Дополнениями к Закону «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» от 20 марта 2019 года установлено, что в составе наблюдательного совета общества, акции которого включены в биржевой котировальный лист фондовой биржи, должно быть не менее одного независимого члена. На практике же у АО возникли проблемы.
Выдвижение кандидатуры и голосование по независимому члену наблюдательного совета осуществляются представителями государства и (или) хозяйственного объединения. Разъясняет ситуацию Суннатулла Бекенов, директор Агентства по управлению государственными активами.
– В настоящее время Агентством ведется работа по формированию резерва кандидатов в качестве независимых членов. Обеспечено привлечение 22 человек на 29 членских мест в 23 акционерных обществах с долей государства.
Совместно с международными организациями, в частности с Французским агентством развития, ведется работа по привлечению независимых членов в крупные предприятия с долей государства: АО «Uzbekistan Airways», АО «Uzbekistan Airports», АО «Иссиқлик электр станциялари», АО «Узбекистон миллий электр тармоқлари», АО «Узкимёсаноат», АО «Узбекнефтгаз».
В Стратегии владения, управления и реформирования государственных предприятий в 2019-2023 годах, разработанной Агентством и внесенной в Кабинет Министров, предусмотрена разработка порядка избрания и включения независимых членов в предприятия с государственной долей.
Кроме этого, в Госпрограмму на 2020 год Агентством внесено предложение о создании Ассоциации независимых членов наблюдательного совета.
– Что ожидает предприятия, имеющие госактивы, в будущие годы в соответствии с новой стратегией?
– Ожидается трансформация предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. Для этого, разработан проект Стратегии управления и реформирования, которая предусматривает:
- целесообразность госсобственности: государство сохраняет за собой права собственника в отношении тех компаний, деятельность которых направлена на обслуживание общественных интересов или имеет стратегическую важность в национальной экономике;
- категории госпредприятий: разделение портфеля государства на три категории владения, а именно – полное, мажоритарное, временное миноритарное;
- переход госкомпаний на рыночные механизмы: уход от практики выдачи государственных гарантий, свободное ценообразование, упорядочивание спонсорской помощи и др.;
- реформирование корпоративного управления госпредприятий: разработка предложений совместно с международными финансовыми институтами по продаже непрофильных активов, пересмотру организационных структур, процедур выдвижения и назначения членов органов управления, переходу крупных АО на МСФО.
Основные целевые параметры стратегии:
- уменьшение количества предприятий с государственным участием на 50%;
- выпуск облигаций не менее 50 предприятиями с государственным участием;
- проведение IPO (SPO) не менее 20 предприятий с государственным участием;
- увеличение в два раза поступлений в Госбюджет в виде дивидендов.
Лола Абдуазимова.