Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу

О преференциях экспортерам

20.12.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 51 от 20 декабря 2012 года

 

В минувшую пятницу в бизнес-центре «Poytaxt» Федерация бухгалтеров, аудиторов и консультантов Узбеки­стана (ФБАКУ) в партнерстве с Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству провела заседание «круглого стола» на тему «Практические вопросы осуществления внешнеэкономических операций в Узбекистане». Его участники обсудили основные аспекты правового регулирования ВЭД, таможенного контроля экспортно-импортных операций, их ценообразования и налогообложения.

В мероприятии участвовали руководители крупных отечественных компаний, представители министерств и ведомств, международных организаций, СМИ, члены ФБАКУ.

Заседание «круглого стола» открыла директор USAID в Узбекистане Эрин Коул. Отметив важность обсуждаемой темы, она подчеркнула, что содействие развитию экспортной деятельности – одна из приоритетных задач Проекта USAID в республике.

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ВЭД


Начальник юридического управления МВЭСИТ Алишер КАРИМОВ рассказал аудитории о правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. За 3 квартала этого года в экономику республики привлечено иностранных инвестиций и кредитов на 2 млрд долларов США, в том числе освоено 1,6 млрд долларов США (на 9,6% больше в сравнении с аналогичным периодом 2011 года). Из них 1,3 млрд долларов США – прямые ино­странные инвестиции. По итогам 2011 года положительное сальдо ВЭД превысило 4,5 млрд долларов США.

Сегодня Узбекистан установил и поддерживает торгово-экономические отношения со 180 странами мира. Товарооборот за последние 5 лет увеличился вдвое. С 45 странами двусторонняя торговля осуществляется в режиме наибольшего благоприятствования, с 53 – подписаны межправительственные соглашения о взаимной защите инвестиций, с 50 – об избежании двойного налогообложения. Сегодня советники по торгово-экономическим вопросам функ­ционируют в посольствах Республики Узбекистан 17 стран.

А.Каримов остановился на аспектах привлечения иностранных инвестиций, стимулирования экспортеров и расширения поставок. Этим целям служат СИЭЗ «Навои» и СИЗ «Ангрен». Участники первой освобождены от уплаты всех налогов на сроки от 7 до 15 лет в зависимости от объема инвестиций. На все время действия СИЭЗ предприя­тия освобождаются от таможенных платежей на импорт оборудования, сырья, компонентов для производства. Сегодня здесь 13 предприятий производят автозапчасти, светодиодные лампы, ADSL-модемы, ТВ-тюнеры, полиэтиленовые трубы, 6 – строится, планируется реализация еще 51 проекта.

В планах СИЗ «Ангрен» 30 проектов на 2013–2014 годы. Его резиденты на сроки от 3 до 7 лет в зависимости от объема инвестиций освобождаются от уплаты налогов и таможенных платежей (кроме таможенных сборов) на не производимые в республике оборудование, комплектующие и материалы, ввозимые на территорию СИЗ для реализации проектов, утвержденных Кабинетом Министров. Здесь также предусмотрены льготы и преференции инвесторам.

 

 

ТАМОЖНЯ – ИНИЦИАТОР ЛЬГОТ


Главный инспектор главного управления таможенно-тарифного регулирования и учета платежей ГТК Сайера КАЮМОВА напомнила, что с 1 ноября 1997 года в нашей стране отменены экспортные таможенные пошлины на все товары. При этом НДС и акцизный налог также не взимаются. С 1 сентября 2011 года ставки сборов за таможенное оформление товаров на экспорт снижены в среднем в 2 раза1.

Сегодня применяется 6-уровневая адволорная ставка таможенных пошлин на импорт: 0, 5, 10, 20, 30 и 40% от таможенной стоимости, акцизного налога – от 5 до 200%, НДС – 20% от облагаемого оборота, сбора за таможенное оформление – 0,2% от таможенной стоимости, но не менее 25 долларов США и не более 3 000 долларов США. При этом таможенный сбор на импорт непродовольственных потребитель­ских товаров, произведенных в третьих странах и реэкспортируемых для коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами из сопредельных стран, составляет 20% от таможенной стоимости.

С.Каюмова сообщила, что с 1 января 2013 года при таможенном оформлении товаров, вывозимых в режиме экспорта, отменяется требование по предоставлению в таможенные органы биржевых контрактов и справки о расчетах, выдаваемой уполномоченным банком2. Эти сведения таможенники будут фиксировать в ходе мониторинга, осуществляемого в рамках ЕИЭС ВО. С 1 мая 2013 года отменено требование о сертификации продукции, производимой на экспорт3. Она будет осуществляться добровольно.

С 1 января 2013 года при таможенном оформлении импорта товаров отменяется требование о предоставлении в таможенные органы импортных контрактов, а также сертификата качества на зерно и продукты его переработки2. С 1 апреля 2013 года для подтверждения таможенной стоимости ввозимых льготируемых товаров предпринимателям достаточно будет представить экспортную ГТД.

Сайера Каюмова сообщила, что ГТК подготовлен проект закона о внесении изменений в статьи 51 и 112 Таможенного кодекса, согласно которым таможенный контроль после выпуска товаров может осуществляться в течение 3 лет, а дополнительное начисление таможенных платежей в течение 1 года с момента выпуска товаров, а неуплаченные таможенные платежи подлежат доначислению в течение 1 года с момента таможенной очистки товаров. Дополнительно начисленные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами с плательщиков в течение 3 лет с момента выявления факта неуплаты таможенных платежей.

Также подготовлен проект закона о внесении изменений в статью 33 Закона «О таможенном тарифе»4 и в статью 12 Закона «Об иностранных инвестициях»5. Их принятие освободит от таможенной пошлины имущество, ввозимое в Узбекистан вновь создаваемыми предприятиями с ино­странными инвестициями, составляющими в уставном фонде не менее 33%, в течение 2 лет с момента госрегистрации.

Таможенница также сообщила о необходимости по ряду товарных подсубпозиций внести дополнительные изменения по кодам ТН ВЭД в действующие ставки таможенных пошлин и акцизного налога. В настоящее время этот вопрос прорабатывается. Кроме того, ГТК инициировано предложение сформировать перечни технологического оборудования для всех отраслей экономики, а также запасных частей и комплектующих изделий к ранее ввезенному и установленному оборудованию.

 

 

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ЦЕНЫ


Заместитель начальника сводного управления ценообразования Минфина Хамза ТУХСАНОВ, рассказывая об особенностях формирования экс­портных цен, отметил, что они определяются на договорной основе, кроме случаев, предусмотренных законодательством6, исходя из цен, сложившихся на мировом рынке на дату составления договора. Вместе с тем выдаются разрешения на экспорт (в определенное время) товаров по ценам, равным или ниже себестоимости с учетом фактически складывающейся конъюнктуры мировых цен на экспортные товары7. Докладчик также рассказал о нормативном регулировании цен на экспорт товаров стратегического назначения. В качестве примера он взял хлопок-волокно. Финансист отметил, что цены на импортируемые товары и активы регулируют НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы»8, НСБУ N 5 «Основные средства»9 и НСБУ N 7 «Нематериальные активы»10. Представитель Минфина также обстоятельно осветил вопросы формирования декларируемой (утверж­даемой) цены, все ее составляющие.

 

 

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ЭКСПОРТЕРУ


Особый интерес участников вызвала презентация заведующего сектором сводного информационно-аналитического департамента Кабинета Министров Дильшода СУЛТАНОВА. Она была посвящена льготам для предприятий-экспортеров.

Для предприятий, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения послед­них) собственного производства за свободно конвертируемую валюту11 составляет от 15 до 30% в общем объеме реализации, ставка налога на прибыль и ЕНП снижается на 30%; если от 30% и более в общем объеме реализации – на 50%12.

Эта льгота распространяется на предприятия, производящие экспортную продукцию и реализующие ее самостоятельно или через специализированные внешнеторговые объединения и фирмы, которые являются структурными подразделениями министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций и компаний, а также через комиссионера (поверенного) по договору комиссии (поручения).

Д.Султанов обратил внимание на то, что Постановлением Президента от 26.03.2012 г. N ПП-1731 отечественным товаропроизводителям предоставлено право участвовать в международных тендерах по проектам, осуществляемым на территории Узбекистана за счет средств международных финансовых институтов, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов на равных с зарубежными участниками условиях, в том числе с последующим заключением контрактов в инвалюте. Также предоставлено право заключать с нерезидентами контракты в иностранной валюте на поставку для использования в Узбекистане товаров (работ, услуг) собственного производства. Они приравниваются к экспортным контрактам и становятся на учет только в обслуживающем уполномоченном банке с предоставлением налоговых льгот как для предприятий-экспортеров.

Дильшод Султанов дал подробные разъяснения по документам, подтверждающим экспорт товаров, в том числе через комиссионера, а также экспорт работ и услуг. Не менее обстоятельно рассказал о порядке определения доли экспорта товаров (работ, услуг), о механизме подтверждения факта собственного производства товаров. Он отметил, что сейчас ведется работа по совершенствованию регулирующего этот вопрос нормативного акта в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту.

Докладчики раскрыли многие интересующие предпринимателей вопросы предоставления господдержки экспортной деятельности, описали ее проблемы, возможности и преимущества, а также дали рекомендации по активизации деятельности предприятий и повышению ее эффективности.

Как отметила председатель ФБАКУ Дильноза СУЛТАНОВА, развитие внешнеэкономической деятельности служит общему экономическому росту и увеличению благосостояния всех граждан нашей страны. На заседании состоялся эффективный диалог между представителями госорганов и бизнеса.

С ней был солидарен и руководитель Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Виктор ПРОДЕДОВИЧ, заявивший, что в целях оказания содействия развитию экспорта в Узбекистане Проект USAID открыт к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Он отметил, что за «круглым столом» экспортеры получили актуальную информацию от государственных регуляторов, смогли задать вопросы, обменяться мнениями и новыми идеями, получить практический опыт и установить деловые связи.

 

---------------------------------------------------------

1Постановление Президента от 25.08.2011 г. N ПП-1604.

2Указ Президента от 18.07.2012 г. N УП-4455.

3Постановление КМ от 28.04.2011 г. N 122.

4От 29.08.1997 г. N 470-I.

5От 30.04.1998 г. N 609-I.

6Приложения NN 1 и 2 к Указу Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871.

7Постановление Президента от 8.04.2009 г. N ПП-1092.

8Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1595.

9Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 20.01.2004 г. N 1299.

10Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 27.06.2005 г. N 1485.

11За исключением сырьевых товаров, указанных в перечнях к Указу Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871.

12Постановление Президента от 26.03.2012 г. N ПП-1731.

Гульнора Абдуназарова
специальный корреспондент


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_ :

2012-12-23 23:00:20

УРАААААА! Особенно супер по таможне! Браво!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах