Закон «О государственных закупках» позволил обеспечить равноправный доступ всех производителей товаров и услуг к предложениям организаций, осуществляющих госзакупки. Об этом эксперты говорили на заседании Международного пресс-клуба.
Проекты, финансируемые из бюджета, государственных целевых фондов, а также иностранных грантов, кредитов, всегда привлекают внимание предпринимателей, готовых предложить свои услуги и товары. Однако они сталкивались с немалыми сложностями на пути к участию в процедурах госзакупок.
До принятия Закона «О государственных закупках» эта сфера регулировалась более чем 30 нормативными актами, отсутствовали целостность системы и уполномоченный государственный орган,возникали правовые коллизии. С вступлением Закона в силу ситуация в корне изменилась, – отметила начальник управления Национального агентства проектного управления Анна Палванова. Закон относится к актам прямого действия, что до минимума сокращает число подзаконных документов. Новый нормативно-правовой акт позволил устранить имевшиеся на практике противоречия и устаревшие нормы, систематизировать положения, полномочия участников закупок. В прошлое ушли многоэтапные согласования и дублирующие процедуры. Сама система государственных закупок стала более открытой и понятной, активно способствующей развитию предпринимательства.
С созданием портала xarid.uz информация обо всех государственных закупках стала доступна для всех желающих принять участие.
Анна Палванова обратила внимание на то, что Закон определяет 5 видов закупочных процедур (см. таблицу), две из которых исключают человеческий фактор при принятии решений о госзакупке. При проведении конкурса прозрачность обеспечивается путем публикации необходимой информации на портале xarid.uz. Впервые с учетом международных стандартов введен такой вид закупочной процедуры, как закупка у единого поставщика, то есть субъектов естественной монополии или поставщиков уникальных товаров. Способ закупки легко определяется по лимитам стоимости товаров, установленным для каждого из видов процедур, и наличию предложений.
|
Кто и что покупает |
Критерии выбора процедуры и ее ключевые характеристики |
|||||
Электронный магазин |
Аукцион |
Конкурс |
Тендер |
Прямой договор с единым поставщиком |
|||
Выбор способа проведения госзакупки |
Бюджетные заказчики |
Товары |
До 25 МРЗП, но не более 2500 МРЗП/год |
25–2 500 МРЗП |
2500–6 000 МРЗП |
Более 6 000 МРЗП |
Применяется, когда осуществляется: – государственная закупка технически сложных товаров (работ, услуг), не имеющих альтернативы на рынке, и которые можно приобрести только у единого поставщика; – приобретение культурных ценностей; – государственные закупки на основании указов, постановлений и распоряжений Президента или постановлений Кабинета Министров; – государственная закупка товаров (работ, услуг) субъекта естественной монополии; – возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами государственной власти и управления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями и организациями; – государственная закупка товаров (работ, услуг) по устанавливаемым Правительством Узбекистана тарифам |
Работы, услуги |
До 25 МРЗП для одного госзаказчика |
– |
25–6 000 МРЗП |
Более 6 000 МРЗП |
|||
Корпоративные заказчики |
Товары |
До 250 МРЗП, но не более 2500 МРЗП/год |
250–5 000 МРЗП |
5000–25000 МРЗП |
Более 25 000 МРЗП |
||
Работы, услуги |
До 25 МРЗП для одного госзаказчика |
– |
25–25000 |
Более 25 000 МРЗП |
|||
Ключевые характеристики сделки |
Срок от публикации объявления до проведения закупочной процедуры |
48 часов |
10 дней |
30 дней |
30–45 дней
|
– |
|
Форма, в которой госзаказчик ведет документацию в процессе проведения закупки |
Электронная |
Электронная |
Смежная (электронная и бумажная) |
Смежная (электронная и бумажная) |
– |
||
Кто определяет поставщика |
Электронная система |
Электронная система |
Внутренняя комиссия госзаказчика (не меньше 5 членов) |
Межведомственная комиссия (не менее 7 членов). Обязательно привлекаются специалисты Госкоминвестицийи РПИ «Узбекинжиниринг» |
Реестр единых поставщиковведется оператором xarid.uz по согласованию с Национальным агентством проектного управления. Реестр содержит перечень товаров (работ, услуг) |
||
Если никто не проявил интереса к объявлению, то госзаказчик предпринимает следующие меры: |
Заключает прямой договор |
Проводит аукцион повторно, а на 3-й раз – объявляет конкурс |
Конкурс проводится повторно |
Тендер проводится повторно |
– |
||
Согласование технического задания с ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» |
Не требуется |
Не требуется |
Необходимо |
Необходимо |
– |
Новая система имеет и ряд других преимуществ, которые делают госзакупки более привлекательными для широкого круга предпринимателей. О некоторых сообщила начальник института «Узинжиниринг» Дилдора Кадирова. В законодательство и практику Узбекистана внедрен лучший мировой опыт, позволяющий оптимизировать цену, исключить формализм и конкретизировать расходы. Согласно ранее действовавшему законодательству цена была твердой и не подлежала оптимизации. Сейчас такая возможность есть. Согласно статье 51 создается закупочная комиссия. Она определяет лучшие условия на основании критериев оценки предложений участников. Заседания комиссий возможно как в очной, так и заочной форме. Заочная форма способствует оперативности рассмотрения вопроса и экономии средств на командировочных расходах.
Заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры Бахром Кобилов отметил, что принятие Закона будет способствовать снижению уровня коррупции при госзакупках.
Олег Гаевой.
Комментарии (2)
Добавить комментарийГость_Рашид :
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики, воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
Гость_Исмаил :
Спасибо за таблицу, очень полезная информация.