Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Что усовершенствуют в общественной экспертизе проектов НПА

24.01.2017


В каком порядке будет проводиться общественная экспертиза НПА и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности? Об этом нам рассказал один из разработчиков соответствующей концепции Фозилжон Отахонов – председатель Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате, к.ю.н., доц.

 

Напомним, что во исполнение ряда решений Президента и Правительства[1] была разработана Концепция проведения общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности (далее – Концепция).

 

Нынешнее состояние проведения общественной экспертизы НПА и их проектов

 

Конституция Узбекистана закрепила право граждан на участие в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов (ст.32).

 

В законах нашей страны закреплены нормы, регулирующие участие субъектов предпринимательства и ННО в разработке и обсуждении проектов НПА по вопросам деятельности субъектов предпринимательства[2]. В целях же дальнейшего совершенствования отношений в этой сфере Правительством было принято постановление от 26.12.2008 г. № 281 «О мерах по внедрению системы оценки актов законодательства».

 

Практическим результатом данного постановления явилась апробация системы оценки воздействия актов законодательства (далее – СОВАЗ) при разработке проектов законов «О конкуренции», «О риэлтерской деятельности» и ряд других документов.

 

В соответствии с данным постановлением также разработан скоринг-механизм оценки качества проектов документов, вносимых на рассмотрение в Правительство, а также организовано обучение элементам СОВАЗ и публикация материалов по нему.

 

Важным шагом по внедрению СОВАЗ стало также принятие Указа Президента страны от 7.04.2014 г. № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» и постановления Кабинета Министров от 2.12.2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность». Ими утверждены Программа дополнительных мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности и Положение о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых НПА на предпринимательскую деятельность через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее – ЕПИГУ).

 

Установлен порядок, в соответствии с которым с 1.01.2015 г.:

 

а) разрабатываемые проекты и принятые НПА, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат размещению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах – разработчиками соответствующего проекта и принятого НПА на ЕПИГУ для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность;

б) предложения участников обсуждения подлежат обязательному рассмотрению органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах – разработчиками соответствующего проекта и принятого НПА.

 

Таким образом, субъектам предпринимательства предоставляется возможность участвовать при разработке проектов НПА, давать по ним свои предложения, а также давать оценку по принятым НПА в сфере предпринимательской деятельности. Это позволит выявить существующие барьеры в развитии предпринимательской деятельности и повысить качество принимаемых НПА.

 

Более того, действующий порядок обязывает госорганы включать сведения о проведенном обсуждении ведомственного НПА и его результатах (если ведомственный НПА подлежит обсуждению) все поступившие замечания и предложения учитывать, и дорабатывать проект НПА с их учетом.

 

Основным инструментом СОВАЗ сегодня становится ЕПИГУ (my.gov.uz). На нем реализован достаточно обширный функционал, который позволяет участникам общественных обсуждений знакомиться с документами, оставлять комментарии и отзывы. Также, с мая 2015 года запущен специализированный веб-ресурс www.regulation.gov.uz.

 

По состоянию на 1.12.2016 г., на специализированном веб-ресурсе размещено 934 проекта НПА (из них, готовятся к обсуждению 102, в обсуждении 33, завершено обсуждение 732, на доработке 12, утверждено 55), к которым поступило 1752 комментариев (из них – рассмотрено разработчиком 873, принято 537, не принято 336).

 

 

Несмотря на то, что создана правовая основа СОВАЗ на практике наблюдаются следующие недостатки:

 

  • отсутствует рабочий орган, который на постоянной основе осуществлял бы общее руководство и координацию действий различных ведомств по выполнению мероприятий в рамках СОВАЗ;
  • незаинтересованность представителей частного сектора и недостаточность их знаний и навыков, необходимых для внедрения СОВАЗ;
  • низкая заинтересованность государственных служащих во внедрении СОВАЗ по причинам высокой загруженности и увеличения сроков разработки и принятия НПА;
  • отсутствие надлежащих институциональных представителей частного сектора, которые могли бы систематизировать, анализировать и обобщать отдельные предложения, и таким образом, вырабатывать коллективное мнение о наличии системных проблем и способах их решения;
  • недостаточное вовлечение СМИ, распространяемых по всей стране, а также телевидения, в процесс освещения сути СОВАЗ, проводимых в рамках СОВАЗ мероприятий, а также получаемых результатов.

 

Что содержится в Концепции

 

Концепцией определено, что общественная экспертиза деятельность субъектов общественного контроля (граждан, субъектов предпринимательства, ННО и т.д.), направленная на исследование, анализ и оценку НПА и их проектов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан и общества, в том числе субъектов предпринимательства. Целью проведения общественной экспертизы является содействие в обеспечении, реализации, защите прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства  при разработке, принятии проектов НПА  и их исполнении.

 

Проведение общественной экспертизы основывается на следующих основных принципах:

 

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;
  • добровольность осуществления общественной экспертизы;
  • невмешательство государственных органов и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;
  • независимость экспертов;
  • объективность и достоверность экспертных заключений.

 

Виды общественной экспертизы:

 

По порядку осуществления общественная экспертиза делится на следующие виды:

 

а) обязательная общественная экспертиза НПА и их проектов;

б) инициативная общественная экспертиза НПА и их проектов.

 

Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении НПА и их проектов, воздействующих на осуществление предпринимательской деятельности.

 

Инициативная общественная экспертиза проводится в отношении НПА и их проектов, затрагивающих вопросы реализации основополагающих прав человека и гражданина в сферах:

 

1) социальной политики, труда и социального обеспечения;

2) охраны окружающей среды и здоровья населения;

3) деятельности общественных объединений и иных ННО;

4) бюджета и финансов;

5) образования, культуры и массового спорта.

 

По сферам общественных отношений общественная экспертиза может иметь следующие виды:

 

а) правовая экспертиза;

б) антикоррупционная экспертиза;

в) экологическая экспертиза;

г) общественная экспертиза в социальной сфере;

д) комплексная общественная экспертиза.

 

Объектами общественной экспертизы могут являться:

 

1) проекты НПА;

2) НПА.

 

Субъектами общественной экспертизы являются:

 

1) Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления;

2) Совет фермеров Узбекистана и советы фермеров Республики Каракалпакстан, областей и районов/городов;

3) Федерация профсоюзов Узбекистана;

4) Ассоциация деловых женщин Узбекистана “Тадбиркор аёл”;

5) Общественное движение молодёжи «Камолот»;

6) Экологическое движение Узбекистана;

7) Палата адвокатов Узбекистана;

8) ННО «Институт демократии и прав человека»;

9) Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов Узбекистана;

10) граждане Республики Узбекистан, в том числе руководители и специалисты субъектов предпринимательства, индивидуальные предприниматели.

11) иные ННО, зарегистрированные в установленном законом порядке.

 

Инициаторы проведения общественных экспертиз.

 

Инициаторами проведения обязательной общественной экспертизы могут быть органы госвласти и управления – разработчики проекта НПА или самого НПА.

 

Граждане Республики Узбекистан, достигшие возраста 18 лет, а также ННО, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право на осуществление инициативной общественной экспертизы НПА и их проектов.

 

Для достижения целей и задач, определенных в настоящей Концепции необходимо осуществление следующих мер:

 

  • разработка и принятие Закона Республики Узбекистан «Об общественном контроле», где необходимо закрепить нормы о проведении общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
  • создание Координационного совета субъектов общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с определением рабочего органа;
  • разработка и принятие Положения о порядке организации и проведения общественных экспертиз в Координационном совете, детально регламентирующего процедуру проведения общественной экспертизы;
  • подготовка и издание методического пособия по проведению общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов, где в частности будут освещать важнейшие сущностные характеристики обществен­ной экспертизы; основные принципы ее организации и проведения, организационно-технологические и методические аспекты общественной экспертизы; форму взаи­модействия субъектов общественной экспертизы с органами государственной власти и управления;
  • организация регулярных семинаров для экспертов и специалистов субъектов общественной экспертизы, а также их стажировки в развитых зарубежных странах;
  • создание материально-технической базы и укрепление финансового положения субъектов общественной экспертизы для организации общественной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов и привлечении высококвалифицированных экспертов;
  • проведение активной информационно-разъяснительной работы по всему спектру вопросов общественной экспертизы в СМИ (включая Интернет);
  • реализация мер по налаживанию международного сотрудничества в сфере общественной экспертизы, что призвано стимулировать обмен опытом и проведение сторонних оценок степени эффективности общественной экспертизы.

 

Публикации по теме:

 

Вопросы правовой охраны объектов интеллектуальной собственности изучили в регионах

 

В правила регистрации договоров Агентством по интеллектуальной собственности внесли изменения

 

Беседовал и записал,

Маъруф Усманов.

 


[1] Среди них указы Президента от 5.11.2016 г. № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и от 7.04.2014 г. № УП–4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», а также постановление Кабинета Министров от 2.12.2014 г. № 328 «О мерах по внедрению системы оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность».

[2] Законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в новой редакции (ст.ст. 30, 31), «О семейном предпринимательстве», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» (ст. 13), «Об экологическом контроле» (ст.ст. 14–18), «О социальном партнерстве» (ст. 23), «Об органах самоуправления граждан» (ст.ст. 11, 16), «О всенародном обсуждении проектов законов», «О нормативно-правовых актах» в новой редакци (ст.ст. 18–22), «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (ст.ст.16,17,23,24).

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах