Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:Как реализовать право на зачет при покупке государственного имущества В каких ситуациях нужно сдавать Расчет налога с доходов нерезидента Что делать, если ИКПУ указан неправильно Использованную тару можно будет сдавать, откроются пункты ее приема Организация учета на производственном предприятии Реализация готовой продукции

Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения

29.12.2020

Читать на узбекском языке

Так Президент Шавкат Мирзиёев предложил назвать наступающий 2021 год в нашей стране в своем Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана. Тезисно о главном.

 

О коронавирусе. С первых дней пандемии все медицинские учреждения были переведены на чрезвычайный режим работы. За короткий срок в Ташкенте и областях было организовано около 30 тыс. лечебных коек. К борьбе с пандемией были привлечены свыше 200 тыс. медработников, а также 150 иностранных высококвалифицированных врачей и специалистов.

 

В страну были возвращены более 600 тыс. соотечественников. Организована помощь около 100 тыс. наших граждан, оказавшихся за рубежом в трудной жизненной ситуации. Для смягчения и ликвидации последствий пандемии государством были осуществлены комплексные меры в общей сложности на 82 трлн сумов. В частности, создан Антикризисный фонд, из бюджета выделено более 16 трлн сумов на меры по борьбе с коронавирусом, поддержке населения и бизнеса.

 

Оказано практическое содействие госпредприятиям и более 500 тыс. субъектов предпринимательства, а также почти 8 млн граждан в виде налоговых льгот, отсрочки погашения кредитов и финансовой помощи на общую сумму 66 трлн сумов. Свыше 800 тыс. малообеспеченных семей получили материальную помощь более чем на 1 трлн сумов.

 

Социально-экономическая сфера. Согласно оценкам Международного валютного фонда и международных рейтинговых агентств, Узбекистану среди немногих стран мира, несмотря на испытания нынешнего года, удалось сохранить положительные темпы экономического роста. В тесном сотрудничестве с Европейским Союзом были предприняты важные шаги по внедрению в нашей стране системы расширенных торговых преференций «GSP+». Данная система позволит в будущем беспошлинно выводить на европейский рынок отечественную продукцию более чем 6 тысяч наименований. Только в текстильной отрасли это даст возможность увеличить экспорт продукции почти на 300 млн долларов в год.

 

В текущем году расширился доступ к международным финансовым рынкам, впервые были размещены по невысоким процентным ставкам государственные еврооблигации в национальной валюте на 2 трлн сумов.

 

В этом году в стране построено 197 крупных, тысячи малых и средних предприятий и объектов инфраструктуры. В частности, введены в строй комплекс по производству аммиака и карбамида и завод по выпуску азотной кислоты в АО «Навоиазот», установки по производству сжиженного газа на Мубарекском, Газлийском и Шуртанском нефтедобывающих предприятиях, Ташкентский металлургический завод.

 

В энергетическом секторе начато строительство шести новых электростанций на основе государственно-частного партнерства с иностранными инвесторами. Их общая стоимость – 2 млрд долларов, совокупная мощность – 2700 мегаватт. В Ташкенте сданы в эксплуатацию две новые станции метрополитена и линия наземного метро протяженностью 18 километров.

 

Реформы в сельском хозяйстве, передача земельных площадей частным кластерам и кооперациям позволили за один год повысить урожайность хлопка в среднем на 10%. Создано около 500 кластеров и коопераций в плодоовощеводстве, зерноводстве и животноводстве. Было экспортировано фруктов и овощей на 1 млрд долларов. В текущем году рекультивирована 91 тыс. гектаров земель. Водосберегающие технологии внедрены на 133 тыс. гектаров, что в два раза больше, чем в прошлом году.

 

В целях широкой поддержки предпринимательства было предоставлено множество льгот и преференций. Субъектам предпринимательства выделено 100 трлн сумов кредитов – почти в 4 раза больше, чем в 2016 году. За счет предоставления налоговых льгот самозанятому населению и снятия множества ограничений налажена легальная трудовая деятельность 500 тыс. человек. Выделение 300 млрд сумов льготных кредитов и субсидий на развитие дехканских хозяйств и приусадебных участков стало началом нового направления социальной поддержки сельского населения.

 

За один только нынешний год контингент получателей социальных пособий расширился в два раза – до 1,2 млн человек. На их поддержку из бюджета было выделено в 5 раз больше средств по сравнению с 2016 годом. Охват детей младшего возраста дошкольным образованием за 4 года повысился вдвое, достигнув 60%. Количество детских садов превысило 14 тыс.

 

Об образовании. Будут проведены масштабные реформы, руководствуясь идеей «Новый Узбекистан начинается с порога школы, с системы образования и воспитания».

 

Во-первых, мы организуем качественное воспитание и образование подрастающего поколения в детских садах, школах и университетах, мобилизуем все силы и возможности для того, чтобы оно выросло физически здоровым и духовно зрелым, настоящими патриотами.

 

Во-вторых, на основе современных знаний и опыта, национальных и общечеловеческих ценностей мы будем воспитывать молодежь, обладающую самостоятельным мышлением,  лучшими человеческими качествами.

 

В-третьих, мы уделим особое внимание обучению наших юношей и девушек современным востребованным профессиям, формированию у них трудолюбия и предпринимательских навыков, а также реализации их инициатив, обеспечению работой и жильем. Будет создана целостная и непрерывная система, при которой с момента рождения до достижения 30 лет молодому человеку будет оказываться всесторонняя поддержка и помощь, чтобы он мог занять достойное место в жизни.

 

В следующем году нам предстоит увеличить охват дошкольным образованием до 65%, а к концу 2023 года – до 75%. Также за счет выделения из бюджета 600 млрд сумов субсидий будет создано 2 тыс. негосударственных детских садов, доля частного сектора в данной сфере возрастет до 25%. В новом году из бюджета будет выделено 2 трлн сумов на строительство 30 новых школ, ремонт и улучшение материально-технической базы 320 школ. В ближайшие два года на внедрение единой системы «электронного образования» мы направим 250 млрд сумов.

 

В следующем году будет продолжена работа по обеспечению достойной оплаты труда учителей, наставников и методистов. На эти цели в региональные фонды стимулирования работников народного образования будет направлено 330 млрд сумов. Размер доплаты за классное руководство более чем 240 тыс. школьных учителей будет увеличен в 1,5 раза, на это из бюджета предусмотрено выделить 400 млрд сумов.

 

Здравоохранение. Для борьбы с пандемией в государственном бюджете на 2021 год сформирован резерв в размере 3 трлн сумов. За счет данных средств будет также проводиться вакцинация населения от коронавирусной инфекции. На повышение качества работы и улучшение материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы, создание современных лабораторий будет направлено 200 млн долларов. Начиная со следующего года дети до 15 лет и беременные женщины будут бесплатно получать витамины 7 видов и лекарства от паразитарных заболеваний. Данными мерами будут охвачены 11 млн человек в 2021 году и 17 млн в 2022 году, на эти цели намечено выделить 100 млрд сумов.

 

Путем бесплатного обеспечения женщин и детей йодом, железом, фолиевой кислотой, витаминами и противопаразитарными препаратами мы надеемся снизить заболеваемость населения анемией на 25%. В рамках программы «Сельский врач» более тысячи врачей, работающих в отдаленных районах, получат материальную помощь в размере 30 млн сумов и будут обеспечены служебным жильем.

 

В следующем году запланировано выделить 100 млрд сумов на оснащение спортивным инвентарем 70 объектов физкультуры и спорта, 16 тысяч детских садов и школ. Также во всех районных центрах и городах появятся пешеходные и велосипедные дорожки.

 

Реформы. Главной целью экономических реформ в новом году станет сокращение бедности и повышение благосостояния населения. Этих стратегических целей мы намерены достичь за счет высоких темпов экономического роста и создания равных возможностей для всех.

 

Первое. В сфере сокращения бедности мы будем внедрять комплексные подходы и новые нестандартные методы. Для чего мы внедрили такое новшество в сфере социальной защиты, как «железная тетрадь»? Это позволяет точнее определить, кто действительно нуждается в помощи, и на такой основе организовать адресную работу с уязвимыми слоями населения. «Социальный реестр», который полностью заработает в следующем году, будет содержать всю информацию о нуждающихся семьях, включенных в «железную тетрадь» и позволит оказывать им более 30 видов социальных услуг в электронной форме.

 

Прежде всего нам необходимо обеспечить базовые потребности малоимущего населения. Работа по глубокому анализу этой проблематики, проводимая вместе с международными экспертами, уже близка к завершению. С 1 марта будущего года будут объявлены минимальные потребительские расходы населения.

 

Самый важный фактор преодоления бедности – это стремление самого человека выйти из такого положения, опираясь на собственные силы и продвигаясь к конкретной цели. Поэтому в следующем году в махаллях будет создано более тысячи центров профессионального обучения. Центрам будут выделены средства из расчета до 1 млн сумов на каждого обучившегося на курсах, а в целом на эти цели из бюджета предусмотрено направить 100 млрд сумов. Лица, окончившие учебные курсы и желающие начать свое дело, смогут получить субсидии в размере до 7 млн сумов на приобретение необходимого инвентаря. Также семьям, занимающимся сельским хозяйством, будет выделено от 10 соток до 1 гектара земли в зависимости от возможностей и специализации каждого района. Из фондов содействия занятости и общественных работ намечено направить 500 миллиардов сумов для обеспечения занятости нуждающихся слоев населения.

 

Второе. В рамках структурных преобразований в экономике необходимо ускорить трансформацию государственных компаний. В 2021 году предстоит провести трансформацию 32 крупных предприятий отраслей стратегического значения. В целом число предприятий с государственным участием в ближайшие два года сократится не менее чем в 3 раза.

 

Третье. Необходимо создать свободную конкурентную среду на товарном и финансовом рынках, а также равные возможности для доступа предпринимателей к сырьевым ресурсам. Отменим монополию и внедрим рыночные механизмы в сферу поставки природного газа. Таким образом, производители и импортеры получат право продавать, а оптовые потребители – покупать природный газ на бирже. Компания «Узтрансгаз» будет заниматься только транспортировкой газа. С 2021 года будут отменены  акцизы по 73 товарным позициям в пищевой, нефтяной и электротехнической промышленности.

 

Четвертое. Экономический рост будет обеспечиваться в первую очередь за счет создания конкурентоспособных производственных цепочек и наращивания инвестиций на эти цели. Правительству поручается до 1 апреля следующего года составить перечень перспективных кластеров и разработать специальную программу их ускоренного развития. В дальнейшем необходимо нарастить потенциал по увеличению производства промышленной продукции «в режиме переработки на таможенной территории». В то же время следует сократить участие государства в реализации инвестиционной политики и увеличить долю частных и прямых инвестиций.

 

Пятое. Макроэкономическая стабильность – прочная основа экономических реформ. В связи с этим ключевой задачей Центрального банка и Правительства в следующем году будет удержание инфляции на уровне не более 10% в рамках инфляционного таргетирования.

 

Шестое. Важно обеспечить, чтобы в 2021 году наша экономика показала рост на уровне не менее 5%, а дефицит бюджета не превысил 5,4% относительно валового внутреннего продукта. Правительству следует принять необходимые меры, чтобы в следующие два года этот показатель не превышал 2%. С момента либерализации валютного рынка прошло более 3 лет. За этот период в стране накоплен достаточный опыт в сфере свободной конвертации валюты. Теперь нужно постепенно уменьшать зависимость нашей экономики от иностранной валюты. Для этого в следующем году долю валютных кредитов необходимо снизить с нынешних 50 до 45%.

 

Седьмое. Будут созданы более благоприятные условия для развития предпринимательства и малого бизнеса. В следующем году на основе принципа «Налоговик – помощник» предприниматели будут иметь возможность получить информацию о наличии у их деловых партнеров налоговой задолженности. Для удобства предпринимателей будет отменено 105 видов лицензий и разрешений, также упрощаются процедуры получения 115 видов подобных документов. По государственным закупкам в объеме до 1 млрд сумов размер авансовых платежей для предпринимателей повысится до 30% от стоимости сделки, благодаря чему их оборотный капитал увеличится на сумму до 1,5 трлн сумов. Намечено пересмотреть около 5 тысяч нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, сократить их количество, а также разработать Предпринимательский кодекс.

 

Восьмое. Фактором ускоренного достижения намеченных целей по сокращению бедности и увеличению доходов сельских жителей является кардинальное повышение производительности и эффективности сельского хозяйства. Здесь приоритетной задачей является повышение рентабельности гектара земли с нынешних в среднем 2 тыс. долларов до не менее 5 тыс. долларов. Для этого надо широко внедрять в сельское хозяйство самые передовые научные разработки и инновации, в том числе агротехнологии, водосберегающие технологии, биотехнологии, достижения семеноводства. Правительство в двухмесячный срок должно внести предложение об укреплении земельных прав, определении  экономической оценки земли и внедрении механизмов включения ее в финансовый оборот.

 

Девятое. Все хокимы областей, районов и городов в начале 2020 года впервые отчитались перед местными Кенгашами о проделанной работе и дальнейших планах. Отныне каждое село и махалля будут развиваться с учетом их специфики, выявления их «точек роста». С этой целью предлагаю создать в следующем году Фонд развития инфраструктуры регионов с бюджетом в 3 трлн сумов. Его средства будут использоваться для софинансирования инфраструктурных проектов, предложенных местными Кенгашами. В следующем году 1,6 трлн сумов будет направлено на создание необходимой инфраструктуры в свободных экономических и малых промышленных зонах.

 

Десятое. В следующем году мы еще больше усилим социальную защиту населения. Будет внедрена новая система обеспечения нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации. Этой возможностью смогут воспользоваться около 50 тысяч граждан. Расширится масштаб работы по обеспечению жильем малоимущих семей. Так, 2,4 трлн сумов будет направлено на внесение первоначального взноса и субсидирование выплат по процентам ипотечных кредитов для 27 тыс. семей – это в 2,5 раза больше семей, чем в нынешнем году.

 

Одннадцатое. Одной из важнейших задач Правительства останется выход на новые экспортные рынки. В следующем году необходимо активизировать работу по вступлению во Всемирную торговую организацию и широкомасштабному сотрудничеству с Европейским Союзом. Следует разработать отдельную программу для эффективного применения в нашей стране преференций системы «GSP+». В новом году из Фонда поддержки экспорта предприятиям будет выделено 100 млн долларов на закупку сырья и производство экспортоориентированной продукции.

 

Система государственного управления. В будущем году в этом направлении необходимо выполнить следующие задачи.

 

Во-первых, требуется коренное совершенствование деятельности органов государственного управления. Правительство должно в двухмесячный срок подготовить проекты нормативно-правовых актов, направленных на сокращение дублирующих ведомств, функций и бюрократических барьеров в управлении. Следует предусмотреть оптимизацию численности работников системы государственного управления в среднем до 15%. К концу следующего года необходимо увеличить количество видов государственных электронных услуг на 60, доведя их до 300, а долю дистанционных услуг – не менее чем до 60 %.

 

Во-вторых, будут усилены ответственность и подотчетность государственных органов в решении проблем на местах. С начала следующего года каждое министерство должно планировать и организовывать свою работу в разрезе района, города, села и махалли. Деятельность министров и их заместителей будет оцениваться исходя из того, какие реальные изменения произошли на местах.

 

В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование институциональных основ органов исполнительной и представительной власти на местах, а также махалли. Будет создана система выдвижения квалифицированных и инициативных кадров, работающих в махалле, на руководящие должности в государственных органах. Законодательной палате и Сенату совместно с Кабинетом Министров до 1 апреля 2021 года необходимо разработать проекты новых законов, направленных на коренное совершенствование деятельности органов исполнительной власти, представительных органов на местах и института махалли. Эти документы должны четко разграничить полномочия, задачи и функции хокимов, их заместителей и советников.

 

В-четвертых, нетерпимость к любым проявлениям коррупции должна стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Все государственные органы, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, каждый гражданин должны мобилизоваться на борьбу с этим злом. Нам необходимо с раннего возраста прививать детям понимание того, что коррупция является очень серьезным преступлением, воспитывать непримиримость по отношению к ней, учить честному труду и добросовестному предпринимательству.

 

В-пятых, чтобы каждый человек в стране на примере собственной жизни ощутил результаты наших реформ, необходимо обеспечить своевременное и эффективное исполнение принимаемых документов. Будет налажен широкий общественный контроль за исполнением принятых документов. В частности, планируется внедрить систему общественных слушаний и общественного мониторинга с активным привлечением к этому процессу институтов гражданского общества, СМИ и самих граждан.

 

В-шестых, одним из приоритетов наших реформ является дальнейшее повышение роли женщин в государственном и общественном управлении. В результате проведенных реформ по усилению роли женщин в государственном управлении сегодня они составляют 30% депутатов и сенаторов в парламенте. В областных, городских и районных хокимиятах введена должность советника хокима по вопросам женщин. В качестве следующего шага в повышении роли и статуса женщин в обществе, создании для них новых возможностей я предлагаю образовать Республиканский общественный женский совет, в который войдут активные и инициативные женщины, имеющие жизненный опыт и хорошо осведомленные о проблемах женщин.

 

В-седьмых, мы продолжим поддержку негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации в процессе развития свободного гражданского общества. Деятельность Общественного фонда поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества должна быть сосредоточена на решении актуальных проблем на местах. Отныне каждый государственный орган должен в своей повседневной деятельности наладить постоянный диалог и сотрудничество со средствами массовой информации. Свидетельством наших уверенных шагов по пути либерализации законодательства в этой сфере стало недавнее исключение из Уголовного кодекса норм, предусматривавших наказание в виде лишения свободы за клевету и оскорбление в СМИ.

 

Судебная власть. Справедливость – прочный фундамент государственности. Судебная власть играет решающую роль в обеспечении правосудия и верховенства закона. С этой точки зрения нам предстоит еще много работы в данном направлении.

 

Первое. Принцип «один суд – одна инстанция», который внедряется с нового года, должен стать главным критерием обеспечения справедливости, законности и стабильности судебных решений. Сегодня жалобы на решения областных судов ими же и рассматриваются. Со следующего года будут упразднены дублирующие судебные инстанции. Не отвечающая стандартам правосудия практика рассмотрения дел в надзорном порядке будет отменена. Также с начала года как новая процедура будет введена практика предварительного слушания в суде. Так, при наличии достаточных оснований для приостановления или прекращения дела суд в кратчайшие сроки примет соответствующее решение, в связи с чем отпадет необходимость возвращать дело в органы следствия или прокуратуры, как это было ранее.

 

Второе. Продолжится работа по более широкому внедрению принципа гуманизма в систему исполнения наказаний. В частности, исходя из международных стандартов будут поэтапно сокращены 25 колоний-поселений. Впредь если наказание, назначенное лицу, впервые приговоренному к лишению свободы, будет заменено более мягким, то он, вместо определения в колонию-поселение, будет направлен под пробационный надзор. В результате такого послабления 6 тысячам лиц, отбывающих ныне наказание, будет предоставлен шанс жить у себя дома с семьей под присмотром махалли.

 

Третье. Необходимо кардинально пересмотреть с целью совершенствования систему предотвращения пыток в оперативно-розыскной деятельности, органах следствия и исполнения наказаний. Палатам Олий Мажлиса и Национальному центру по правам человека следует в двухмесячный срок разработать предложения по расширению полномочий Омбудсмана в области предотвращения пыток, а также усиления общественного контроля в этой сфере. Необходимо наладить систему ежеквартальных мониторинговых посещений следственных изоляторов и пенитенциарных учреждений при участии представителей общественности.

 

Четвертое. В прошлом году был установлен порядок прямого предоставления гражданства Республики Узбекистан тем, кто приехал в нашу страну до 1995 года. Это дало возможность более 50 тысячам человек получить гражданство. Отныне будет введен порядок предоставления гражданства напрямую лицам без гражданства, постоянно проживающим в нашей стране в течение 15 лет.