Продолжается активное обсуждение предстоящей налоговой реформы. Предложения разные. В частности, после публикации в газете «НТВ» (№ 20 от 15 мая 2018 года) материала экономического обозревателя Жориллы Абдуллаева мнения специалистов вновь разделились…
Проанализировал статистику сайта gazeta.norma.uz.
По состоянию на 12.00 21 мая 2018 года (после 5 дней с момента публикации) результаты следующие:
- прочитано – 3 075 человек;
- нравится – 597 человек.
Всего 31 отзыв, в том числе:
- положительных – 20 отзывов (более 64 %);
- негативных – 6 отзывов (менее 20 %);
- нейтральных – 5 отзывов (более 16 %).
Конечно же, выборка локальна, но может быть провести опрос – насколько популярен проект Концепции в бизнес-среде по всем правилам социологии.
И еще одно замечание – в отрицательных отзывах настолько много «негатива и ярлыков», что в пылу полемики практически потерялась суть обсуждаемого вопроса...
Предлагаю снизить «градус» полемики и спокойно продолжить разговор, обратив особое внимание на цели и задачи, стоящие перед реформой.
Сначала хотелось бы отметить:
1. Узбекистан за время существования в качестве самостоятельного государства накопил свой уникальный опыт формирования и применения налоговой системы, которая сегодня реально работает и формирует бездефицитный бюджет. Думаю, надо сказать, большое спасибо всем специалистам, которые активно участвовали в этой работе.
2. Узбекистан имеет квалифицированный персонал и отечественных экспертов, способных качественно, без подсказки извне, заинтересованных и незаинтересованных сторон, провести реформу налоговой системы в своей стране.
3. Большинство членов бизнес-сообщества поддерживают требования Президента в кратчайшие сроки провести радикальную реформу налоговой системы.
Национальное агентство проектного управления при Президенте (НАПУ) в своей презентации сформулировало цель налоговой реформы – «Создание современной налоговой системы, стимулирующей постоянный рост инвестиций и доходной части бюджета Республики Узбекистан». Хотелось бы отметить, что данная цель учитывает интересы государства и бизнеса, но никак не учитывает интересы человека труда. Из официальных источников известно, что более половины трудоспособного населения Узбекистана не являются плательщиками НДФЛ и что около 500 тысяч новых работников ежегодно выходят на рынок труда. Думается, что необходимо еще раз вернуться к формулированию цели реформы.
Определение цели – это не второстепенный вопрос. Только четко сформулированная цель может стать базой для формирования всех остальных элементов системы.
Налоговая система не может успешно функционировать без гармоничной увязки с системой денежного обращения.
Хотелось бы уже на этапе формирования Концепции использовать потенциальные возможности трех контурной системы денежного обращения.
В частности, предлагается встроить все налоги и обязательные платежи в указанную систему:
- контур производства;
- контур потребления;
- контур внешней торговли.
На практике реализация данного предложения не стоит ни одного сума. Однако такой подход позволяет расставить приоритеты при построении налоговой системы в целом.
Контур производства – основа налоговой системы Узбекистана. Контур должен иметь максимально возможно низкий уровень налоговой нагрузки. В тоже время налоги, действующие в контуре, должны формировать значительную часть доходов бюджета. Основные задачи налогов этого контура – обеспечение расширенного воспроизводства, создание новых рабочих мест, рациональное использование трудовых, природных и сырьевых ресурсов. Виды налогов – НДС, налог с оборота, акцизные и ресурсные налоги.
Контур потребления.
Концепцией НАПУ предусмотрено, что при переходе денежных средств из контура производства в контур потребления уплачивается единый для всех участников рынка и видов доходов налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Это решение можно оценить одним словом – революционное. Предлагаемый налог способен эффективно ограничить неконтролируемый вывод денежных средств из контура производства в контуры потребления и внешней торговли. То есть, с одной стороны, НДФЛ в таком виде способен создать единый алгоритм налогообложения всех видов доходов физических лиц и, как следствие этого, практически уничтожить экономическую базу выплаты «серых заработных плат». С другой стороны, этот налог позволяет эффективно обложить налогом доходы физических лиц в месте их формирования при выводе активов из контура производства в национальную валюту, а затем и в СКВ. Предложенная НАПУ ставка 25 % на первый взгляд вполне «комфортна».
По-видимому, говорить о ее размере (увеличении или уменьшении) можно будет, только имея опыт применения этого налога в качестве основного регулятора перетока активов из контура производства в контур потребления.
Контур внешней торговли – самый сложный элемент налоговой системы. Контур требует постоянного особого внимания контролирующих органов. Основная проблема этого контура – неравноценный обмен при проведении экспортно-импортных операций.
Именно в этом контуре возможно лавинообразное формирование процессов, способных негативно влиять на развитие экономики Узбекистана. Причиной этого является то, что часть вопросов, связанных с государственным регулированием в этом контуре, находится за пределами таможенной территории, а значит – вне компетенции и контроля финансовых и налоговых органов.
Вывоз активов при экспорте по заниженным ценам и вывод СКВ при импорте активов по завышенным ценам могут значительно влиять на устойчивость экономики в целом и на благосостояние населения.
Многочисленные примеры неконтролируемого государством вывоза капитала имеются практически у всех наших соседей – в странах СНГ.
Уровень налоговой нагрузки и процедуры в контуре внешней торговли должны эффективно защищать внутренний производственный рынок от экспансии международных корпораций.
Возможно, в финансовой части контура стоит подумать о применении «налога Тобина» – налога на спот-операции с иностранной валютой, предложенного нобелевским лауреатом Джемсом Тобиным в 1978 году, как средство для контроля за миграцией капитала и снижения избыточной эффективности на валютном рынке.
НДС или единый налоговый платеж?
Этот вопрос вызывает основные споры… При этом складывается впечатление, что подавляющее большинство предпринимателей, уплачивающих сегодня единый налоговый платеж, хотело бы сохранить действующий в настоящий момент порядок расчетов с бюджетом.
У специалистов, рекомендующих переход на НДС, два аргумента:
Аргумент 1. Налоговая нагрузка субъектов малого бизнеса намного ниже, чем налоговая нагрузка на предприятия, уплачивающие налоги по общей системе налогообложения.
Аргумент 2. Налог с оборота не стыкуется с НДС.
Можно ли эти две проблемы решить? Да, если нарушить все «каноны» классического налогообложения и «состыковать» алгоритмы исчисления НДС и налога с оборота.
Предположим, налоговая система Узбекистана устанавливает следующие требования:
1. Предприятие самостоятельно выбирает один из налогов – НДС или налог с оборота. При этом все остальные налоги и платежи (акцизы и ресурсные налоги) предприятия платят по единым правилам.
2. Ставка налога с оборота устанавливается в размере 50 % от величины ставки НДС.
3. При исчислении НДС плательщики этого налога принимают к зачету сумму налога с оборота, ранее уплаченную поставщиком.
Предлагаемые соотношения ставок:
- при ставке НДС 20 % размер ставки налога с оборота – 10 %.
- при ставке НДС 18 % размер ставки налога с оборота – 9 %.
- при ставке НДС 16 % размер ставки налога с оборота – 8 %.
- при ставке НДС 12 % размер ставки налога с оборота – 6 %.
Пример расчета
совокупных налоговых нагрузок на бизнес при работе предприятий с разной системой налогообложения в качестве единого производственного комплекса
Варианты производства и продаж |
НДС
|
Налог с оборота и НДС |
Налог с оборота |
||||||
Стоимость товара |
Ставка налога |
Налог
|
Стоимость товара |
Ставка налога |
Налог
|
Стоимость товара |
Ставка налога |
Налог
|
|
Звено 1 |
1 000,0 |
18,0 |
152,5 |
|
|
|
1 000,0 |
9,0 |
90,0 |
Звено 1 |
500,0 |
18,0 |
76,3 |
500,0 |
9,0 |
45,0 |
500,0 |
9,0 |
45,0 |
Звено 2 |
1 000,0 |
18,0 |
76,3 |
1 000,0 |
18,0 |
107,5 |
1 000,0 |
9,0 |
90,0 |
Итого |
|
|
152,5 |
|
|
152,5 |
|
|
135,0 |
Звено 1 |
300,0 |
18,0 |
45,8 |
300,0 |
9,0 |
27,0 |
300,0 |
9,0 |
27,0 |
Звено 2 |
600,0 |
18,0 |
45,8 |
600,0 |
9,0 |
54,0 |
600,0 |
9,0 |
54,0 |
Звено 3 |
1 000,0 |
18,0 |
61,0 |
1 000,0 |
18,0 |
98,5 |
1 000,0 |
9,0 |
90,0 |
Итого |
|
|
152,5 |
|
|
179,5 |
|
|
171,0 |
Звено 1 |
250,0 |
18,0 |
38,1 |
250,0 |
9,0 |
22,5 |
250,0 |
9,0 |
22,5 |
Звено 2 |
500,0 |
18,0 |
38,1 |
500,0 |
9,0 |
45,0 |
500,0 |
9,0 |
45,0 |
Звено 3 |
750,0 |
18,0 |
38,1 |
750,0 |
18,0 |
69,4 |
750,0 |
9,0 |
67,5 |
Звено 4 |
1 000,0 |
18,0 |
38,1 |
1 000,0 |
18,0 |
38,1 |
1 000,0 |
9,0 |
90,0 |
Итого |
|
|
152,5 |
|
|
175,0 |
|
|
225,0 |
Примечание: стоимость товара приведена с соответствующим налогом.
Выводы:
1. Приведенные расчеты указывают на то, что для цепочек производства длиной более двух, налоговая система сама стимулирует переход предприятий, уплачивающих налог с оборота, на уплату НДС.
2. Изменение ставок НДС и налога с оборота, при условии сохранения соотношения между этими ставками, принципиально соотношение налоговых нагрузок не меняет.
3. Доля предприятий, уплачивающих НДС и налог с оборота, легко регулируется путем изменения всего одного параметра – соотношения ставок этих двух налогов.
И последнее.
Успех проводимой налоговой реформы, как ни странно, в значительной мере зависит не только от налоговой системы. Успешное формирование государственного бюджета, собираемость налогов, расширение налоговой базы и снижение налоговой нагрузки на добросовестных участников рынка в значительной мере зависит от активности государства в решении следующих двух вопросов:
1. Снижения доли наличных денег в контуре потребления.
2. Развития электронной системы сплошной индентификации товаров.
Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что снижение доли наличных денег и организация основной массы платежей в контуре потребления путем использования пластиковых карт в значительной степени сокращает присутствие «теневого рынка».
Об эффективности системы маркировки говорит тот факт, что по информации федеральной налоговой службы России за один год с момента запуска системы было реализовано меховых изделий на сумму 72,8 млрд рублей. Это в 7 раз больше, чем годом ранее. Внедрение контрольно-идентификационных знаков (КИЗ) решает не только задачу исключения теневого оборота, но и позволяет обеспечить более высокий и эффективный контроль качества товаров на рынке.
Желаю всем хороших и легких налогов…
Григорий Зомерфрайнд.
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_Андрей Михайлов :
Не достаточно понятная статья , слишком замудрено изложено так же как ныне действующий НК над которым юристы со стажем и даже судьи ломают головы,не говоря о предпринимателях которые и знаний основ экономики не имеют. Что за так называемые контуры? В каком учебнике экономики развернуто приведено такое понятие , подскажите буду благодарен. Какое отношение условия (условия между участниками сделки) немедленного расчета (спот сделка) имеют к системе налогообложения участника сделки получающего доход, а тем более, как я понял в статье имеются ввиду условия расчетов по внешнеторговым операциям. Если автор имел ввиду определение момента возникновения объекта налогообложения то на сегодняшний день это прописано в ст.22 НК и НСБУ 2 и на практике в целях налогообложения применяются два метода и кассовый метод и метод начисления. Относительно соотношения налоговых нагрузок при применении упрощенной системы налогообложения в виде уплаты ЕНП и общеустановленной в пользу первой я абсолютно не согласен с автором, так как в этом случае все зависит от показателя рентабельности.
Гость_ВиконТ :
Гость_Elena :
Ответ опубликован на сайте http://dom.uz/articles/urok-dlya-detey-nachalnykh-klassov-na-temu-tri-kontura-denezhnogo-obrashcheniya-/
Гость_Андрей Михайлов :
Контуры - это сильное изобретение. Покажу и расскажу друзьям, как можно слово "велосипед" назвать "изделие с рамой в виде неправильного четырехугольника, с прикрепленными к нему колесами (насчет колес можно развивать мысль дальше), приводимое в движение при помощи мышечной силы.