Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу Как предприятию продать квартиру физическому лицу

Бюджетные процессы представлены журналистам

14.07.2014

 

Как формируются расходы и доходы бюджетной организации? Как не допустить перерасхода бюджетных средств и грамотно их использовать? Куда уходит «львиная доля» бюджетных ассигнований? На эти и другие вопросы журналисты получили ответы в ходе семинара-тренинга «Бюджетный процесс: законодательная основа, понятие, построение и этапы».


Семинар был организован Проектом «Реформа бюджетной системы в Узбекистане (BSRP)» для представителей СМИ 10 июля в бизнес-центре «Пойтахт». Тренинг провела независимый эксперт Проекта Зарина Сирожиддинова.

 

На наглядных примерах слушателей ознакомили с принципами формирования республиканского, местного и локального бюджетов. В частности, рассматривались источники доходов (налоги, обязательные платежи, займы) и расходы (финансирование, кредитование, инвестирование) в буджетных организациях.

 

Согласно предоставленным данным, 51,9% дохода Государственного бюджета Республики Узбекистан (без учета государственных целевых фондов) в 2013 году составляют косвенные налоги; 24,23% приходится на прямые налоги, ресурсные платежи и налог на имущество принесли в общий «котел» 14,83% дохода, прочие доходы - 9,85%.

 

Что касается расходов Государственного бюджета в 2013 году, 58,65% потрачено на социальную сферу и социальную защиту населения, 10,65% - на экономику, 5,57% - централизованные инвестиции, 4,45% - содержание органов государственной власти, управления судов и органов самоуправления граждан, 0,03% - средства и гранты на развитие ННО, НПО и институтов гражданского общества, 20,65% - прочие расходы.

 

При этом более 50% всех расходов, предназначенных для социальной сферы, в 2013 году истрачено на просвещение (8 803,2 млрд сумов), 3 709,9 млрд сумов  - на здравоохранение, 287,4 млрд сумов - на культуру, спорт и науку ушло 164,7 млрд сумов, оставшиеся средства израсходованы на соцобеспечение, социальные пособия нуждающимся семьям, выдачу кредитов по Программе строительства индивидуального жилья в сельской местности.

 

Часть средств аккумулируется в Резервном фонде Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусмотренного на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, куда отчисляется определенный процент дохода госбюджета. При этом в случае отсутствия необходимости расхода данных средств в конце финансового года они перераспределяются.

 

На семинаре рассматривались также вопросы формирования доходной и расходной части бюджетных организаций в рамках имеющихся средств. Так, согласно нормам и правилам, утвержденным законодательством, бюджетная организация составляет смету расходов на определенный период (на 1 год, в соответствии с Бюджетным кодексом, в перспективе планируется переход к среднесрочному планированию, сроком на 3 года). Бюджетная организация финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.

 

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций» (от 3.09.1999 г. № 414) бюджетным организациям разрешено получать дополнительные доходы от производства и реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности; предоставления ими в аренду сторонним организациям временно не используемых помещений и другого государственного имущества; спонсорской (безвозмездной) помощи, оказываемой юридическими и физическими лицами.

 

Стоит отметить, что этим же Постановлением бюджетным организациям до 1 января 2015 года предоставляется льгота в виде освобождения от всех видов взимаемых в Государственный бюджет налогов и сборов с целевым направлением высвобождающихся средств на укрепление материально-технической и социальной базы бюджетных организаций, а также материальное стимулирование их работников. Эти средства направляются в Фонд развития бюджетной организации, включая средства, сэкономленные, в рамках основного финансирования.

 

В ходе семинара было отмечено, что корректировать установленный бюджет на определенный период допускается в объеме, не превышающем 10% (например, при необходимости закупки одной позиции, вместо другой). Все расчеты производятся через программный комплекс «Казначейство»,  где контролируется наличие средств на осуществление определенной операции, а также наличие данной строки расходов в соответствии с ранее направленными сметами. Таким образом, обеспечивается защита от перерасхода бюджетных средств организациями.

 

В мероприятии участвовали представители средств массовой информации, Министерства финансов Республики Узбекистан, Учебного центра по подготовке и переподготовке работников финансовых органов и финансово-учетных подразделений бюджетных организаций при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

 

Ольга Кирьякова,

наш корр.

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах