Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ

17.04.2012

Норма, N 16 от 17 апреля 2012 года

 

Наука криминалистика не стоит на месте, развивается в соответствии с потребностями судебно-следственной практики. Так, традиционные виды трассологической экспертизы следов рук, ног человека, разных орудий и инструментов, холодного оружия и т.п. все чаще уступают первенство исследованию автотранспорта. И это неудивительно - на наших дорогах мы видим всевозрастающее количество автомобилей. Прежде всего - это экспертизы по делам о различных дорожно-транспортных происшествиях. Но сейчас все чаще трассологам приходится проводить исследования, вызванные подозрением на перебивку номеров двигателя, шасси, а главное - кузова, 17-значная маркировка которого является основным идентификатором автомобиля (VIN-кодом). Несколько раз у нас проводились экспертизы и поддельных государственных регистрационных номерных знаков.

 

Если лет 20 тому назад экспертизу номеров агрегатов автомобилей мы производили 1-2 раза в год, то теперь практически еженедельно нам приходится исследовать маркировку (номер) двигателя или кузова какого-нибудь автомобиля, а иногда и того и другого. Поэтому мы постоянно работаем над созданием и развитием методик исследования этих объектов. Ведь у нас в стране появляются все новые и новые транспортные средства как отечественного, так и иностранного производства. А производители постоянно изменяют и совершенствуют технологию нанесения маркировок на автомобильные агрегаты.

Нередко к нам на экспертизу маркировок агрегатов направляют старые автомобили: легковые ("Жигули", "Москвичи", "Волги" и др.) и грузовые (ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ). Но в последние годы все чаще приходится исследовать иномарки, а также автомобили, произведенные в Узбекистане.

В материале "По стопам Остапа Бендера"* уже рассказывалось о махинации с двумя "Нексиями", когда путем демонтажа поменяли маркировки кузовов нового и старого автомобилей. А сегодня - о других экспертизах, с помощью которых были разоблачены махинации с иномарками.

 

Одной из первых иномарок, которую мне довольно давно довелось исследовать, была "Тойота Прадо" черного цвета. Надо было проверить, не изменялся ли номер кузова этого автомобиля. Первичный осмотр 17-значной идентификационной маркировки, нанесенной ударным способом на раме за правым передним колесом, признаков перебивки знаков не выявил. Они имели своеобразную, свойственную автомобилям "Тойота" конфигурацию, набиты ровно, без отклонений. Однако мое внимание привлек разный оттенок черной краски на маркировке. Наверняка многие замечали, что этот цвет может иметь разные оттенки: синеватый, зеленоватый, сероватый. Было заметно, что вторая половина исследуемой маркировки имеет слегка сероватый оттенок, в отличие от синеватого в первой половине.

Доступ к маркируемому участку рамы для детального исследования был затруднен. Поэтому мы обратились к специалистам станции технического обслуживания (СТО) автомобилей "Тойота". Они подняли автомобиль на электроподъемнике, сняли колесо, глянули на маркировку и авторитетно заявили: "Номер подлинный, нет никакой перебивки!". Я не стала спорить с ними, хотя после снятия колеса разнооттеночность краски стала еще более заметна.

Для дальнейшего исследования надо было удалить краску растворителем. Как только я начала ее смывать, окружающие меня мастера и сам следователь с изумлением увидели, что на второй половине маркировки - там, где были набиты, собственно, 6-значный номер кузова и буква, указывающая на год выпуска автомобиля, краска вдруг буквально "потекла". А на первой половине (где набиты обозначения зоны и предприятия-производителя) она, как и положено качественной заводской краске, почти не поддавалась растворителю. После смыва краски все заметили, что цифры на участке 6-значного номера имеют посторонние штрихи.

А при применении метода электрохимического восстановления удаленных знаков на металле работники СТО не смогли сдержать удивленных возгласов, увидев, как проявляются ранее набитые и удаленные цифры. Перебиты были 6-значный номер кузова и буква, обозначающая год выпуска автомобиля. Так экспертиза помогла следствию не только установить изменение идентификационной маркировки, но и определить подлинный номер кузова и год выпуска автомобиля.

 

Ну, а теперь об автомобилях-двойниках… И мне, и другим нашим экспертам пришлось исследовать не одну пару автомобилей-близнецов разных моделей. Сначала у меня на экспертизе были две черные "Тойота Прадо", которые имели абсолютно одинаковые маркировки двигателя и кузова. Более того, у них даже государственные номерные знаки были одинаковыми.

При исследовании оказалось, что маркировки кузова и двигателя одного автомобиля были заводскими, без признаков изменения, как и регистрационные номерные знаки.

При исследовании второго автомобиля, как и у "моей" первой "Тойоты", на второй половине маркировки кузова краска потекла, а под ней были выявлены признаки перебивки буквы, указывающей на год выпуска автомобиля, и шести цифр номера кузова. Также удалось восстановить и первичную маркировку. Соответственно, был перебит и номер двигателя этого автомобиля, правда, на нем не удалось восстановить первоначальную маркировку из-за большой глубины стачивания металла. Разумеется, и госномера (передний и задний) оказались поддельными, не заводскими.

Чуть позже экспертиза пары белых "Тойот" также дала аналогичные результаты исследования.

Автомобили с одинаковыми номерами агрегатов мы стали называть "близнецами" или "двойниками".

Были у нас в лаборатории на исследовании и автомобили-близнецы "БМВ", "Ауди", "Мерседесы" и другие иномарки. Во всех этих случаях экспертам удавалось полностью или частично восстановить удаленные номера агрегатов. А главное - выявить именно те автомобили, у которых изменили маркировку.

Помнится, какое сочувствие вызывали их владельцы, которые приехали на своих автомобилях, а уходили пешком, так как ведущий дело следователь (или инспектор дознания) сразу же налагал арест на автомобиль-двойник. Мы сочувствовали, так как понимали, что они были добросовестными приобретателями, но покупали машины у мошенников. И уж, конечно, маркировки перебивали не сами, и даже не рядовые мастера-"костоправы", так как во всех случаях это делалось высокопрофессионально, с использованием специальных клейм своеобразной конфигурации, свойственной конкретным видам иномарок. Поэтому без экспертного исследования было практически невозможно установить факты перебивки маркировок. И, к сожалению, ни покупатель автомобиля, ни нотариус, оформлявший куплю-продажу, не могли заметить признаков такой перебивки.

 

Ольга МАРШАНСКАЯ,

государственный эксперт

Республиканского центра судебной экспертизы

при Министерстве юстиции.

 

------------------------------

*) "Норма" N 50 (802) от 14.12.2009 г.


Комментарии (1)

Добавить комментарий
Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден.

Гость_expert :

2012-04-18 12:40:10

Надо бы не только сочувствовать добросовестным покупателям, а организовать проведение  обязательной экспресс-экспертизы  на  таможенных постах на ввозе в страну автотранспортных  средств за счет импортера. Говорят, что «Интерпол» констатирует о том,  что угнанные машины из Европы (с защитным чипом-маяком или без-)   попадают в «черную дыру» в пространстве СНГ. Покупая  иномарку «с рук и  на дому» по объявлению, мы, вероятно, заводим себя в   зону риска, но  уж если  приобрели  из дилерской сети - ответственность должна быть солидарной.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_