Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzУплачивают ли резиденты Технопарка НДС при импорте услуг Как применять IFRS 16 «Аренда» у арендатора Как определить налоговую базу по землям несельскохозяйственного назначенияКак рассчитать налог на имущество юридических лиц Как рассчитать налог на имущество юридических лиц

НЕ ЗНАКИ СУДЬБЫ, НО

28.04.2010

Редакционная почта подтверждает рост интереса читателей к охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Косвенно это свидетельствует о переориентации все большей части бизнеса с "купи-продай" на "создай и реализуй, не потеряв". Учитывая это, наши эксперты в сотрудничестве со специалистами Государственного патентного ведомства подготовили серию материалов по вопросам, интересующим, думается, не только авторов писем в газету, но и широкий круг других наших читателей. Сегодняшнюю публикацию мы посвящаем товарным знакам.

 

 

В ПРОПИСКЕ НУЖДАЕТСЯ…

 

Совместное предприятие маркирует производимые им товары оригинальным обозначением и реализует их в Узбекистане. Однако в качестве товарного знака оно зарегистрировано лишь в Российской Федерации. Достаточно ли этого, чтобы обеспечить его охрану на территории Узбекистана и предотвратить недобросовестное использование в республике?

 

- К сожалению, нет. Дело в том, что одним из принципов правовой охраны объектов интеллектуальной собственности является принцип территориального действия. Согласно ему, товарный знак, изобретение и другие объекты, зарегистрированные как таковые на территории какой-либо страны, обладают правовой охраной лишь в данном государстве.

Так, например, свидетельство на товарный знак или патент на изобретение, выданные в Узбекистане, действуют лишь на территории республики и не имеют юридической силы в других государствах. То же самое касается и объектов, получивших правовую охрану за рубежом. Зарегистрировав свой товарный знак в Российской Федерации или любом другом государстве, его владелец приобретает полный объем прав, предусмотренных законодательством данной страны. Однако все они недействительны на территории Узбекистана.

Единственным способом обеспечить в республике охрану используемого знака и защиту прав на него является регистрация обозначения в качестве товарного знака в соответствии с положениями действующего национального законодательства. Владельцы товарных знаков, зарегистрированных за рубежом, могут зарегистрировать их в Узбекистане двумя путями. Первый путь - это регистрация знака по так называемой "национальной процедуре", включающей подачу заявки в Государственное патентное ведомство (далее - Патентное ведомство) и все последующие шаги в соответствии с Законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (от 30 августа 2001 года N 267-II, далее - Закон) и иными актами национального законодательства. Второй путь - регистрация знака по "международной процедуре", осуществляемой в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 28 июня 1989 года), вступившим в силу для Узбекистана с 27 декабря 2006 года. Достоинством этой процедуры является то, что, подав одну заявку в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной cобственности (ВОИС), заявитель получает возможность одновременно зарегистрировать товарный знак в нескольких выбранных им государствах - участниках соглашения*.

 

----------------------------------------------

*) Более подробно о процедуре регистрации товарного знака в соответствии с Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков  будет рассказано в одной из последующих публикаций.

 

* * *

 

 

 

СРОК НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОГРАНИЧЕН

 

Наша фирма уже более 3 лет является владельцем товарного знака, однако по независящим от нас причинам производство товара, который будет им маркироваться, еще только налаживается. Подскажите, пожалуйста, может ли повлечь за собой какие-либо последствия факт неиспользования товарного знака? Ведь, если мы не ошибаемся, владелец знака вправе сам решать, использовать знак или нет.

 

- С одной стороны, вы, конечно, совершенно правы. Являясь владельцем товарного знака, лицо обладает всеми исключительными правами в отношении него и может пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению, в том числе передавать свои права другому лицу, просто предоставлять право пользоваться им или даже отказаться от товарного знака. Однако вопрос неиспользования товарного знака имеет некоторые нюансы, о которых его владельцу необходимо знать.

Наиболее важным моментом является то, что при неиспользовании товарного знака непрерывно в течение любых 5 лет с даты регистрации действие свидетельства на него может быть прекращено досрочно. Данная норма закреплена в части третьей статьи 25 Закона. Согласно ей, по заявлению любого заинтересованного лица суд может принять решение о досрочном прекращении действия свидетельства на товарный знак полностью или частично в случае  его неиспользования непрерывно в течение любых 5 лет с даты регистрации.

Как видите, действующее законодательство никак не ограничивает права владельца и не ставит перед ним требования начинать немедленно использовать товарный знак. Оно предоставляет достаточный срок, в течение которого владелец может наладить свое производство, приобрести необходимое оборудование, то есть осуществить все те действия, которые необходимы для выпуска товаров или оказания услуг, в отношении которых будет использоваться знак. Кстати, подобная норма присутствует в законодательстве многих стран. Так, например, в Российской Федерации срок неиспользования, по истечении которого правовая охрана может быть прекращена досрочно, составляет любые 3 года после регистрации товарного знака.

Значение данной нормы достаточно велико. Именно она призвана стимулировать интенсивное использование товарных знаков в гражданском обороте и позволяет избежать наличия огромного числа "мертвых" знаков, которые, будучи зарегистрированы, никак не работают, а зачастую препятствуют другим предпринимателям осуществлять свою деятельность, используя похожее (сходное до степени смешения) обозначение. В судебной практике нашей республики имеется целый ряд судебных дел, по результатам рассмотрения которых свидетельство на тот или иной товарный знак прекращало свое действие из-за его неиспользования владельцем.

Конечно, каждая ситуация имеет свои нюансы, и порой использованию товарного знака могут препятствовать объективные факторы. Учитывая это, вышеуказанная статья Закона предусматривает, что при решении вопроса о досрочном прекращении действия свидетельства на товарный знак по рассматриваемым обстоятельствам могут учитываться представленные владельцем знака доказательства его неиспользования по независящим от него причинам. В подобных случаях суд может принять во внимание доказательства, подтверждающие, что владелец действительно намеревался в ближайшее время приступить к производству: сертификаты, лицензии, разработка ТУ, договоры на закупку оборудования. При этом следует учесть, что нельзя только собираться производить товар в течение 5 лет - вам могут не поверить. Если знак не использовался по уважительной причине, то достаточным использованием также может быть признано его применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Узбекистан (статья 27 Закона).

Необходимо отметить, что, как правило, товарный знак регистрируется для нескольких или даже целого ряда товаров. В этом случае факт его неиспользования (или использования) доказывается для каждого вида товаров отдельно. Например, если товарный знак зарегистрирован для товаров "крупы" и "кондитерские изделия", а используется он лишь на кондитерских изделиях, то действие свидетельства будет прекращено частично, сохраняя свою силу в отношении товаров, для которых знак использовался.

Обобщая вышесказанное, можно лишь посоветовать владельцам товарных знаков активно использовать их в своей деятельности, реализуя в полной мере все права, предоставленные законодательством, и способствуя тем самым укреплению своих позиций на рынке.

 

Светлана СИЛИВАНОВА,

юрист-эксперт ООО "Norma Hamkor".

 

 

 

Опубликовано в газете «Норма» N 14 от 6 апреля 2010 года

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь