Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Что необходимо учесть при автоматизации систем контроля и учета движения продукции?

Что необходимо учесть при автоматизации систем контроля и учета движения продукции?

24.10.2018

Читать на узбекском языке

 

В Узбекистане создается система контроля и учета движения продукции. От ее внедрения выиграют все. Повысится собираемость налогов, увеличится прозрачность рынков. Вырастет выручка легальных производителей, а бизнес-процессы станут эффективнее. Потребители же смогут быть уверенными в приобретении качественного товара.



Все это реально сработает только в том случае, если системы будут создаваться обдуманно, с соблюдением  принципа семь раз отмерь – один отрежь. Своим видением на этот счет с корреспондентом портала Norma поделился директор ДП «Savdoelektronika» Владимир Гибель.

 

Начнут с таблеток и алкоголя



Чтобы защитить население от контрабанды и контрафакта государством предпринимается комплекс мер. Необходимость их усиления стала решающим фактором при принятии решений о начале внедрения в стране систем контроля и учета движения продукции. Первые такие системы позволят усилить контроль за реализацией медикаментов и алкогольной продукции.


На создание пилотных версий направлены два проекта. Первый реализуется в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 18.09.2018 г. № 738. В результате ожидается, что с 1.07.2019 года система заработает в фармацевтической отрасли. Другой проект, осуществляемый в рамках постановления Президента от 28.02.2018 г. № ПП–3573, позволит к 1 января 2020 года запустить аналогичную систему, позволяющую взять под контроль реализацию алкоголя.



В ПКМ от 18.09.2018 г. № 738 АО «Узшаробсаноат» рекомендовано поделиться документацией, а, следовательно, опытом, с Министерством здравоохранения и Единым интегратором, накопленным в процессе создания аналогичной системы для учета алкогольной продукции. Несмотря на то, что система контроля и учета движения алкогольной продукции заработает позже, чем в фармацевтической отрасли, работы по ее созданию начались несколько раньше, чем у фармацевтов. Вполне возможно, что в процессе доработки и запуска системы будут использовать опыт системы для фармацевтической продукции, которая должна заработать значительно раньше.



С учетом того, что каждый документ учитывает особенности своей отрасли, можно прийти к выводу: по своей сути и предназначению это звенья одной системы учета маркированных товаров.



В ПКМ от 18.09.2018 г. № 738 сказано, что система должна обеспечить:

  • сбор подробной информации о фармацевтической продукции, ревизуемой на территории Узбекистана, а также сведений о производителях, участвующих в цепочке поставки товаров от производителя до потребителя, и производимой ими продукции (вид, наименование, объем производства и другое);
  • генерировать составляющие специальной маркировки фармацевтической продукции, а также осуществлять автоматизированное отслеживание движения и учета данной продукции;
  • предусматривать последующую интеграцию с информационными системами и базами данных, входящих в систему «Электронное правительство», в том числе разрабатываемым комплексом «Здравоохранение», позволяющим внедрять порядок назначения врачом фармацевтической продукции при помощи электронного рецепта, который является основанием для отпуска.

 

А в постановлении Президента от 28.02.2018 г. № № ПП–3573 говорится, что система должна содержать детальную информацию обо всех производителях алкогольной продукции, объемах ее производства (вид, наименование и другая информация) и реализации по цепочке «производитель – оптовый продавец – розничный продавец – потребитель».



В принципе такие системы для мировой практики ─ понятие не новое. Они  известны как системы цифрового кода товара или цифровой маркировки товаров. Технология позволяет проследить путь товара по всей логистической цепи: от производителя (поставщика на таможне) до конченого потребителя.



Не исключено, что скоро в стране появятся проекты по созданию аналогичных систем и в других отраслях экономики. Предпосылки для этого создает постановление Президента от 3.07.2018 г. № ПП–3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан». Вместе с расширением сферы применения этих технологий произойдет и дальнейшее упорядочение торговли всеми видами товаров и услуг.

 

Не навредить

 

Из всего многообразия технологий, которые можно применить при создании национальных систем контроля и учета движения товаров, нужно выбрать ту, которая будет эффективно работать, а ее внедрение обернется минимальными издержками. Как один из вариантов такого подхода можно рассматривать возможность связать ее с действующими системами учета движения товаров, основанных на оформлении счетов-фактур и кассовых чеков.


Счет-фактура поможет вести учет товаров при совершении сделок купли-продажи между юридическими лицами. А это ─ большинство участников цепочки движения товара до магазина. Кассовый чек – документ, подтверждающий  факт передачи товара конечному потребителю.


По постановлению Президента от 26.06.2018 г. № ПП–3802, а также постановлению Кабинета Министров от 6.10.2018 г. № 807 ведутся работы по внедрению онлайн-ККМ и системы онлайн счетов-фактур. Интеграция данных систем позволит оперативно контролировать поступления выручки от продажи и исчисление налогов предпринимателями.


Рано или поздно все эти технологии войдут  в нашу жизнь. Правильно будет обеспечить их одновременное внедрение и предусмотреть при этом все моменты их взаимодействия. Если их внедрять разрозненно и в разное время, то велика вероятность, что понадобятся дополнительные инвестиции для их адаптации друг к другу.


УзА сообщило, что с  15 октября 2018 года в г. Чирчике, Навоийской и Сырдарьинской областях проводится эксперимент с использованием электронных счетов-фактур. Право выступать операторами электронного документооборота получат компании, которым выдадут экспертное заключение Мининфокома. ГНК в ближайшее время должно утвердить временный порядок электронного оформления, хранения и учета электронных счетов-фактур.



Решаются вопросы и с началом эксперимента по внедрению онлайн контрольно-кассовых машин.


Для полноценной работы систем учета и контроля за движением товара нужны только контрольно-кассовые машины, потому что компьютеры и девайсы из-за технических особенностей не могут обеспечить нормальную работу системы (см.  публикацию). Следовательно, необходимо пересмотреть и технологию, предлагаемую в проекте постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению и пилотному запуску системы онлайн контрольно-кассовых машин в Республике Узбекистан».



Изменения и дополнения потребуются и в ПКМ от 17.11.2011 г. № 306. Нужно внести требования, в соответствии с которыми кассовые чеки должны будут в обязательном порядке содержать цифровой код проданного товара и ИНН покупателя.  



Следует учесть, что на сегодняшний день различными отечественными предприятиями уже производятся онлайн контрольно-кассовые машины, которые позволяют вести учет товара по такому параметру, как код товара. Среди них такие устройства как «Симург-001», «Узкасс-185» и др.



Эффективность под угрозой

 

На сегодняшний день эффективность внедрения всех этих технологий под угрозой. Потребитель не заинтересован требовать кассовый чек при покупке, а  там, где его выдают, зачастую оставляет у продавца. И решения этой проблемы пока нет ни в одном нормативно-правовом документе. Хотя на наш взгляд кассовые чеки можно превратить в авторитетные документы, которые потребители будут требовать в обязательном порядке. Для этого достаточно ввести требование к наличию в чеке ИНН потребителя. Проблему его ввода можно легко решить путем нанесения его при помощи штрих-кода на пластиковую карточку или специальную карту.


Понятно, само по себе отражение информации об ИНН покупателя ничего не даст, нужно создать условия, при которых эта информация может быть нужной и необходимой для всех участников рынка. Как один из вариантов – на сайте налогового комитета можно предоставить потребителям возможность создавать персональные кабинеты логином, для которых будет служить сам ИНН и уникальным паролем, придуманным пользователем. В этом персональном кабинете будут отражаться все покупки потребителя, благодаря чему потребитель сможет вести обоснованный аналитический учет покупок. Это важно для практичного ведения хозяйства.



Кроме того, к персональному кабинету можно будет привязать телефон, на который будут приходить SMS по факту покупки. Такая информация – подтверждение, что чек выданный продавцом действителен.



С введением этих инноваций потребитель сможет чувствовать себя под защитой.


Сегодня, если вы теряете  кассовый чек, полученный при покупке, то в случае возникновения необходимости возврата товара у продавца есть все основания вам отказать. Поскольку предъявление чека в данном случае обязательное требование закона «О защите прав потребителей».  Если же в чеке будет указан ИНН, то потребитель всегда сможет восстановить чек и доказать продавцу, что товар был приобретен конкретно в этом магазине.



С внедрением требования по наличию в чеке информации об ИНН потребителя государство сможет стимулировать изменение отношения людей к кассовым чекам путем проведения всевозможных конкурсов, лотерей и викторин. Такая практика в мире уже давно существует. В частности, она получила широкое распространение в соседнем Казахстане. Эту же информацию смогут использовать и владельцы торговых точек в борьбе за клиентуру, путем проведения все тех же конкурсов и розыгрышей.



В мировой практике есть примеры стран, где в налоговую сдаются не только декларации о доходах, но и расходах. Это позволяет вести более эффективный контроль за реальными доходами и правильностью исчисления налогов. Задача становится легко осуществимой, если во всех кассовых чеках будет пробиваться ИНН потребителя.



Логично продумать и систему присвоения ID иностранным гражданам, прибывшим в нашу страну. Она будет полезна для автоматизации услуги «такс фри», которая позволяет вернуть иностранцу при выезде суммы, уплаченные при покупке товаров в качестве НДС.



Олег Гаевой.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_