Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

ПОМОЧЬ И ЗАЩИТИТЬ

13.09.2012

Налоговые и таможенные вести, N 37 от 13 сентября 2012 года

 

Последние июльские решения главы государства по кардинальному сокращению отчетности, либерализации лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур вкупе с пакетом мер по улучшению деловой среды и предоставлению предпринимательскому сословию больших свобод1 в очередной раз подтвердили последовательность курса на формирование социально-рыночной экономики страны. В этой связи есть смысл упомянуть еще об одном документе, в котором впервые была сформирована задача о системном подходе к формированию и оценке делового климата в республике, определен вектор экономических реформ на 2011-2015 годы. Это Постановление Президента N ПП-14642, вышедшее в свет в январе прошлого года.

 

В январских “тезисах” главы государства изложены основные направления экономических преобразований на ближайшие годы. Некоторые из них нашли уже более детальное отражение в июльских указах1. Что объединяет эти три документа? - Идея, которая начала воплощаться еще в Год малого бизнеса и частного предпринимательства. По нарастающей она реализуется и в текущем году. Речь идет о предоставлении больших свобод субъектам хозяйственной деятельности и устранению административных барьеров.

Основная часть нововведений вступит в силу со следующего года. Но надо иметь в виду, что в либерализации правил, действующих в сфере предпринимательства, незримо присутствует еще одна тема. Контролирующим органам также предстоит совершенствовать свою деятельность, чтобы надзор, оставаясь эффективным, позволял хозяйствующим субъектам в полной мере реализовывать свои права и поддерживал конкурентную среду на рынке. Например, мы летом прошлого года с коллегами из местных подразделений прокуратуры провели мониторинг среди юридических лиц. Предпринимателям предлагалось (при желании на условиях анонимности) ответить на два вопроса: что вам мешает работать и какие у вас есть предложения по устранению препон? Итоги опроса помогли скорректировать планы работы отделов подразделений органов прокуратуры, занимающихся контролем за соблюдением законности в сфере экономики и предпринимательской деятельности.

Есть тут своя “ниша” и для сотрудников нашего Департамента, которые выявляют причины приостановки деятельности субъектов малого бизнеса и по возможности оказывают содействие в реанимации зависших бизнес-проектов. С начала года таким образом на орбиту предпринимательства вернулись 26 предприятий и было создано 39 новых рабочих мест.

У жителя Кызылтепинского района Жаббора Тошпулатова уже был негативный опыт предпринимательской деятельности. Открыть новое дело и заняться переработкой огородной продукции не удавалось, так как недоставало первоначального капитала, а банк отказал в кредите, так как его не устраивало качество предлагаемого залога. Из непростой ситуации помогли выбраться сотрудники местного Департамента. Правда, Ж.Тошпулатову пришлось переквалифицироваться в фермера. Зато теперь у него есть рыболовецкое хозяйство на озере Тудакуль, в которое он принял на работу пятерых односельчан.

На мой взгляд, появление в нашей лексике понятия “деловой климат” неслучайно и однозначно говорит о качественных изменениях в экономическом пространстве и бизнес-среде республики. Ведь за минувшие два десятилетия сформированы основные рыночные институты. Последовательная политика по поддержке частного предпринимательства стала мощным стимулом для увеличения удельного веса малого бизнеса в экономике страны. Шутка сказать, более половины валового национального продукта страны создается малыми структурами. С учетом мер, которые предстоит реализовать в ближайшие годы в ходе выполнения Постановления Президента N ПП-1464, есть все основания предполагать, что удельный вес малого и частного бизнеса в экономике будет продолжать расти.

В то же время сохраняются проблемы, которые принято считать “головной болью” лишь государства. Но от преступлений в сфере экономики страдают, пусть не напрямую, и предприниматели, соблюдающие законодательные нормы. Например, сотрудниками нашего управления Департамента с начала года доначислено налоговых и обязательных платежей почти на 6 млрд сумов. По фактам уклонения от уплаты налогов и сокрытия доходов возбуждено 26 уголовных дел. В том, что страдает государство, которому не доплатили причитающиеся ему платежи, все понятно. С предпринимателями ситуация не столь очевидна. Их недобросовестные коллеги-“уклонисты”, экономя на налогах, получают дополнительный источник доходов и оборотных средств. Таким образом они приобретают конкурентное преимущество, так как располагают большей ресурсной базой для занятия предпринимательской деятельностью. Но образуется она не благодаря налаженному эффективному производству и грамотному управлению, а в результате злоупотреблений и нарушений.

Наиболее явно эта ситуация просматривается на примерах с сокрытием наличной выручки, которую хозяйствующие субъекты обязаны сдавать в кредитные учреждения. Тут у нас имеется даже свой горе-рекордсмен - частная фирма “Камолиддин транс савдо” из областного центра. Из выявленных 26,4 млрд сумов, не сданных коммерческими структурами региона в банки, на это предприятие приходится 4,6 млрд сумов. Ревизия его финансово-хозяйственной деятельности выявила, что с этой суммы не было заплачено ни копейки налогов. Не отраженная в бухгалтерских документах выручка использовалась для наращивания торгового оборота.

Не может быть речи и о честной конкуренции между законопослушными товаропроизводителями и мастерами контрафакта. В этом году сотрудниками нашего управления ликвидировано 12 нелегальных кустарных производств по выпуску потребительских товаров, главным образом растительного масла. У местных “подпольщиков” конфисковано товарно-материальных ценностей почти на 9 млн сумов. А ведь контрафактное масло реализуется в основном на открытых продовольственных рынках. Но в регионе есть предприятия, которые производят растительное масло в соответствии с действующими стандартами и нормами. Их работники и руководители бывают на базарах и, наверняка, им попадались на глаза подделки, которые они способны отличить от натурального продукта. Но нам пока еще не поступало ни одного сигнала о реализации на том или ином рынке контрафактного масла. Как в этой связи не вспомнить, что зарубежные товаропроизводители своих “копировальщиков” не жалуют и ведут с ними непримиримую борьбу.

Большинство современных предпринимателей, что называется, народ “продвинутый” и неплохо осведомлены о правовых аспектах коммерческой деятельности. Тем не менее вопросы юридического сопровождения бизнеса не теряют своей актуальности. В Программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на 2011-2015 годы прописан комплекс мер по усилению правовой защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательства. Рисков и “подводных камней” в бизнесе хватает.

В частности, нашему ведомству часто приходится разбираться со злоупотреблениями должностных лиц. В Тамдынском районе руководитель местного кредитного учреждения придумал свою схему по выуживанию средств у коммерческих структур. Ссылаясь на распоряжения районной администрации, от предпринимателей требовали делать отчисления на различные благоустроительные работы и благотворительные акции: на ремонт дорог, школ, на подписку газет для ветеранов. Ничего не подозревающие предприниматели переводили на указанный расчетный счет средства, которые предприимчивым банкиром затем обналичивались и присваивались. Таким образом он разжился почти на 4 млн сумов. В отношении руководителя районного подразделения кредитного учреждения возбуждено дело по статьям 167 (“Хищение путем присвоения или растраты”), 207 (“Должностная халатность”), 209 (“Должностной подлог”) Уголовного кодекса. Всего с начала года нашими сотрудниками по заявлениям предпринимателей за разные злоупотребления, вымогательство и мздоимство возбуждено на должностных лиц 16 уголовных дел.

Снижение административных барьеров и либерализация процедур, регулирующих хозяйственную деятельность, открывают предпринимателям новые перспективы в работе и направления приложения своих талантов в бизнесе. Как показывает наша практика, эффективная защита интересов предпринимателей зависит не только от хороших и правильных нормативных актов, но и от их личной активности и стремления отстаивать свои права.

 

Акмаль РАХМАНОВ,

начальник управления Департамента

по борьбе с налоговыми,

валютными преступлениями

и легализацией преступных доходов

Навоийской области.

 

 

----------------------------
1Указы Президента “О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур” (от 16.07.2012 г. N УП-4453) и “О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству” (от 18.07.2012 г. N УП-4455).

2Постановление Президента “О Программе мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы, определению и реализации системы критериев и оценок по формированию в стране делового климата” (от 6.01.2011 г. N ПП-1464).