Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Как вести исковую работу

12.04.2017


В этом обзоре – авторские рекомендации по подаче исков в суды для защиты интересов организации.

 

По Положению о юридической службе государственных органов и организаций (утв. ПП–2733 от 19.01.2017 г.) одно из основных направлений деятельности юридической службы – ведение договорно-правовых и претензионно-исковых работ, обеспечение надежной защиты имущественных и иных интересов государственного органа и организации.

 

И хотя претензионная и исковая работа взаимосвязаны, каждая из них играет самостоятельную роль, имеет свои задачи и осуществляется по своим правилам.

 

Например, исковую работу ведет, как правило, юридическая служба, а претензионную работу в основном осуществляют другие структурные подразделения. Претензия направляется контрагенту, а исковое заявление представляется в суд и т.д.

 

Исковая работа включает в себя:

 

а) получение и изучение документов для предъявления и рассмотрения исков;

б) подготовку искового заявления (заявления о выдаче судебного приказа), в т.ч. встречного иска;

в) подготовку отзыва на исковое заявление (заявление о выдаче судебного приказа);

г) подготовку апелляционной, кассационной жалобы и заявлений о пересмотре решений, определений и постановлений суда в порядке надзора;

д) осуществление регистрации, учета, хранения и отправки исковых заявлений (заявлений о выдаче судебного приказа), встречного иска, а также отзывов на исковые заявления, апелляционных и кассационных жалоб;

е) обобщение и анализ результатов исковой работы, подготовка предложений по ее усовершенствованию.

 

Получение и изучение документов для предъявления и рассмотрения исков

 

Как правило, руководитель организации поручает юридической службе подготовить исковое заявление или отзыв на исковое заявление по тем или иным спорам с контрагентом. После этого юридическая служба (в случае отсутствия) запрашивает у других структурных подразделений документы (в т.ч. договоры, накладные, счета-фактуры, доверенности, претензии и т.д.), необходимые для изучения и предъявления иска (встречного иска) или отзыва на исковое заявление.

 

Юридическая служба дает правовую оценку документов, переданных ей соответствующим структурным подразделением. Если переданных документов оказывается недостаточно или они неправильно оформлены, юридическая служба обязана в письменной форме установить срок для устранения недостатков.

 

В случае когда структурное подразделение не передало необходимые документы, руководитель организации имеет право применить дисциплинарное взыскание к исполнителям.

 

Подготовка искового заявления (заявления о выдаче судебного приказа), в т.ч. встречного иска

 

Подготовку искового заявления и необходимых документов юридическая служба начинает с изучения претензии и ответов к предъявленной претензии, если законодательством или договором установлено предъявление претензии.

 

Иск предъявляется в случае безосновательного полного или частичного отклонения претензии, предъявленной организацией или оставления ее без ответа.

 

Юридическая служба самостоятельно осуществляет подготовку текста искового заявления, визирует и собирает визу соответствующих структурных подразделений, а также представляет его на подпись руководству организации.

 

Согласно ст. 112 ХПК исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем.

 

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

2) наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

7) требования истца со ссылкой на законодательство, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором;

9) перечень прилагаемых документов.

 

В исковом заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес истца или его представителя.

 

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у истца ходатайства.

 

Истец при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

 

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

1) уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

2) направление копий искового заявления и приложенных к нему документов;

3) соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором;

4) обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

 

Если исковое заявление подписано представителем истца, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на предъявление иска.

 

Действующее хозяйственное процессуальное законодательство предусматривает более упрощенный порядок взыскания денежных сумм или обращения взыскания на имущество должника, либо истребования имущества от должника по бесспорным требованиям путем получения судебного приказа.

 

Судебный приказ представляет собой акт судьи, вынесенный по заявлению кредитора и имеющий силу исполнительного документа. Взыскание по нему производится по истечении 10-дневного срока после выдачи приказа и в порядке, установленном для исполнения судебных актов.

 

Поэтому юридическая служба может подготовить вместо искового заявления  - заявление о выдаче судебного приказа.

 

Заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме по общим правилам подсудности. Оно подписывается кредитором или его представителем. К заявлению, подписываемому представителем, прилагается доверенность.

 

В заявлении должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

2) наименование кредитора, должника и их адреса;

3) требование кредитора со ссылкой на законодательство;

4) обстоятельства, на которых основано требование и доказательства, подтверждающие их;

5) расчет взыскиваемой суммы, а в случае истребования объекта лизинга - расчет суммы невыплаченных платежей, установленных договором лизинга, за вычетом дохода лизингодателя за оставшийся до истечения срока договора лизинга период;

6) перечень прилагаемых документов.

 

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, электронный адрес кредитора или его представителя (ст. 104 ХПК).

 

Юридическая служба ответчика может при защите интересов своей организации использовать такой процессуальный инструмент как встречный иск.

 

В соответствии со ст. 120 ХПК ответчик вправе до принятия решения по делу предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.

 

Предъявление встречного иска производится по общим правилам предъявления исков.

 

Встречный иск принимается если:

1) встречное требование направлено к зачету первоначального требования;

2) удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска;

3) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению спора.

 

Юридическая служба должна иметь в виду, что встречный иск может быть принят к производству судом при наличии хотя бы одного из условий, указанных в части третьей ст. 120 ХПК. В случае подачи встречного иска в соответствии с требованиями процессуального законодательства, но при отсутствии условий, указанных в вышеназванной статье, суд выносит определение об отказе в принятии встречного иска. Определение об отказе в принятии встречного иска по мотиву отсутствия условий, предусмотренных в ст. 120 ХПК, не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует предъявлению самостоятельного иска в хозяйственный суд.

 

Встречный иск может быть принят хозяйственным судом с соблюдением общих правил предъявления иска, кроме правил о подсудности. Встречный иск, независимо от его подсудности, предъявляется в хозяйственный суд по месту рассмотрения первоначального иска. Если встречный иск заявлен в процессе рассмотрения дела, в случае необходимости следует отложить судебное разбирательство с целью предоставления лицам, участвующим в деле, времени для соответствующей подготовки.

 

Об особенностях встречного иска в третейском разбирательстве можно узнать здесь. 

 

Подготовка отзыва на исковое заявление (заявление о выдаче судебного приказа)

 

Для подготовки отзыва на исковое заявление юридическая служба должна:

 

  • всесторонне изучить претензию истца, ответ на предъявленную претензию, требования, предъявленные в иске;

 

  • ознакомиться со всеми материалами, имеющими отношение к иску, в том числе с перепиской между истцом и ответчиком до возникновения спора, с внесенными в договор изменениями, документами, являющимся доказательством объективных причин, препятствующих исполнению договорных обязательств, независимо от принятых по их устранению мер (форс-мажорных обстоятельств);

 

  • подготовить текст отзыва на исковое заявление, визировать и собирать визу соответствующих структурных подразделений, а также представлять его на подпись руководству организации;

 

  • направить в установленном порядке и сроки отзыв на исковое заявление в соответствующий суд (третейский суд), а копии отзыва на исковое заявление истцу и другим лицам, участвующим в судопроизводстве (третейском разбирательстве).

 

В соответствии со ст. 119 ХПК лицо, участвующее в деле, вправе направить хозяйственному суду отзыв на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих возражения против иска, в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения дела, и доказательства отсылки другим лицам, участвующим в деле, копий отзыва и документов, которые у них отсутствуют.

 

В отзыве указываются:

1) наименование хозяйственного суда, в который направляется отзыв;

2) наименование истца и номер дела;

3) в случае отклонения исковых требований мотивы полного или частичного отклонения требований истца со ссылкой на законодательство, а также на доказательства, обосновывающие возражения;

4) перечень прилагаемых к отзыву документов;

5) иные сведения, а также имеющиеся у ответчика ходатайства.

 

В отзыве могут быть указаны также почтовый адрес, номера телефонов, факсов, электронный адрес лица, участвующего в деле, или его представителя.

 

Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на ведение дела.

 

Подготовка апелляционной, кассационной жалобы и заявлений о пересмотре решений, определений и постановлений суда в порядке надзора.

 

Вне зависимости от того, какое решение или какой судебный акт принят судом первой инстанции, юридической службе следует внимательно ознакомиться с содержанием судебного акта. Необходимо изучить и составить в письменном виде тезисы относительно того, на основании каких доводов суда и каких правовых норм базируется судебный акт. Требуется акцентировать внимание на том, каким образом судом первой инстанции дана оценка доводам сторон и представленным ими доказательствам, отражена ли такая оценка в судебном акте.

 

Юридической службе крайне важно определить наиболее сильные и слабые стороны мотивов суда, выраженной и изложенной в принятом им судебном акте: были ли допущены в ходе рассмотрения дела судьей нарушения процессуального характера и насколько они могут повлиять на предмет отмены судебного акта в случае его пересмотра в апелляционном порядке. В случае если по итогам разбирательства дела в суде первой инстанции было принято отрицательное для организации решение суда, то юридической службе следует обратить внимание на то, каким образом суд дал оценку и истолковал нормы материального права и содержание представленных доказательств, в том числе договора, на которые ссылалась юридическая служба.

 

При этом следует помнить, что законность и обоснованность являются основными требованиями, предъявляемыми к решению суда.

 

Решение будет законным в том случае, если суд правильно уяснит смысл и содержание подлежащей применению нормы, то есть правильно истолкует закон.

 

Решение суда является обоснованным, если:

а) суд полно определил круг юридических фактов, имеющих значение для дела, и о наличии или отсутствии каждого из них высказал свои суждения в решении;

б) выводы  суда о наличии или отсутствии имеющих юридическое значение фактов основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах;

в) доказательства, на которых основаны выводы суда, являются достоверными и доступными;

г) суд из установленных фактов сделал правильные выводы о взаимоотношениях сторон.

 

Решение должно основываться на доказательствах с учетом требований об их относимости и допустимости, достоверности и достаточности.

 

Данная аналитическая работа является ключевым элементом при составлении юридической службой апелляционной жалобы, подаваемой на не вступившие в законную силу судебные акты.

 

Согласно ст. 159 ХПК в апелляционной жалобе должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, которому адресуется жалоба;

2) наименование лица, подающего жалобу;

3) наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на которое подается жалоба, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым указанное лицо считает решение неправильным, со ссылкой на акты законодательства и материалы дела;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

 

Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на обжалование судебных актов, если она ранее не была представлена по данному делу.

 

К жалобе прилагаются доказательства направления копий жалобы другим лицам, участвующим в деле. Кроме того, к жалобе также прилагается доказательство об уплате государственной пошлины.

 

На стадии пересмотра дела в кассационном порядке юридической службе следует проанализировать судебные акты предыдущих инстанций, дать свою оценку доводам судов первой и апелляционной инстанций, изложенных в принятых ими судебных актах. При этом необходимо определить наличие оснований для отмены или изменения указанных судебных актов, на которые требуется сделать ссылки в качестве обоснования мотивов, подлежащих изложению в подаваемой кассационной жалобе.

 

Объектом кассационного обжалования может быть только вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, в т.ч. подлежащие немедленному исполнению решения о признании недействительными актов государственных органов, органов самоуправления граждан, постановление апелляционной инстанции.

 

Самостоятельным предметом обжалования может служить мотивировочная часть решения в сфере правильности ссылок на нормы материального и процессуального права; дополнительное решение, а также определения в случаях, предусмотренных законодательством.

 

При составлении кассационной жалобы необходимо принять во внимание пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Особенность заключается в том, что при рассмотрении дела в кассационной инстанции суд проверяет правильность применения норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций. По этой причине законодатель в качестве основного содержания кассационной жалобы определяет требования лица, подавшего жалобу и указание на то, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального либо процессуального права.

 

Согласно ст. 177 ХПК в кассационной жалобе должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, которому адресуется жалоба;

2) наименование лица, подающего жалобу, и лиц, участвующих в деле;

3) наименование хозяйственного суда, принявшего решение или постановление, на которое подается жалоба, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;

4) требования лица, подавшего жалобу, и указание на то, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального либо процессуального права;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

 

Ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или на несоответствие изложенных в решении или постановлении выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела не допускается.

 

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на обжалование судебных актов, если она ранее не была представлена по данному делу.

 

К жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и направление копий жалобы другим лицам, участвующим в деле.

 

Особенность надзорного производства заключается в том, что заявление о принесении протеста в порядке надзора служит основанием для изучения дела путем его истребования из суда первой инстанции, но не является, как при апелляционном или кассационном обжаловании, документом, в силу подачи которого осуществляется пересмотр судебного акта, вступившего в законную силу. По этой причине в заявлении необходимо письменное изложение обстоятельств дела, указания того, каким образом были применены правовые нормы, на основании которых был разрешен спор по существу и доводы, по которым юридическая служба считает, что принятые по делу судебные акты являются незаконными и необоснованными. Именно от стиля изложения и содержательности заявления во многом зависит восприятие уполномоченным на принесение протеста лицом указанных в заявлении доводов.

 

В соответствии со ст. 1921 ХПК лица, участвующие в деле, вправе подать заявление о принесении протеста в порядке надзора должностным лицам, указанным в ст. 193 ХПК.

 

Заявление о принесении протеста в порядке надзора должно по содержанию соответствовать требованиям части первой ст. 177 ХПК. К заявлению прилагается копия решения суда, а если дело рассматривалось также в апелляционном, кассационном порядке, – копии постановлений судов апелляционной, кассационной инстанций.

 

При несоблюдении требований части второй ст. 1921 ХПК заявление о принесении протеста в порядке надзора возвращается.

 

Заявление о принесении протеста в порядке надзора, поданное по истечении трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотрению не подлежит.

 

Заявление о принесении протеста в порядке надзора подлежит рассмотрению в месячный срок, а в случае истребования и проверки дела – в срок до 2-х месяцев.

 

При отсутствии оснований к принесению протеста лицу, подавшему заявление, должен быть дан письменный ответ с указанием мотивов оставления заявления без удовлетворения.

 

Согласно ст. 193 ХПК протесты вправе приносить Председатель Высшего хозяйственного суда и его заместители, Генеральный прокурор и его заместители на решения и постановления любого хозяйственного суда Республики Узбекистан, вступившие в законную силу, за исключением постановлений Президиума Высшего хозяйственного суда.

 

Частый вопрос: Имеет ли право руководитель юридической службы (юрисконсульт) организации подписать исковое заявление (заявление о выдаче судебного приказа), встречный иск, отзыв на исковое заявление (отзыв на заявление о выдаче судебного приказа), апелляционную и кассационную жалобу и заявление о пересмотре решений, определений и постановлений суда в порядке надзора?

 

Да, имеет право пописывать их как представитель организации на основании доверенности, выданной руководством организации в установленном порядке.

 

Осуществление регистрации, учета, хранения и отправки исковых заявлений (заявлений о выдаче судебного приказа), встречного иска, а также отзывов на исковые заявления, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о пересмотре решений, определений и постановлений суда в порядке надзора

 

Как правило, регистрация любых корреспонденций осуществляются канцелярией организации. Однако для учета и контроля юридической службой целесообразно вести журнал учета исковых заявлений (заявлений о выдаче судебного приказа), встречного иска, а также отзывов на исковые заявления, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о пересмотре решений, определений и постановлений суда в порядке надзора.

Для этого могут применяться различные системы делопроизводства:

а) журнальный учет;

б) карточный учет;

в) учет в электронном виде.

 

Выбор системы делопроизводства зависит от объема правовой работы в организации. Журнальный учет применим лишь при небольшом объеме работы. Наиболее эффективным и удобным является учет с применением средств вычислительной, компьютерной и электронной техники (в электронном виде).

 

Целесообразно вести раздельный учет входящих и исходящий документов. Например, исковых заявлений, предъявленных организацией или предъявленных к организации.

 

Журнал учета исковых заявлений, предъявляемых организацией:

 

  • № по порядку.
  • Дата и номер искового заявления.
  • Наименование ответчика и местонахождение.
  • Суть искового заявления.
  • Сумма иска (если иск подлежит денежной оценке).
  • Наименование суда (третейского суда), номер дела.
  • Дата и суть решения.
  • Дата и номер жалобы (апелляционной, кассационной) и заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и кому они подаются.
  • Результат рассмотрения жалобы (апелляционной, кассационной) и заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
  • Дата передачи исполнительного листа (судебного приказа) и решения суда (третейского суда) в бухгалтерию (финансовый отдел), отметка о зачислении суммы на счет организации.

Журнал учета исковых заявлений, предъявленных к организации

 

  • № по порядку.
  • Дата получения искового заявления.
  • Дата и номер искового заявления.
  • Наименование истца и местонахождение.
  • Суть искового заявления.
  • Сумма иска (если иск подлежит денежной оценке).
  • Наименование суда (третейского суда), номер дела.
  • Дата, номер и короткое содержание отзыва на исковое заявление.
  • Дата и суть решения суда (третейского суда).
  • Дата и номер жалобы (апелляционной, кассационной) и заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и кому они подаются.
  • Результат рассмотрения жалобы (апелляционной, кассационной) и заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
  • Отметка о взыскании суммы иска по решению суда (третейского суда).

 

 

Обобщение и анализ результатов исковой работы, подготовка предложений по ее усовершенствованию

 

Юридическая служба организации по итогам периода (месяц, квартал, полугодие, год) обобщает результаты проделанной исковой работы. Можно обобщать претензионно-исковой работы вместе.

 

В процессе анализа исковой работы организации необходимо обобщить следующие информации:

  • количество предъявленных исков организацией, сумма;
  • количество удовлетворенных исков, предъявленных организацией, сумма;
  • количество отклоненных исков, предъявленных организацией, сумма;
  • количество предъявленных исков к организации, сумма;
  • количество удовлетворенных исков, предъявленных к организации, сумма;
  • количество отклоненных исков, предъявленных к организации, сумма;

 

На основании данных, полученных от структурных подразделений, юридическая служба устанавливает причины и условия, которые способствуют возникновению исков, как к организации, так и организацией к контрагентам (партнерам). При этом по каждому виду исков приводятся самые распространенные виды нарушений, допускаемых структурными подразделениями организации.

 

По итогам анализа исковой работы вносятся руководству организации предложения о необходимых действиях для улучшения исковой работы, предупреждения непроизводительных затрат и убытков, возмещения вреда, причиненного организации за счет виновных лиц.

 

Фозилжон ОТАХОНОВ,

председатель МКАС при ТПП РУз,

доцент филиала МГУ им. М.В.Ломоносова

в г. Ташкенте, к.ю.н.