В этом обзоре о том, с чего начать создание космического законодательства Узбекистана, чтобы в эту сферу пришел бизнес, а также о проблемах международного космического права.
В конце декабря 2017 года Президент Шавкат Мирзиеев отметил, что в Узбекистане не уделялось достаточно внимания внедрению аэрокосмических технологий в ведущие отрасли экономики страны. Необходимо привлечь иностранных инвесторов к созданию национальной космической инфраструктуры наземного базирования и производственного назначения[1]. Речь идет не просто о научном пресстиже страны, но и о вполне обоснованных коммерческих интересах. Они распространяются на дистанционного зондирование Земли и системы глобальной навигации, использование спутниковой связи, производство космических объектов, их запасных частей и комплектующих и т.д.
Поэтому уже 12 февраля 2018 года принято распоряжение Президента № Р–5209 «О мерах по развитию космических исследований и технологий в Республике Узбекистан», которым создана специальная Рабочая комиссия (см. обзор).
Основные задачи комиссии – изучение опыта развитых в космической отрасли стран, внедрение космических и спутниковых технологий, сотрудничество с международными и зарубежными финансовыми институтами-донорами, а также подготовка проектов нормативно-правовых актов для практической реализации поставленных задач.
Создание собственного правового поля является отправной точкой для государства в космической отрасли, поскольку нормативно-правовое регулирование – ключевой элемент обеспечения деятельности в космической отрасли. При этом национальное законодательство в этой сфере должно опираться, в первую очередь, на нормы и принципы международного космического права (далее – «МКП») и не противоречить им.
Что говорят международные документы
Основными источниками МКП выступают международные договоры и международно-правовые обычаи. К универсальным документам относятся:
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 1958 года – осветила вопросы, как о правовом статусе космического пространства, так и о характере космической деятельности;
- Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1963 года – ее положения обрели статус общепризнанных обычных норм международного права;
- Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года (далее – Договор по космосу) – занимает особое место среди источников МКП. Статья I документа установила, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.
В рамках Содружества Независимых Государств действуют Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 1991 года. В соответствии с ним совместная космическая деятельность осуществляется государствами-участниками на основе межгосударственных программ.
О чем же говорят эти документы? Так, субъектами МКП определены суверенные государства и международные межправительственные организации. Однако Договор по космосу предусматривает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями.
Под космическими объектами в МКП подразумеваются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.д.[2]
При этом сложилась практика регистрации искусственных космических объектов в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. На ее основе решаются вопросы юрисдикции и контроля над космическими объектами, их национальной принадлежности, ответственности за ущерб, причиненный ими, и т.д.
Международно-правовую ответственность за национальную космическую деятельность несут соответствующие государства. Это отличает вопросы ответственности в МКП от общего международного права, где государства не несут ответственности за действия своих юридических и физических лиц, если такие лица не действуют от их имени или по их поручению. Вопросы ответственности подробно регламентированы Договором по космосу и Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года.
В последние десятилетия тенденции правового регулирования космической деятельности существенно изменились. С появлением новых субъектов МКП – физических и юридических лиц, стали соответственно появляться национальные законодательные акты, регулирующие космическую деятельность.
А как у других стран
Впервые нормативно-правовой документ, касающийся деятельности в космической отрасли – Закон «Об аэронавтике и исследовании космического пространства», принят в Соединенных Штатах Америки в 1958 году, в год запуска первого американского спутника. В последующем в США были приняты Закон «О спутниках связи» 1962 года, Закон «О коммерческих запусках» 1984 года, Закон «О коммерциализации дистанционного зондирования Земли» 1984 года и ряд других нормативных актов в космической деятельности[3].
В Российской Федерации основным государственным нормативно-правовым актом, который регламентирует все главнык стороны космической деятельности в России и отвечает всем требованиями международного космического права, является Закон «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года.
Основу национального правового регулирования космической деятельности Великобритании составляет Закон «О космическом пространстве» 1986 года, в основу которого положен институт лицензирования права осуществления космической деятельности физическими и юридическими лицами.
Украинский закон «О космической деятельности» 1996 года определяет общие правовые принципы осуществления космической деятельности в Украине и под юрисдикцией Украины вне ее пределов. Положения Закона распространяются на все виды деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства.
На что обратить внимание при разработке нашего законодательства
На наш взгляд, при создании национального закона о космической деятельности, стоит обратить внимание и закрепить следующие основные положения:
1. Так как МКП не определяет и не дает толкования большинству юридически значимых терминов, необходимо отразить их в национальном законодательстве;
2. МКП не устанавливает высотное разграничение воздушного и космического пространства, поэтому в законе следует закрепить нормы о делимитации воздушного пространства и космоса;
3. Поскольку космическая деятельность характеризируется повышенным риском, необходимо разработать эффективный механизм страхования и установить пределы ответственности;
4. Потребуется создать специальный государственный орган, который станет регулятором в области космической деятельности;
5. Для проведения разработок, производства и поставок космической техники и развития инфраструктуры необходимо разработать действующий механизм по выдаче разрешений и лицензий;
6. Ключевой пункт, на наш взгляд, – это решение вопроса по коммерциализации космической деятельности, основными направлениями которой должны стать привлечение и регулирование космической деятельности частных компаний, космический туризм, коммерческое использование глобальной навигации и спутниковой связи и т.д.
Таким образом, национальная космическая деятельность Узбекистана должна основываться на принципах и нормах МКП, а при разработке законодательства в космической области следует учитывать руководящие положения международных актов о космической деятельности и опыт ведущих государств в области создания законодательства в этой сфере.
Александр Савенков,
юрист адвокатской фирмы «FIDES».
[1] Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 22.12.2017 г.
[2] Малков С.П. Международное космическое право: Учеб. пособие. – СПб: ГУАП., 2002. – 344 с.
[3] Международное космическое право: Учебник для бакалавриата и магистратуры/под ред. Г.Жукова, А.Абашидзе. 2-е изд. – С. 23.