Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?

24.07.2015

В  ранее действовавших Правилах ведения кассовых операций юридическими лицами было предусмотрено, что бухгалтеры и другие работники, пользующиеся правом подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров (абзац 2 пункт 35).

 

 

В новых Правилах эта норма исключена, и отмечено, что если в организациях, в штатном расписании которых нет должности кассира, то обязанности по совершению кассовых операций возлагаются на другого работника (работников) на основании приказа руководителя.

 

В соответствии с пунктом 20 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях на  главного бухгалтера нельзя возлагать обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные средства и ценности. Он не может получать деньги в банках и из других организаций.

 

Так вправе ли руководители небюджетных (частных) организаций поручить совершать кассовые операции главному или расчетному бухгалтеру? Существуют ли исключения или ограничения, связанные с этим?

 

* Мнение юриста *


Камал МУЗАФФАРОВ, эксперт «Norma Profi»: – В ныне действующих Правилах ведения кассовых операций юридическими лицами1 нет нормы, запрещающей исполнять обязанности кассира бухгалтерами и другими работниками, пользующимися правом подписи кассовых документов. Напротив, в их пункте 41 указано, что в организациях, в штатном расписании которых нет должности кассира, обязанности по совершению кассовых операций руководитель организации своим приказом (решением) может поручить какому-либо работнику(ам). Из этого следует, что эти обязанности может исполнять в том числе и главный или иной, скажем, расчетный бухгалтер.

 

Однако надо учесть, что утвержденные Правила не распространяются на банки, микрокредитные организации и ломбарды, а также АО «Узбекистон почтаси» (пункт 1 Правил № 2687). Поэтому далее мы будем говорить о частных (небюджетных) организациях.

 

По законодательству о труде можно совмещать профессии (должности) за исключением отдельных случаев. Работник – это физлицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Главный или расчетный бухгалтер – это такой же работник, как и все остальные.Так что он может совмещать должность кассира (если иное не установлено законодательством2). Особенно это характерно для малочисленных частных предприятий, где должность кассира либо не предусмотрена, либо он временно отсутствует – находится, к примеру, в отпуске по уходу за ребенком. В этом случае будет логичным поручить главному или иному бухгалтеру выполнение обязанностей кассира.

 

В частных организациях возложить на главного или расчетного бухгалтера обязанности кассира, на наш взгляд, предпочтительно через совмещение. То есть он, наряду со своей основной работой (бухучет), будет выполнять дополнительную работу по другой должности без освобождения от основной работы, определенной правилами внутреннего распорядка.

 

Как следует из Положения о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей3:

 

совмещение разрешается, как правило, в пределах одной категории персонала (пункт 21);

 

срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника (пункт 22);

 

за совмещение производится доплата (пункт 23); ее размер определяется по соглашению сторон, если иное не предусмотрено внутренним трудовым распорядком (пункт 24)4.

 

Если главбух одновременно с основной работой выполняет обязанности кассира без освобождения от основной работы, то в свете указанных выше норм это должно быть зафиксировано в дополнительном соглашении к трудовому договору.

 

 

Стоит заметить, что работа кассира непосредственно связана с денежными и товарными ценностями. Он несет полную материальную ответственность за необеспечение их сохранности, вверенных ему на основании договора о полной материальной ответственности. Этот документ конкретизирует обязанности по обеспечению сохранности ценностей, устанавливает дополнительные права, обязанности и ответственность кассира. Это указано в статье 203 Трудового кодекса.

 

Значит, с главным или расчетным бухгалтером частной организации, на которого возлагаются обязанности кассира, необходимо заключить договор о полной материальной ответственности. Также надо оформить приказ (решение) руководителя организации о возложении на такого бухгалтера обязанностей по совершению кассовых операций. 

 

Ограничений, связанных с возложением обязанностей кассира на бухгалтера, всего два.

 

Первое – главбуху нельзя совмещать эти должности в коммерческих банках, микрокредитных организациях и ломбардах, а также в АО «Узбекистон почтаси»5.

 

А второе ограничение – если сам бухгалтер откажется принять на себя такую дополнительную работу.

 

В заключение отметим, что по содержанию пункта 41 Правил № 2687 и других норм правовых актов в частных (небюджетных) организациях, в которых нет штатной единицы кассира, обязанности по совершению кассовых операций можно возложить на главного или иного бухгалтера, кроме отмеченных выше исключений. Этот вывод полностью согласуется с проводимой нашим государством политикой создания еще более благоприятных экономических и правовых условий для субъектов предпринимательства, уменьшения в их деятельности административных барьеров. Ведь далеко не каждые микрофирмы и малые предприятия могут позволить себе иметь в штате кассира.

 

 

 

 

* Мнение аудитора *

 

 

Гузаль ИСЛАМОВА, эксперт «Norma Profi»: – В законодательстве о бухучете нет прямых ограничений совмещения должности главного бухгалтера и кассира.

 

Однако, несмотря на их отсутствие, следует иметь ввиду, что такое совмещение сделает невозможным осуществление некоторых предусмотренных законодательством процедур.

 

Так, в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете (зарегистрировано МЮ 14.01.2004 г. № 1297) установлено, что первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке – их законности, полноте и правильности оформления, реквизитов, логической увязке отдельных показателей. Если они оформлены неправильно, то передаются руководителю для принятия решения.

 

А так как кассовые документы будут оформляться главным бухгалтером, который должен сам же их и проверять, то смысл этой проверки утрачивается.

 

Кроме того, в работе любой организации должна функционировать система внутреннего контроля (НСАД №12, зарегистрированы МЮ  12.04.2007 г. №1673).

 

В его задачи входят проверка правильности бухгалтерских записей,  документооборота, а также проведение инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и ТМЦ.

 

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие комиссии, в составе которых − руководитель, главный бухгалтер и другие специалисты.

 

Если главный бухгалтер, должность которого является руководящей, одновременно будет работать на подконтрольной ему должности кассира, то это снизит уровень внутреннего контроля за наиболее ликвидными активами организации – наличностью. Это также нарушит порядок осуществления ряда установленных законодательством процедур, а именно инвентаризации, при которой главный бухгалтер обязан тщательно контролировать соблюдение правил ее проведения.

 

К тому же надо учесть, что при совмещении должностей, которое приведет к ухудшению системы внутреннего контроля, за ошибки в финансовой отчетности, неправильное распоряжение активами и за злоупотребление служебным положением ответственность будет нести руководитель организации.

 

 

От редакции: Теперь можно совмещать должности главбуха и кассира. Но в то же время возрастает вероятность ошибок и злоупотреблений.


Поэтому микро- и малые предприятия, для которых важна экономия, будут это делать. Крупным предприятиям, которым не надо экономить на зарплате кассира,  и которые хотят иметь надежную систему внутреннего контроля, лучше сохранить эту должность – законодательство это не запрещает. Очевидно, что мера направлена на либерализацию условий для частного бизнеса, когда государство не предписывает обязательность чего-то (в данном случае − наличие кассира).

 

 

Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:


Моя вторая должность на работе - это совмещение или совместительство? Если это совместительство, то можно ли мне работать на 0,5 ставки? Если это совмещение, я читала, что нужно моё согласие, нужно ли подписать трудовой договор (по моему не надо)?

 

Какие документы, кроме заявления, нужно еще представить, чтобы в трудовую книжку сделали запись о совместительстве?

 

Имеет ли право главный бухгалтер на доплату за совмещение должностей (глав.бух. и отдела кадров)?

 

Может ли главный бухгалтер получать по доверенности материальные ценности (товар)?

 

У нас на предприятии начальник отдела кадров ушла в отпуск. Главный бухгалтер хочет совмещать выполнение ее обязанностей с доплатой. Законно ли это?

 

Может ли главный бухгалтер частного предприятия, ставший полным владельцем предприятия, выполнять функции руководителя?

 

 


 


1 Утверждены постановлением правления ЦБ от 16.05.2015 г. № 12/17, зарегистрированным МЮ 22.06.2015 г. № 2687 (далее – Правила № 2687).

2 «Иное», в частности, установлено следующими актами законодательства:


на главного бухгалтера бюджетной организации не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности; ему запрещается непосредственно получать денежные средства из банков и других организаций (пункт 20 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом МФ, зарегистрированным МЮ 22.12.2010 г. № 2169);


аналогичные обязанности не могут быть возложены на главного бухгалтера:


коммерческого банка (пункт 10 Инструкции о порядке ведения бухгалтерского учетаи организации бухгалтерской работы в банках Республики Узбекистан, утвержденной постановлением правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 11.07.2008 г. № 1834);


микрокредитной организации (пункт 6 Положения о главном бухгалтере микрокредитной организации – приложения № 1 к Инструкции по ведению бухгалтерского учета в микрокредитных организациях, утвержденной постановлением ЦБ, зарегистрированным МЮ 12.10.2007 г. № 1728);


бухгалтеры и другие работники, пользующиеся правом подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров (абзац третий пункта 116 Правил ведения кассовых операций эксплуатационными предприятиями почтовой связи Узбекского агентства почты и телекоммуникаций, утвержденных ЦБ 19.081999 г. , зарегистрированных МЮ 1.03.2000 г. № 904).


3 Утверждены постановлением КМ от 18.10.2012 г. N 297.

4 Данный пункт основан на статье 160 ТК, из которой следует, что размер оплаты труда работников за совмещение должностей определяется по соглашению сторон трудового договора.

5 Коммерческие банки, микрокредитные организации, ломбарды и АО «Узбекистон почтаси», несомненно, являются коммерческими (небюджетными) организациями.