Принимаемые министерствами и ведомствами нормативно-правовые акты (НПА) имеют особое значение в системе национального законодательства и являются составной частью правовой защиты интересов граждан.
В выступлении Бегзода Болиева, начальника Управления государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов министерства отмечалось, что подготовка проектов таких документов – достаточно трудоемкий процесс, включающий в себя организационные мероприятия, сбор необходимых данных, объемную аналитическую работу, подготовку и проведение их правовой экспертизы. При этом выполнение данных задач возлагается на сотрудников юридических служб ведомств, которые обязаны проявить предельную ответственность.
Одновременно с этим, Минюст и его подразделения осуществляют мониторинг, экспертизу и сопоставление НПА на предмет законности, а также госрегистрацию ведомственных актов, вносят предложения по их либерализации и понятности для граждан.
Так, в принятом в 2012 году в Законе “О нормативно-правовых актах” (новая редакция) определены новые нормы в этой сфере. В нем установлено, что НПА, если в них не указан более поздний срок, то они вступают в силу со дня их официального опубликования. Согласно статье 27 этого закона должностные лица министерств, комитетов и ведомств за введение в действие непрошедших регистрацию НПА будут привлечены к административной ответственности. Такой подход является важным нововведением, направленным на дальнейшее повышение ответственности в сфере нормотворчества.
Законом внедрены два новых вида правовой экспертизы:
- выявление при проведении правовой экспертизы НПА наличия в них правил и норм, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов госвласти и управления;
- выявление норм, внедряющих излишние административные и другие ограничения, приводящие к необоснованным расходам предпринимателей.
В случаях выявления несоответствия ведомственного НПА вышеупомянутым требованиям оно не проходит госрегистрацию.
Органы юстиции применяют меры в отношении ведомственных НПА, не соответствующих установленному порядку. А именно, требуют от ведомств приведения их НПА в соответствие законодательству. В таких случаях эти структуры обязаны в 10-дневный срок представить в Минюст изменения и дополнения в принятые ими НПА для проведения правовой экспертизы и госрегистрации.
Надо отметить, что ведомственные акты, содержащие устаревшие и нарушающие права граждан нормы, исключаются из Государственного реестра, и это влечет утрату ими юридической силы.
В ходе дискуссии участники брифинга определили необходимость дальнейшего совершенствования деятельности юрслужб, официального опубликования ведомственных НПА и доведения их до сведения заинтересованных лиц.
В заключении участники мероприятия определили круг вопросов, которые требуют разрешения:
- обнародовать стандарты и методики по определению степени коррупционности НПА;
- унифицировать НПА по формам – постановления, решения, приказы, стандарты, техрегламенты и условия, и пр., и по языку – государственный, русский, английский и др.;
- оперативно реагировать на обращения граждан по вопросам, связанным с действием/бездействием ведомств, а также касающихся НПА, которые входят в противоречия с законодательством;
- создать онлайн справочник юрслужб всех министерств-ведомств.
Принял участие и записал Маъруф Усманов.
Публикации по теме:
Госрегистрация предпринимателей будет упрощена
Составить договор и соблюсти его поможет Минюст
Задача органов юстиции – защита прав предпринимателей
Ответы по теме из Справочной службы «Мы отвечаем!»:
Куда можно обратиться с жалобой на действия работников органов налоговой службы ?