Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Кому нужно вести Журнал учета счетов-фактур – читать на buxgalter.uzКогда неподписанные ЭСФ будут подтверждены – читать на buxgalter.uzГНК разъяснил: как стать налоговым резидентом досрочно – читать на buxgalter.uzЧто делать, если работница не хочет уходить в декрет – читать на buixgalter.uzЧто делать, если счет-фактуру не выставили в срок – читать на buxgalter.uzМинфин рекомендует: как правильно учитывать скидки – читать на buxgalter.uzКак получить валюту за экспорт через интернет – читать на buxgalter.uz

Как пандемия сказалась на зарплате и НДФЛ

11.08.2020

Снижение экономической активности из-за принятых карантинных мер по сдерживанию пандемии коронавируса сказалось и на доходах граждан, и на поступлениях налогов с них в бюджет. Это следует из обзора по исполнению доходов Государственного бюджета по состоянию на 1 июля, опубликованного Министерством финансов.

 

Ведущий эксперт «Нормы» Жорилла АБДУЛЛАЕВ проанализировал, что и как сказалось на зарплатах и НДФЛ.

 

НДФЛ по итогам I полугодия вырос – за счет высоких темпов в I квартале


По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), включая уплачиваемый индивидуальными предпринимателями, в I полугодии текущего года поступления составили 7,3 трлн сумов. Это на 1,1 трлн сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост составил 17,4%. Если рассмотреть поступления в разрезе кварталов, то просматривается следующая картина (в трлн сумов):

 

 

I квартал 

II квартал 

I полугодие 

2019 г. 

2,7

3,5

6.2

2020 г. 

3,65

3,63

7,28

Рост (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) 

35,2%

3,7%

17,4%

 

Как видим, темпы роста поступления НДФЛ во II квартале резко замедлились. Причина – пандемия коронавирусной инфекции, повлекшая снижение экономической активности. Соответственно, это привело за собой снижение ФОТ у хозяйствующих субъектов, в первую очередь в частном секторе.

 

Если экстраполировать темпы роста ФОТ первого квартала на второй, то поступления составили бы в I полугодии 2020 г. 8,4 трлн сумов. То есть бюджет расчетно недополучил во втором квартале более 1 трлн сумов НДФЛ.

 

Кроме этого, на снижение поступлений НДФЛ повлияло:

1) фиксированные размеры НДФЛ, установленные для индивидуальных предпринимателей. Они с 2020 года были снижены на 25% (прил. № 13 к ЗРУ-589);

2) предоставление льгот и преференций для плательщиков НДФЛ в период пандемии:

  • приостановление начисления фиксированной суммы НДФЛ для ИП, остановивших свою деятельность, на период карантина (п. 5 УП–5978);
  • снижение на 30% фиксированных сумм НДФЛ для ИП, чья деятельность напрямую или косвенно зависит от сферы туризма (п. 7 УП-5969);
  • увеличение размера не облагаемой налогом суммы материальной помощи, выплачиваемой работнику, с 4,22 до 7,5-кратного МРЗП (п. 2 УП-5986);
  • освобождение от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций (п. 6 УП-5969);
  • предоставление права физическим лицам на беспроцентную отсрочку по уплате НДФЛ, полученной от сдачи в аренду жилых помещений физическим лицам и нежилых помещений субъектам предпринимательства, деятельность которых приостановлена в период пандемии (п. 1 УП-5986).

 

Необходимо отметить и факторы, которые позволили обеспечить высокие темпы прироста НДФЛ в I квартале и не дать возможности резкому уменьшению поступления во II квартале т. г.:

 

1. Общеэкономические факторы:

  • с начала 2020 года по сравнению с мартом 2019 года цены и тарифы увеличились на 14,5%. Это почти соответствует ставке рефинансирования ЦБ. И увеличивает поступления НДФЛ – темпы роста инфляции в I квартале т. г. почти наполовину съели темпы роста поступления налога;
  • повышение минимальной заработной платы (МРОТ) с 577 170 сумов до 679 330 сумов (рост 17,7%);
  • рост ФОТ в легальном секторе на 30–35% и соответственно НДФЛ в I квартале т. г., которые помогли частично покрыть образовавшиеся потери поступлений НДФЛ во II квартале;
  • снижение ФОТ во II квартале частично было компенсировано выплатами отпускных, в т. ч. в бюджетном секторе.

 

2. Налоговые факторы:

  • в 2020 г. базовая ставка НДФЛ в 12% не изменилась (ст. 381 НК). Это, с одной стороны, не могло повлиять на изменение поступлений НДФЛ. С другой стороны, стабильная низкая ставка налога оказала влияние на рост поступлений налога – за счет продолжающейся легализации доходов населения;
  • снизилась ставка социального налога для государственных предприятий с 25% до 12%. Это позволяет увеличить ФОТ и соответствующую базу для исчисления и поступления НДФЛ (ст. 405 НК);
  • снижение ставки социального налога с 12% до 1% с мая т. г. для субъектов малого предпринимательства и отдельных отраслей экономики. Это также позволяет увеличить ФОТ и соответствующую базу для исчисления и поступления НДФЛ (п. 4 УП-5996). 

 

Средняя зарплата выросла, несмотря на пандемию

 

Вышеуказанные тенденции отразились на уровне заработной платы. Рассмотрим ее динамику (2019–2020 гг., по данным Министерства финансов):

 

Сумма
заработных плат (сумов)
 

Февраль 2019 г. 

Февраль 2020 г. 

Апрель 2020 г. 

Май 2020 г. 

кол-во

доля

кол-во

доля

кол-во

доля

кол-во

доля

1

до 1 млн 

1 973 057

47,6%

1 767 464

41,6%

1 628 194

43,4%

1 772 477

42,6%

2

от 1 млн 
до 2 млн
 

1 121 887

27,1%

1 186 795

27,9%

975 134

26,0%

1 066 449

25,6%

3

от 2 млн 
до 4 млн
 

754 683

18,2%

911 071

21,4%

807 915

21,6%

887 948

21,3%

4

от 4 млн 
до 5,5 млн
 

145 808

3,5%

198 631

4,7%

155 144

4,1%

194 833

4,7%

5

от 5,5 млн 
и выше
 

151 017

3,6%

184 858

4,7%

181 845

4,9%

239 553

5,8%

 

Всего  

4 146 452

 

 

4 248 819

 

3 748 232

 

4 161 260

 

 

ФОТ млрд сумов   (расчетно) 

5 857

8 041

 

 

Анализ таблицы показывает следующее:

  • пандемия отразилась на количестве плательщиков НДФЛ – по всем группам плательщиков произошел спад с 4 248 819 (в феврале 2020 г.) до 3 748 232 (в апреле 2020 г.). Соответственно, это отразилось на поступлении НДФЛ. Правда, уже в мае наблюдается постепенное восстановление количества плательщиков, особенно по плательщикам, имеющим уровни зарплаты от 4 млн сумов и выше (4 и 5 группы);
  • основной прирост поступления НДФЛ обеспечен группами плательщиков с зарплатой свыше 2 млн сумов (начиная с 3 группы в таблице). Положительным является то, что их доля увеличилась с 25,3% (в феврале 2019 г.) до 31,8% (в мае 2020 г.);
  • основная масса плательщиков – с месячной зарплатой до 2 млн сумов (1-2 группы в таблице) уменьшилась с 74,7% (в феврале 2019 г.) до 68,2 (в мае 2020 г.);
  • наблюдается рост (в I кв. т. г.) среднемесячной зарплаты с 1 412,5 тыс. сумов (февраль 2019 г.) до 1 892,5 тыс. сумов (февраль 2020 г.) или рост на 33,9%, т.е. средняя зарплата приближается к 2 млн сумов;
  • при росте ФОТ в феврале 2020 г. в сравнении с февралем 2019 г. на 37% увеличение количества плательщиков в легальном секторе составило только 2,4% (на 102 367);
  • количество плательщиков НДФЛ составило 4 161 260 (в мае 2020 г.) или 13% от общего количества населения (около 34 млн человек) или 29,3% от экономически активного населения (около 15 млн человек);
  • при среднем приросте населения в год около 0,5 млн человек и приросте трудоспособного населения 0,3 млн человек, рост плательщиков НДФЛ в легальном секторе составил всего 0,1 млн человек.

 

Выводы. Анализ результатов уровня зарплат и НДФЛ позволяет сделать следующие выводы:

1) пандемия оказала существенное негативное влияние на количество плательщиков НДФЛ, уровень ФОТ и поступления НДФЛ, особенно в частном секторе;

2) легализация количества плательщиков НДФЛ идет, но невысокими темпами;

3) общий ФОТ и средняя зарплата одного работника увеличиваются, но в основном за счет групп населения со средними и высокими доходами;

4) легализация заработной платы происходит в основном за счет групп, занятых со средними и высокими зарплатами;

5) невысокий уровень количества легальных плательщиков по отношению к экономически активному населению связан также с выездом трудоспособного населения на заработки в другие страны;

6) снижение количества и доли граждан с зарплатой до 1 млн сумов связан:

  • с одной стороны, переходом части населения в более высокие группы по оплате труда – т.е. происходит определенная легализация заработной платы;
  • с другой стороны, возможным уходом в «тень» части граждан. Для них увеличился уровень налогообложения. Многие из этой группы граждан платили раньше НДФЛ по минимальной ставке в 7,5%. Кроме этого, большинство этих граждан работало в малом бизнесе, где раньше платились только ЕНП и ЕСП. Теперь же эти субъекты платят налог с оборота, налог на имущество, земельный налог, а отдельные из них (с оборотом свыше 1 млрд сумов) платят еще и НДС, и налог на прибыль (вместо налога с оборота).

 

Возможные тенденции:

  • с введением ограничений в связи с пандемией коронавируса снижается экономическая активность населения, и соответственно уменьшатся темпы поступления по НДФЛ. Но тенденции показывают постепенное восстановление экономической активности населения;
  • принимаемые решения со стороны правительства в определенной мере сглаживают возникшую ситуацию для населения и соответственно поступления НДФЛ;
  • дальнейшая легализация доходов граждан и поступление НДФЛ возможны с созданием новых рабочих мест, а также за счет внедрения новых форм администрирования НДФЛ на основе IT-систем.

 

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_