страхование груза, а также произвести таможенную очистку товара для экспорта. Покупатель может заключить дополнительный договор страхования (на страхование с большим покрытием). На покупателя возлагаются все расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара. Расходы по таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов при транзите через третьи страны могут ложиться и на покупателя, и на продавца в зависимости от условий контракта.

 

НАША СПРАВКА

CIP (Carriage and Insurance Paid to) – Стоимость и страхование оплачены до (...название места назначения) означает, что продавец передает товар перевозчику в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами). Продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения. Кроме того, он заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки. Покупателю следует учесть, что согласно CIP продавец обязан обеспечить страхование только с минимальным покрытием. При желании покупателя иметь больше защиты путем страхования ему необходимо согласовать это с продавцом или осуществить за свой счет дополнительное страхование. В обязанности продавца по данному базису входит оплата, если потребуется, расходов по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых при вывозе, а также расходов по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на продавца.

Carriage and Insurance Paid to применяется при любых видах транспорта.

Кроме CIP, при экспорте товара целесообразно применять условия FCA, CPT.

 

НАША СПРАВКА

CPT (Carriage Paid to) – Перевозка оплачена до (...название места назначения) означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск утраты или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после доставки товара перевозчику, переходят от продавца к покупателю с предоставлением товара в распоряжение первого перевозчика. Поскольку риск и расходы переходят от продавца к покупателю в двух различных местах, то сторонам рекомендуется по возможности наиболее четко определить в договоре место поставки товара, в котором риск переходит на покупателя, а также поименованное место назначения, до которого продавец обязан заключить договор перевозки. Если потребуется, продавец обязан за свой счет и на свой риск получить экспортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара и его транспортировки через любую страну до поставки товара. Продавец обязан оплатить, если потребуется, расходы по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, а также пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые при экспорте, а также расходы по его перевозке через третьи страны, если они по условиям договора перевозки возложены на продавца.

Carriage Paid to применяется при любых видах транспорта.

 

 

ТРЕБУЮТ УТОЧНЕНИЯ


Базисные условия поставок влияют на структуру затрат, включаемых в таможенную стоимость товара, совместно с применяемыми формами расчетов, указанных во внешнеторговом контракте, оказывают влияние на организацию учета расчетов с иностранными поставщиками. На основании указанных во внешнеторговом контракте базисных условий Инкотермс рассчитывают экспортную цену товара, определяют обязанности продавца и покупателя по представлению и оплате коммерческих документов, распределяют между сторонами риск потери или повреждения товара. Но Инкотермс не содержат положений о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать во внешнеторговом контракте, в противном случае данный вопрос будет решаться на основе норм применяемого права. В базисных условиях устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Риск гибели или повреждения товара, так же как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят от продавца покупателю с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара. При этом рекомендуется в контракте определить, что переход права собственности на экспортируемые товары происходит в момент передачи товара перевозчику, то есть в момент выполнения поставки при данном базисном условии.

Таким образом, точное восприятие каждого термина, его влияния на контрактные, транспортные и страховые обязанности, то есть правильное использование Инкотермс-2010, значительно упрощает процесс составления договора и позволяет избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации торговых терминов в различных странах.

 

Подготовил Миразиз БАЗАРОВ.

--------------------------------------------

*Расходы, связанные с погрузо-разгрузочными работами, при морских перевозках.