Налоговые и таможенные вести, N 31 от 2 августа 2012 года
В январе этого года наша фирма, согласно контракту, приобрела в КНР 10 тонн дезинфицирующего средства по цене 1,4 доллара США за 1 кг. В феврале груз был отправлен морем в Таллин, куда поступил в мае. При его перегрузке в контейнер перед отправкой железной дорогой в Ташкент были переоформлены документы. В результате при растаможке прибывшего груза у нас возникли проблемы.
В сопроводительных документах поступившего груза - ж/д накладной, инвойсе, упаковочном листе и др. - были указаны разные коды ТН ВЭД. В связи с расхождением данных в документах для определения кода мы обратились в Узбекэкспертизу, которая рекомендовала код ТН ВЭД, указанный при оформлении груза в Эстонии. Поскольку в электронной базе данных таможни этот товар отсутствует, на основании экспертного заключения была начислена таможенная пошлина со стоимости 2,7 доллара США за 1 кг, которая определена на основе схожего товара, указанного в электронной таможенной базе. Хотя мы представили подлинные документы об оплате товара по цене 1,4 доллара США и эта сумма фигурировала во всех документах, представленных таможенникам. А проведенный нами анализ цен на наш товар на рынке Китая показал, что он стоит примерно 1,32 доллара США за 1 кг.
До оплаты товара и подписания контракта в КНР мы направляли запрос в территориальное управление ГТК с просьбой разъяснить порядок взимания импортных таможенных платежей. В ответе таможенного органа, в частности, указывалось, что таможенная пошлина определяется с цены контракта. В настоящий момент сертификат происхождения и представленный контракт не были признаны. Поэтому сумма пошлины втрое превышает предполагаемый нами размер. А ведь дезинфицирующее средство предназначено для реализации медучреждениям, детским летним лагерям, дошкольным и детским учреждениям, предприятиям общепита и др.
Просим дать разъяснения по сложившейся ситуации. Имеем ли мы возможность потребовать от таможенных органов начисления таможенной пошлины по цене 1,4 доллара США за 1 кг, указанной в контракте, инвойсе и других документах?
Участник ВЭД.
- Безусловно, такое право и возможность вы имеете. Статьей 113 Таможенного кодекса предусмотрен возврат таможенными органами излишне уплаченных таможенных платежей. Механизм этой процедуры регламентирован Инструкцией о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (зарегистрирована МЮ 14.07.2000 г. N 947).
Для этого вам необходимо в течение 1 года с момента уплаты таможенных платежей письменно обратиться в территориальное управление ГТК, в зоне деятельности которого производилось таможенное оформление, с требованием о возврате платежей или их зачете в счет будущих платежей. Моментом уплаты считается дата таможенного оформления товаров в таможенных органах.
Решение о возврате платежей или зачете в счет будущих платежей может быть принято при представлении в таможенный орган следующих документов:
письменного заявления плательщика с указанием причины излишней уплаты или взыскания, содержащего банковские реквизиты плательщика, куда должны быть возвращены денежные средства;
грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой начислялись и взимались платежи;
платежного документа, подтверждающего уплату (списание) причитающихся сумм платежей, с отметкой уполномоченного банка об исполнении;
товаросопроводительных документов с отметкой пограничной таможни о фактическом пересечении товаров границы (в необходимых случаях).
Для подтверждения того, что ваша фирма переплатила таможенные платежи, необходимо также представить в таможенный орган следующие документы:
q надлежаще оформленный сертификат о происхождении товара. В вашем случае следует отметить, что коды ТН ВЭД в Узбекистане и Китае по ряду причин могут не совпадать. Но, согласно национальному законодательству, в представляемом таможенному органу Узбекистана документе должен быть указан код ТН ВЭД РУз. Вероятно, в вашем контракте он не был указан, поэтому инопартнер указал свой код. Чтобы устранить это недоразумение, вам необходимо обратиться к инопартнеру с просьбой направить новый сертификат, в котором указать код товара по оформленной ГТД. В нем должно быть указано, что он выдан взамен ранее ошибочно оформленного сертификата;
q документ, подтверждающий стоимость импортированного товара. Законом "О таможенном тарифе" установлено, что таможенной стоимостью ввозимого товара (принимаемой в качестве основы для уплаты таможенных платежей) является цена, уплаченная или подлежащая уплате за него на момент пересечения им таможенной границы.
В вашем контракте указано, что отгрузка товара производится только после 100-процентной предоплаты. Наличие банковских платежных документов подтверждает, что счет оплачен. В этом случае стоимость импортированных товаров должна определяться по цене контракта на условиях СИФ - таможенная граница РУз.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спец. корр.