Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Как решить проблему «фантомного директора» в ЭДО – читать на buxgalter.uz Как составить Расчет НДФЛ и соцналога, если применяли более двух ставок соцналога – читать на buxgalter.uzКак оформить ЭСФ, если комитент – нерезидент – читать на buxgalter.uzКакие налоговые задолженности будут признаны безнадежными – читать на buxgalter.uzЛьгота для высококвалифицированного гендиректора – читать на buxgalter.uzКакие пени и штрафы ждут декларантов – читать на buxgalter.uzПочему за «уточненку» наказывают аудиторов – читать на buxgalter.uzКому не нужно представлять справку об авансовых платежах на III квартал – читать на buxgalter.uz

Какие новые меры приняты по поддержке малого бизнеса

20.05.2020

Читать на узбекском языке

Опубликованный Указ Президента – уже четвертый документ по поддержке предпринимателей в период пандемии (предыдущие три – №№ УП-5969УП-5978, УП-5986). Зачем нужен новый правовой акт, что нового он дает малому бизнесу – в интервью с Дильшодом СУЛТАНОВЫМ, заместителем министра финансов.

 

– Почему такое внимание к данной теме со стороны государства?

 

– Малый бизнес очень важен для экономики страны, в том числе за счет создания новых рабочих мест и обеспечения занятости.

 

Карантинные мероприятия сказались на деловой активности бизнеса. Поэтому в период, когда поэтапно осуществляется ослабление карантинных требований, руководство государства идет на беспрецедентные меры, чтобы помочь субъектам предпринимательства «перезапуститься», сохранив свою деятельность и рабочие места.

 

А разве нельзя было предоставить поддержку малому бизнесу в одном документе, например – в первом же, мартовском указе?

 

– В самом начале пандемии основной задачей была борьба с коронавирусной инфекцией. Это обеспечение лечебных и других учреждений лекарствами и медизделиями, защитными препаратами и тестовыми системами. Необходимо было выделить средства на покрытие расходов по содержанию на карантине лиц, материальное стимулирование медработников, принимающих участие в борьбе с распространением инфекции, расходов санитарно-эпидемиологической службы республики для проведения защитных мер. Финансировались строительство, ремонт, реконструкция и оснащение лечебных и других учреждений, задействованных в мероприятиях по выявлению, профилактике и лечению инфекционных заболеваний.

 

В марте, когда были введены карантинные ограничения, было сложно оценить долгосрочные последствия пандемии и, прежде всего, принимались меры по сохранению здоровья и жизни граждан. По мере продления сроков карантина и изменения ситуации руководителем государства принимались все новые и новые меры по поддержке бизнеса, и прежде всего – малого.

 

Новым указом субъекты малого бизнеса и многие предприятия сферы услуг на период с 1 июня по 1 сентября 2020 года освобождены от уплаты налогов на имущество и землю. И в прежних указах про эти налоги много говорилось. Почему такое внимание именно этим налогам?

 

– Действительно, по налогу на имущество и земельному налогу предыдущими указами были предоставлены льготы в виде:

  • освобождения от них организаций сферы туризма;
  • отсрочки по уплате налогов до конца года.

 

Теперь же освобождение распространено на весь малый бизнес. Как показала практика, просто отсрочек недостаточно. Во время пандемии многие предприятия вынуждены были прекратить свою работу или существенно сократили объемы. При этом если у предприятия отсутствовала реализация, то, соответственно, у данного субъекта не возникали обязательства по НДС, акцизному налогу или налогу с оборота. Налогоплательщики, у кого оборот не превышал 1 млрд сумов в месяц, получили право уплачивать НДС не ежемесячно, а ежеквартально.

 

У ресурсных же налогов экономическая природа другая – они должны начисляться и уплачиваться вне зависимости от того, есть ли реализация или нет. Именно поэтому такое внимание уделено предоставлению отсрочки и льгот по налогам на имущество и землю.

 

Что касается налога на прибыль, то он исчисляется нарастающим итогом, то есть определяется по итогам первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Соответственно, если есть налогооблагаемая прибыль, то налог исчисляется. Если объем прибыли сокращается, то сумма налога должна быть возвращена.

 

– Основной субъект этих льгот – микрофирмы и малые предприятия. Имеет ли значение для освобождения от налогов на имущество и землю размер оборота – меньше миллиарда или больше?

 

– Нет, не имеет. От размера оборота зависит порядок налогообложения – или уплата налога с оборота (до 1 млрд сумов выручки), или НДС и налога на прибыль (более 1 млрд сумов). Налоги на имущество и землю платят все, вне зависимости от оборота – если есть объект налогообложения.

 

Освобождены же от них на срок с 1 июня по 1 сентября 2020 года только субъекты малого бизнеса и многие предприятия сферы услуг, которые могут не являться малыми. Это – рынки и торговые комплексы, кинотеатры, предприятия общепита, общественного транспорта, юрлица, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, оказанию бытовых услуг, предоставлению помещения в аренду, в том числе для проведения банкетов, спортивно-оздоровительные заведения.

 

Поэтому для того, чтобы воспользоваться этой льготой, надо быть микрофирмой или малым предприятием. Или же, если ваше предприятие занимается указанными выше видами деятельности, оно может быть и крупным.

 

– Как определить, является ли предприятие микрофирмой или малым предприятием?

 

– Критерий здесь простой – среднегодовая численность штатных работников и лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Она определяется по итогам прошлого, т.е. 2019 г. Эту численность надо сравнить с предельными значениями, указанными в Классификации организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (Приложение № 1 к ПКМ № 275 от 24.08.2016 г.).

 

Если она ниже или равна указанным в Классификации значениям, предприятие является субъектом малого бизнеса, если выше – не является. Обращу внимание еще раз – размер выручки при этом не имеет никакого значения. То есть предприятие занимается оптовой торговлей автомобилями и легкими автотранспортными средствами, и среднегодовая численность у него от 6 до 25 человек, то оно является малым. При этом оборот его может быть за десятки или сотни миллиардов сумов.

 

– Являются ли индивидуальные предприниматели субъектами малого предпринимательства? Если "да", то на что распространяются льготы – у них есть и производственное, и личное имущество?

 

– Индивидуальные предприниматели – это тоже малый бизнес. Поэтому на них действуют те же льготы, что и для микро- и малых предприятий. При этом льготы по налогам на имущество и землю для индивидуальных предпринимателей распространяются только на объекты, используемые в производственных целях.

 

– Указом списываются суммы налогов на имущество и землю,  подлежащие уплате за апрель и май 2020 года, по которым предоставлена беспроцентная отсрочка (рассрочка) на основании УП-5969 от 19 марта 2020 года и УП-5978 от 3 апреля 2020 года. О ком идет речь?

 

– Речь идет о субъектах малого предпринимательства, которые получили отсрочку по уплате данных налогов либо через органы госвласти на местах, либо на основе уведомления налоговых органов. Эта льгота предоставлена тем, кто приостановил свою деятельность и (или) у кого сумма выручки от реализации товаров (услуг) сокращается более чем на 50%, по сравнению со среднемесячным показателем I квартала текущего года.

 

Новым указом из вышеперечисленных отсроченных сумм списываются суммы за апрель и май. То есть субъекты малого предпринимательства – при соблюдении указанных условий – освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога с 1 апреля по 1 сентября т.г. или на срок в 5 месяцев (отсроченные апрель–май + освобождаемые июнь–август).

 

– Как будет осуществляться процедура списания сумм налога на имущество и земельного налога, ранее отсроченных по предыдущим указам? Нужно ли будет по этому вопросу обращаться и, если нужно, куда?

 

– Списание суммы налога на имущество и земельного налога за апрель и май будет осуществлено налоговыми органами.

 

В ближайшие дни Минфин опубликует соответствующее разъяснение, включая порядок представления налоговой отчетности по земельному налогу и налогу на имущество, а также применения пониженной ставки социального налога.

 

– Также списываются пени и штрафы по налогам на имущество и землю по состоянию на 15 мая 2020 года, образовавшиеся с 1 января 2020 года. Нужно ли будет проводить процедуры согласования с налоговыми органами (акт сверки) списания штрафов и пени?

 

– Штрафы и пени, указанные в карточке лицевых счетов налогоплательщика, спишут налоговые органы. Предпринимателям не нужно будет никуда обращаться.

 

– Может ли по новому указу субъект, имеющий отсрочку по социальному налогу, пересчитать налог уже по сниженной ставке (вместо 12% – 1%)?

 

– С 1 мая по 1 июля 2020 года для микрофирм и малых предприятий снижается ставка социального налога с 12% до 1%. Это снижение распространяется и на отсроченные в этот же период обязательства. То есть отсроченная сумма социального налога на период с 1 мая по 1 июля текущего года будет облагаться по ставке 1%. С 1 июля социальный налог по отсроченным суммам будет начисляться по ставке 12%.

 

 


Комментарии (3)

Добавить комментарий

Гость_Ором :

2020-06-04 10:43:28

Согласно Указу Президента УП-5978 от 03.04.2020 года в пункте №4 указано -Установить ,что на период с 1 апреля по 1 декабря 2020 года;
а)Туроператоры, турагенты и субьекты сферы туризма ,оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению),и т.д.
освобождаются от уплаты земельного налога с юридических лиц налога на имущество юридических лиц;
уплачивают социальный налог по сниженной ставке в размере 1 процента.
А уважаемый заместитель министра Дилшод Султанов. если верить написанному
говорит ,что сниженная ставка по социальному налогу 1 процент- действует с 1 мая по 1 июля 2020 года (т.е.2 месяца вместо 9-ти).Так кому же ,верить указу Президента Республики Узбекистан или Султанову Д.

Гость_Редакция сайта norma.uz :

2020-06-05 10:06:06

Уважаемый Ором! Благодарим Вас за интерес к публикациям портала!
 
Речь идет о двух нормах, содержащихся в разных актах:
·        абзац третий подпункта «а» пункта 4 Указа Президента от 3 апреля 2020 года № УП-5978 «О дополнительных мерах поддержки населения, отраслей экономики и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии». В нем предусматривается снижение ставки социального налога с 12% до 1% в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года для следующих налогоплательщиков:  туроператоры, турагенты и субъекты сферы туризма, оказывающие гостиничные услуги (услуги по размещению), АО «Uzbekistan Airways» и его структурные подразделения, АО «Uzbekistan Airports» и ГУП «Центр «Узаэронавигация»;
·        пункт 4 Указа Президента от 18 мая 2020 года № УП-5996 «Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии». Согласно данной норме ставка социального налога снижается с 12% до 1% для микрофирм и малых предприятий, кроме производителей подакцизной продукции, госпредприятий, юрлиц с госдолей 50% и более, в период с 1 мая по 1 июля 2020 года.
 
Как видно, эти нормы, имея общий предмет правового регулирования, отличаются как периодом действия, так и кругом лиц, на который их действие распространяется. В цитируемом Вами фрагменте интервью подразумевается норма Указа Президента от 18 мая 2020 года № УП-5996 «Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии», содержание которой приведено выше.

Гость_Ором :

2020-06-15 11:48:10

Большое спасибо за разъяснение указов Президента Р. Узбекистан,особенно имеющие большое значение при уплате платежей по налогам и других платежей в бюджет.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_