Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак скорректировать зачет НДС на основании статьи 270 Налогового кодекса Как сформировать прочие затраты производственного характера Как разработать график документооборота по экспортной сделке

Обязательная сертификация бухгалтеров...

19.10.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 42 от 18 октября 2012 года

 

В «НТВ» N 40 (948) от 4.10.2012 г. опубликована, на наш взгляд, очень актуальная статья Юлии Яшиной. Под актуальностью, с точки зрения Cовета Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана (НАБА Уз), подразумевается: «за» обязательную сертификацию бухгалтеров. Деятельность НАБА Уз за прошедшие после принятия Закона «О бухгалтерском учете»1 16 лет подтверждает необходимость принятия такого решения.

 

В письме заместителя председателя ГНК А.Юлдашева от 22.03.2011 г. N 09/1-4163, адресованном НАБА Уз, освещены проблемы очень низкого профессионального уровня многих бухгалтеров как крупных акционерных обществ, так и малых предприятий, в результате которого допускаются грубейшие ошибки в финансовой и налоговой отчетности. А.Юлдашев предлагает проводить постоянные курсы (семинары) повышения квалификации, в которых ежегодно должен участвовать каждый бухгалтер и подтверждать свою квалификацию путем прохождения аттестации.

Учитывая сложившуюся ситуацию, НАБА Уз ежегодно направляет руководителям крупных государственных акционерных компаний предложения провести курсы повышения квалификации для их бухгалтеров и работников финансово-экономических служб. Однако эти письма остаются без ответа, так как руководители считают, что, приняв на работу специалиста с дипломом, нести дополнительные расходы на повышение квалификации нецелесообразно.

И такое положение дел, по мнению членов Совета НАБА Уз, будет наблюдаться, пока не будут установлены законодательные требования к квалификации всех бухгалтеров, как, например, уже сделано в банковской системе и страховой деятельности.

В статье 51 «Полномочия Центрального банка по осуществлению надзорных функций» Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан»2 указано, что «Центральный банк имеет право предъявлять квалификационные требования к руководителям, членам правления и главным бухгалтерам банков и их филиалов...». Во исполнение этого требования утверж­дено Положение о порядке установления квалификационных требований Центральным банком Республики Узбекистан к кандидатам, рекомендуемым на должности руководителей, главных бухгалтеров, членов правлений коммерческих банков и их филиалов, а также руководителей исполнительных органов кредитных союзов и микрокредитных организаций3. С 2008 года действует Положение о квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю и главному бухгалтеру страховщика (страхового брокера)4.

Что касается курсов повышения квалификации, пунктом 24 Положения N 1641 предусмотрено, что кандидат, рекомендуемый на должность руководителя или главного бухгалтера Каракалпакского республиканского, областных, городских, районных филиалов, операционного управления (отделения) коммерческих банков (за исключением сотрудников, назначенных на ту же или вышестоящую должность, включенную в номенклатуру Центрального банка), до приглашения на собеседование и(или) тестирования Комиссии Центробанка на определение соответствия должности должен повысить свою квалификацию на курсах, организованных в учебных цент­рах банковской системы, или на курсах повышения квалификации при соответствующих высших учебных заведениях, а также представить копию документа о повышении квалификации в Центральный банк.

На заседании Комитета Законодательной палаты по бюджету и экономическим реформам, посвященном обсуждению вопросов исполнения Госбюджета Узбекистана в первом полугодии 2009 года, было отмечено недостаточное исполнение законов «О бухгалтерском учете» и «Об аудиторской деятельности»5 («Народное слово» N 165 (4797) от 21.08.2009 г.). Одной из основных причин этого является отсутствие законодательно установленных понятия о бухгалтерском учете, прав, обязанностей и ответственности лиц, осуществляющих функ­ции бухгалтерского учета, требований к их профессиональной квалификации и компетентности. В связи с этим первым абзацем статьи 2 Закона «О бухгалтер­ском учете» предлагается ввести следующее определение: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об объектах, предусмотренных настоящим Законом, и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, а также составление на ее основе финансовой, налоговой, статистической и иной отчетности, предусмотренных в соответствии с законодательством Республики Узбеки­стан, которые формируются на основании информации бухгалтерского учета».

Из-за отсутствия в Законе требований к главным бухгалтерам (к бухгалтерам при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) из поля зрения выпадают функции специалистов учета, насчитывающих сегодня в своих рядах сотни тысяч человек. Такое положение дел приводит к различным финансовым нарушениям, за которые главные бухгалтеры формально ответственности не несут, так как, согласно Закону «О бухгалтерском учете», ответственным за организацию бухгалтерского учета является руководитель хозсубъекта. На практике за правильное и эффективное ведение бухучета и финансовой отчетности главные бухгалтеры несут лишь косвенную ответственность.

Отсутствие в Законе «О бухгалтерском учете» положений о функциях и ответственности главного бухгалтера (при отсутствии в штате такового – бухгалтера) является причиной низкой заинтересованности в полноте, правильности и достоверности бухучета и финансовой отчетности, а также в отсутствии необходимости постоянного повышения их профессиональной квалификации. Такое положение наблюдается в большинстве органов хозуправления и хозсубъектах. Это подтверждает мониторинг исполнения Закона «О бухгалтерском учете», проводимый с 2005 года по настоящее время Комитетом по бюджету и экономическим реформам Законодательной палаты.

Учитывая это, предлагается ввести в Закон следующую ­статью 7-1 «Руководитель бухгалтерской службы»:

«Руководителем бухгалтер­ской службы является главный бухгалтер (далее – главный бухгалтер) или иное должностное лицо, а также физическое лицо или ответственное лицо юридического лица, привлеченного на договорных условиях, на которого возложено обеспечение ведения бухгалтерского учета, формирование учетной политики, а также составление и представление финансовой, налоговой, статистической и иной отчетности, которые формируются на основании информации бухгалтерского учета».

Для экономики республики важное значение имеют правильность и достоверность финансовой отчетности  организаций публичного интереса, то есть банков, кредитных союзов и микрокредитных организаций, страховых организаций, акционерных обществ, инвестиционных и иных фондов, аккумулирующих средства юридических и физических лиц, фондовых и товарных бирж, государственных предприятий и хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном фонде долю, принадлежащую государству. Учитывая это, предлагается в статью 7-1 ввести следующее требование:

«На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессио­нальный бухгалтер.

Профессиональный бухгалтер – физическое лицо, имеющее сертификат САР/CIPA или другой международно признаваемый сертификат.

Квалификационные требования к профессиональным бухгалтерам устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Квалификационные требования к профессиональным бухгалтерам банков, кредитных союзов и микрокредитных организаций устанавливаются Центральным банком Республики Узбекистан».

Необходимость международно признаваемого сертификата обосновывается тем, что в соответствии с намеченными в Постановлении6 Президента от 26.11.2010 г. N ПП-1438 мероприятиями банковская система в 2011–2015 годы должна подготовить всех бухгалтеров к работе с применением Международных стандартов финансовой отчетности.

НАБА Уз с 2000 года является членом Международной федерации бухгалтеров (IFAC – International Federation of Accountants), которая разрабатывает, согласовывает со своими членами и утверждает Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, одним из фундаментальных принципов которого является профессиональная компетентность и должная тщательность. Это значит, что бухгалтер обязан поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, необходимом для предоставления заказчику или работодателю компетентных профессиональных услуг, учитывая текущие тенденции в профессиональной практике, законодательстве и методах работы, и действовать тщательно в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.

Исходя из требований этого Кодекса и Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА), осуществляющего нормативное регулирование подготовки и повышения квалификации в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и аудита, НАБА Уз принимает в действительные члены только тех специалистов, которые имеют международно признаваемые сертификаты (CAP, CIPA, CPA, ACCA или CGA), и проводит мониторинг ежегодного прохождения ими курсов повышения квалификации.

Однако из 1 635 действительных членов НАБА Уз только 55% являются бухгалтерами, остальные – это аудиторы и студенты. Между тем в международной практике принято, что главным бухгалтером (финансовым менеджером) акционерной компании или крупного государственного предприятия может стать только сертифицированный бухгалтер, подтверждающий ежегодно свою профпригодность прохождением курсов повышения квалификации, на оплату которых предусматриваются средства в бюджете работодателя.

Установление законодательного требования будет стимулировать и специалистов с дипломом о высшем образовании, работающих рядовыми бухгалтерами, приобретать знания для карьерного роста, чтобы получить профессиональный сертификат.

Совет НАБА Уз выражает надежду на принятие в скором будущем нормы, устанавливающей такие требования к нашим бухгалтерам.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

председатель Совета Национальной ассоциации

бухгалтеров и аудиторов Узбекистана.

 

------------------------------------

1От 30.08.1996 г. N 279-I.

2От 21.12.1995 г. N 154-I.

3Утверждено постановлением Правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 14.11.2006 г. N 1641.

4Утверждено приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 18.06.2008 г. N 1827.

5От 9.12.1992 г. N 734-XII, в редакции Закона от 26.05.2000 г. N 78-II.

6«О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011–2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей».

 

 

***

СТИМУЛИРОВАТЬ, А НЕ ОБЯЗЫВАТЬ

 

Если обладатель какой-либо профессии имеет диплом государственного образца, это говорит о том, что обладатель этого документа имеет теоретические знания профильной профессии. Если начнется сертификация всего и вся, тогда сводится на нет смысл высшего образования в целом.

Выходит, чтобы заставить всех заниматься самообразованием и поддержанием профессионального уровня, необходимо ввести сертификацию и заставлять проходить обязательные курсы повышения квалификации. Есть положительная практика стимулирования самообразования путем предоставления вычетов при налогообложении доходов на сумму средств, направленных на самообразование или добровольную сертификацию.

При рыночной экономике обладатели профессии бухгалтера в добровольном порядке получают сертификаты для подтверждения уровня своего профессио­нализма. В таком случае в введении обязательной сертификации нет никакой необходимости.

Кроме того, при сертификации сложилась практика требования опыта работы. Как в таком случае быть новоиспеченным специалистам из вузов? Имея диплом государственного образца, они оказываются неконкурентоспособными. Кроме того, сложным остается вопрос обеспечения объективности сертификации и эффект от ее введения.

 

Мухиддин ЗАЙНУДДИНОВ,

налоговый консультант.


Комментарии (18)

Добавить комментарий

Гость_Минигуль: :

2012-10-20 20:22:31

Я согласна с Мухиддином Зайнуддиновым, Я одна из первых открыла бухгалтерскую фирму.Не имею высшее образование, но практикую студетов ВУЗОВ.в 2000году получила сертификат об успешном окончании курсов  "Национальный стандарт бухгалтерского учета" на основании МСФО проведенное корпарацией "КАРАНА"(ЮСАИД),затем курсы "Моя бухгалтерия" , курсы "БЭМ"(фирмы веду полностью на БЭМ, хотя программа не оправдала ожидаемых результатов),я по разным причинам в своё время не смогла окончить ВУЗ, я всегда любила учиться,свою профессию люблю по настоящему(хотя я товаровед), именно в этом профессии я нашла себя 20 лет тому назад,мне за 40 лет, и учится теперь пошла бы ,на заочно, но ведь нет заочных отделений, неужели от-того , что нет высшего эк0номического образования, я не смогу работать, мне обидно , что вчерашний студент оказался выше меня, только потому-что закончил ВУЗ, разве это правильно, неужели из-за сертификации , я останусь без любимой работы? а 20 лет работы в разных сферах, и 8 лет работы Директором бухгалтерской фирмы , не имеют значения?

botir2002: :

2012-10-20 21:57:31

Кто платит тот и заказывает музыку. Государство может устанавливать требования для глав. бухгалтеров только для предприятий со 100% гос. долей. И пусть выбирает САР или другие требования. Решает хозяин (собственник).
 
А по поводу практики зарубежных стран, надо предоставить сопоставимые таблицы. Вот тогда и обсудим

Гость_Марина :

2012-10-23 09:33:31

В Закон "О бухгалтерском учете" предлагается внести требования об обязательной сертификации главных бухгалтеров организаций публичного интереса. То есть не все главные бухгалтеры обязаны иметь профессиональный сертификат. При этом организациями публичного интереса во всем мире являются открытые акционерные общества, банки, страховые компании, различного рода государственные и негосударственные фонды (к примеру, дорожный фонд, пенсионный фонд, школьный фонд и пр.)и предприятия с государственной долей собственности. Таким образом главные бухгалтеры "шашлычников" и тому подобных не обязаны иметь профессиональный сертификат бухгалтера.

Гость_Зухра :

2012-10-23 22:08:16

Я считаю, что обязательная сертификация бухгалтеров не обязательно. А что касается получения самого сертификата СAP/CIPA то могли бы сначала сделать обучение и сдачу экзаменов менее затратными. А то получается чтобы получить САР нужно затратить 500-600 тысяч сум. Не каждый бухгалтер может себе это позволить. И еще нужно донести до руководителей предприятий, что квалифицированный бухгалтер лучше чем не квалифицированный. А то когда доходит вопрос о по вышение квалификации начинают говорить, что нет денег, или выписать газету НТВ, а тебе говорять "может так справишся". Поэтому нужно сначала сделать сертификацию руководителей, а уж потом бухгалтеров.

botir2002 :

2012-10-24 19:24:21

Между прочим студентам предоставлена скидка до 50% (в зависимости от учебного центра). Получается что пока действующие бухгалтера ищут средства для оплаты, студентов которые получили САР будет больше. И так как при обязательной сертификации (не только публичной сфере), у многих гл. бухгалтеров не будет в наличие сертификата, то бывшие студенты и станут гл. бухгалтерами. И к чему это приведет???

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_