Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Обеспечивая демократизм выборов

06.12.2012

 

 

Налоговые и таможенные вести, N 49 от 6 декабря 2012 года

 

Конституцией Республики Узбекистан закреплено одно из важнейших прав гражданина – избирать и быть избранным. Развитию и совершенствованию этого неотъемлемого института демократического государства уделяется приоритетное внимание на протяжении всей новой истории нашей страны.

Вот и на десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен принятый Законодательной палатой Закон «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Узбеки­стан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские кенгаши народных депутатов» в связи с дальнейшим обеспечением свободы выбора и развитием избирательного законодательства».

О вносимых Законом новеллах избирательного права нашему парламентскому корреспонденту Гульноре Абдуназаровой рассказал Игорь КОРЕНЕВ, член Комитета по вопросам обороны и безопасности Олий Мажлиса, представляющий фракцию Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш».

 

– Игорь Анатольевич, каковы основные причины внесения изменений в действующее избирательное законодательство?


– За годы независимости избирательная система нашей страны эволюционировала параллельно с развитием многопартийности, ростом политической зрелости партий как институтов, которые обеспечивают участие граждан в управлении делами общества и государства. По мере укрепления правовых и организационных основ и накопления практического опыта партии приобретали большую самостоятельность и инициативность в подготовке и проведении своих избирательных кампаний.

За годы независимости под руководством Президента страны проделана большая законотворческая работа по созданию равных и справедливых условий проведения предвыборной борьбы. Так, Законом «О финансировании политических партий»1 определено, что финансирование участия политпартий в выборах в Законодательную палату и другие представительные органы госвласти производится только за счет госбюджетных средств. Дополнениями, внесенными Законом от 25.12.2008 г. N ЗРУ-194 в некоторые законодательные акты, в выборное законодательство введен институт уполномоченного представителя политической партии. Он наделен правом участвовать в подсчете голосов на избирательном участке и проверке Центральной избирательной комиссией правильности составления подписных листов. Увеличено и возможное количество доверенных лиц кандидатов в депутаты – до 10 человек. Шестимесячный срок регистрации партий для их участия в выборах был сокращен до 4 месяцев, а количество подписей избирателей, необходимых для их допуска к выборам, уменьшено с 50 000 до 40 000 граждан. Упразднен институт выдвижения кандидатов в депутаты непосредственно гражданами. Несколько ранее законодательно закреплена 30-процентная квота женщин при выдвижении кандидатов в депутаты Законодательной палаты от политических партий.

Вместе с тем опыт последней избирательной кампании показал, что надо продолжать развитие избирательного законодательства. В Президентской Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране2 отмечена необходимость создания равных, справедливых и прозрачных условий предвыборной борьбы. Ужесточение межпартийной конкуренции и появление разнообразных форм и методов предвыборной агитации требуют более тщательного законодательного регулирования.

ДПУ «Миллий тикланиш» в своей предвыборной платформе отметила, что отношения с другими действующими в стране партиями она будет строить на основе борьбы идей, конструктивного диалога и принципа здоровой конкуренции. В связи с этим, а также опираясь на другие положения своей программы и предвыборной платформы, наша партия сочла необходимым проявить законодательную инициативу по реализации указанных в Концепции задач.

 

– В какой степени внесенные в избирательное законодательство изменения соответствуют стандартам демократических преобразований?

 

– При разработке Закона инициативная группа нашей фракции исходила из того, что выборы – это демократическая возможность вливания в систему госуправления новых кадров. Выбирая, народ считает их лучшими кандидатами для исполнения партиями своих предвыборных обещаний. Именно поэтому наш Президент уделил столько внимания этому аспекту, и наша группа поработала над тем, чтобы обновленное избирательное законодательство отвечало всем требованиям его Концепции.

Учитывая особенности нацио­нальной политико-правовой культуры и национально-духовные ценности, при разработке некоторых норм Закона большое значение придавалось собственному опыту проведения избирательных кампаний 2004-го и 2009 годов.

Работая над Законом, мы изучали опыт США, Канады, Германии, Франции и других развитых демократических стран мира, а также стран СНГ.

Надо сказать, что в самой Концепции при постановке задачи дать определение понятию «предвыборная агитация», законодательно определить условия, виды, допустимые формы и методы ее проведения отмечалось, что «подобная практика широко используется в выборном законодательстве различных демократических стран».

Или другой пример. В Концепции ставилась задача закрепить норму, в соответствии с которой не допускается проведение предвыборной агитации не только в день выборов, но и за день до начала голосования. Среди аргументов необходимости введения данной нормы была ссылка на то, что эта норма широко применяется в законодательстве ряда развитых зарубежных стран и т.д.

В данной связи интересной является норма, согласно которой в течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет). Подобные нормы предусмотрены в избирательном законодательстве Испании, Франции, России и других стран.

 

– Понятно, что выборы долж­ны быть свободными и на избирателей не должно оказываться никакого давления. Наверное, поэтому так важна эта норма?

 

– Следует подчеркнуть, что опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, является наиболее эффективной формой влияния на позицию избирателей. Людей всегда интересует прогноз будущих результатов, каковы предпочтения различных категорий избирателей, проще говоря, – кто победит? Причин может быть много, но в итоге опубликование результатов опросов общественного мнения может оказать решающее воздействие на будущий выбор избирателя. При этом надо заметить, что это влияние не основывается на тех программах и предвыборных обещаниях, на той идеологии, которую пропагандируют партии и их кандидаты в депутаты.

 

 

 

   Статья 117. Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом.

 

Конституция Республики Узбекистан

 

Как показывает зарубежный опыт, данную форму агитации зачастую используют для манипулирования общественным мнением и кардинального влияния на итоги выборов. Некоторые заказчики таких опросов и исследований требуют от социологических служб добиться нужного им результата. Способов много – от составленного под эти цели опросного листа и специального инструктирования интервьюеров до банальной фальсификации итогов опроса. В результате публикуются ангажированные результаты, которым большинство верит. Поэтому было бы справедливо, чтобы последние впечатления избирателя основывались не на результатах опросов общественного мнения. Приоритетом долж­ны быть предвыборные программы действий партий и личности кандидатов в депутаты, способных эффективно их исполнять.

Есть и другие нормы, обеспечивающие справедливые условия.

Например, в Законе четко закреплены сроки, порядок и процедуры проведения досрочного голосования, которое начинается за 10 дней до выборов и заканчивается за день до их проведения. Для этого на основании своего заявления избиратель получает у участковой избирательной комиссии по месту жительства избирательный лист и, заполнив его в кабине для тайного голосования, оставляет этот лист в закрытом конверте, который подписывается в месте склеивания двумя членами избирательной комиссии, избирателем и скрепляется печатью.

Внесено также дополнение в статью 6 Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан»3, устанавливающее право наблюдателей присутствовать на конференциях Экологического движения Узбекистана по выборам депутатов Законодательной палаты. Эта норма обеспечивает прозрачность и гласность процесса избрания депутатов от Экодвижения и полностью соответствует требованиям принципов и норм международного права.

 

Игорь Анатольевич, одним из существенных нововведений является норма об участии в выборах лиц, содержащихся под стражей. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

 

– Действительно, Законом предусмотрены дополнительные гарантии защиты прав особой категории избирателей. В статью 8 Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбеки­стан» вводится дополнение, согласно которому избирательные участки могут быть образованы также и в местах содержания под стражей. В соответствии со статьей 117 Конституции Узбекистана не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается. Статьей 7 Закона «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу»4 установлено, что задержанные и заключенные под стражу имеют права, свободы и несут обязанности, установленные для граждан Республики Узбекистан, с ограничениями, предусмотренными законом. В их число ограничение избирательного права лиц, заключенных под стражу, не входит. Введение данной нормы позволит обеспечить реализацию конституционного принципа презумпции невиновности, избирательных прав и гарантий граждан, находящихся в местах содержания под стражей.

Кстати, аналогичная практика предусмотрена законами: Германии – «О выборах в Бундестаг», Канады – «Об избрании палаты общин», России – «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Латвии – «О выборах в Сейм».

 

– Говоря о равных, справедливых и прозрачных условиях предвыборной кампании, нельзя не упомянуть и об их соблюдении при политической конкуренции партий за места в парламенте и местных органах представительной власти. Как это отражено в Законе?

 

– При разработке Закона мы четко понимали, что необходимо создать условия, при которых и партии, и их кандидаты в депутаты могли бы использовать широкий арсенал современных форм и методов общения с избирателями. И таким образом информировать их о проделанной работе, раскрыть им свои цели, планы и идеологию программы действий и главной политической линии в случае своей победы на выборах.

Особое внимание уделялось разработке норм, поддерживающих справедливый и прозрачный процесс политической состязательности между кандидатами и партиями за места в парламенте и местных органах представительной власти. Для нас главными критериями формирования прозрачных, равных и справедливых условий стали обеспечение равного доступа к различным видам и методам предвыборной агитации, открытый доступ к информации и прозрачность процесса выборов на всех его этапах. Все эти положения требовали четкого законодательного закрепления.

У нас в стране, где сформировалась мажоритарная система выборов, когда за один мандат в округе ведут борьбу кандидаты в депутаты от партий, сложились два вида предвыборной агитации – в форме распространения информации: во-первых, о программе и(или) предвыборной платформе партии с призывом голосовать за ее кандидатов в депутаты, во-вторых, о кандидате в депутаты с призывом голосовать за него. В первом случае агитация ведется на всей территории страны и преимущественно с использованием центральных средств массовой информации. Во втором случае агитация ограничивается округом и местными СМИ.

Предвыборная агитация на телевидении, радио и в периодических печатных изданиях может проводиться в форме публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, собраний избирателей, размещения роликов партии о кандидате в депутаты. Она осуществляется через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) и на встречах с избирателями. В Законе отражено право кандидатов в депутаты, политических партий использовать и другие виды, формы, методы предвыборной агитации, не запрещенные законодательством.

В завершение нашего разговора хочу отметить, что в рамках законотворческого процесса мы предельно внимательно отнеслись ко всем предложениям и замечаниям. Те из них, которые действительно оказались конструктивными, отвечающими текущему положению дел и улучшающими нашу избирательную систему, создавая дополнительные гарантии реализации избирательных прав, мы тщательно рассматривали, и они нашли свое отражение в Законе.

 

Спасибо за интересные, исчерпывающие ответы.

 

---------------------------------------

1От 30.04.2004 г. N 617-II.

2Доклад Президента на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 12.11.2010 г.

3От 28.12.1993 г. N 990-XII (в новой редакции, утвержденной Законом от 29.08.2003 г. N 518-II).

4От 29.09.2011 г. N ЗРУ-298.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_