Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Модульная система при обучении юридическим дисциплинам

27.11.2014

Мансурхон КАМАЛОВ, проректор по учебным делам Ташкентского Государственного юридического Университета, кандидат юридических наук о внедряемой новой системе обучения.

 

Как постоянный читатель изданий «Norma», рад, что юридическому образованию* была посвящена статья, в которой упомянута система модульного обучения в нашем вузе.

 

Постановлением Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки юридических кадров» от 28 июня 2013 года № ПП−1990 в Ташкентском государственном юридическом университете (ТГЮУ) предусмотрена организация учебного процесса с применением модульной системы обучения. Сейчас ведётся работа по ее внедрению на основе образовательных программ, подготовленных с учетом международных образовательных стандартов. Все это направлено на развитие у студентов навыков системного анализа, управления в соответствующих сферах юридической деятельности.

 

Внедряемая модульная система в нашем вузе регулируется «Положением о порядке контроля и критериях оценки знаний студентов в Ташкентском государственном юридическом университете».

 

 

Датой начала разработки и внедрения модульной системы можно назвать 19 июня 1999 г., когда была подписана Болонская декларация. Ее цель заключается в сближении и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единогоевропейского пространства высшего образования. В настоящее время Болонский процесс объединяет более 40 стран.


Стандарты и уровень высшего образования во всех странах должны быть максимально приближенными, а присуждаемые научные степени сопоставимыми. Это напрямую связано с введением в вузах модульной системы обучения. Главная установка "болонской системы" - учеба на протяжение всей жизни.


Основное достоинство Болонского процесса заключается в расширении мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что учебный процесс направлен на формирование и развитие компетенций и квалификаций специалистов, требуемых на практике работодателями. Таким образом, учебное заведение работает исключительно на рынок труда.


Компетенции - совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств студента, которые формируются в ходе изучения различных дисциплин, самостоятельного выполнения письменных работ, работы в комманде над определённым проектом, прохождения квалификационных практик и прочих видов образовательной деятельности.

 

Необходимо отметить, что компетенции вырабатываются благодаря сочетанию различных форм и технологий обучения. Например, когда услышанное на лекции анализируется на семинарских занятиях, проверяется в процессе текущего контроля успеваемости. Особая значимость отводится вопросу применения технологии «кейс-стади», по которой студент обучается решать практические задачи и в процессе работает с большим объёмом литературы.

 

Система обучения с образовательной программой, нацеленной на формирование компетенций, именуется модульной системой обучения. Модуль — совокупность частей учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность, то есть отвечающая за выработку тех или иных знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств.

 

Преимущество модульной системы ещё в том, что она даёт возможность студентам переводить часть обучения из одного вуза в другой, при этом сохраняя объём изученной учебной программы. Перевод, как правило, в зарубежный вуз, который также работает по модульной системе. Например, студент, проучившись 1 год в Германии, может продолжить обучение в Финляндии либо Японии, а на последнем курсе вернуться в Германию, завершить обучение и получить диплом.

 

Для того чтобы вышеназванное стало возможным, а именно признание учебной нагрузки на освоение отдельных модулей в вузах разных стран, в рамках модульной системы было предложено ввести единую систему признания условных кредитных единиц, не зависящих от форм обучения.

 

Уже сегодня проводя подготовительную работу, нами планируется внедрение системы кредитных единиц в ближайшем будущем.

 

Каждая дисциплина будет иметь определённый объём кредитов в зависимости от объёма учебного материала и вырабатываемых компетенций. 1 кредит, как правило, равен 24-25 часам, которые распределяются равномерно между вышеуказанными видами учебной работы студента. Так, например, при усвоении модуля «Гражданское право», продолжительностью 1 учебный год, студент получает 30 кредитов, и 15 кредитов за «Таможенное право», который преподаётся 1 семестр. Тем самым, студент должен набрать в общем объёме, скажем, 360 кредитов для получения диплома юриста. При этом 360 кредитов будут включать в себя как обязательные, так и выборные дисциплины с учётом интересов студента.


Модульная система обучения привлекательна тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность студентов, и при ней необходимыми становятся не столько сами знания, сколько понимание, где и как их можно применить. Еще важнее знание о том, как информацию по учебным дисциплинам добывать, интегрировать и передавать другим. Поэтому основной лозунг модульной системы - «Главное не знать наизусть, а знать, где найти!»

 

Успех применения модульной технологии в основном зависит и от того, как подготовлен учебный материал. Преподаватель должен полностью снабдить им студента и убедиться, что структура учебного материала позволит достаточно быстро изучить определённый модуль. Надо сказать, что преподаватель только направляет студента, объясняя ему основные положения модуля, а всё остальное студент должен самостоятельно изучать, конечно, при помощи консультаций и руководства преподавателя.

 

Не менее важным аспектом модульной системы является эффективный механизм контроля знаний студентов. Он должен быть объективным, транспарентным и развивать у студента навыки мышления и применения полученных знаний на ситуационных задачах. Важно ограничивать время сдачи экзамена, с тем чтобы студент научился оперативно выполнять задания, и за короткий период времени лаконично и в тоже время творчески излагать большой объём прочитанной им информации. Для обеспечения этих целей необходима письменная форма сдачи промежуточного и итогового контроля.

 

В настоящее время работодатель ожидает от специалиста наличие навыков принятия решений, работы с информацией, аналитического мышления и способностей критической оценки обстоятельств, умения реализовывать полученные знания в рамках определённых проектов, навыков письменного и устного общения, работы в команде, ну, и, конечно, владение иностранным языком и компьютером.

 

Таким образом, ТГЮУ, как вуз с модульной системой обучения, должен готовить юристов-практиков. Весь процесс преподавания должен быть не абстрактным изучением теоретических положений, а рассмотрением права, применяемого к реальным жизненным ситуациям. Преподавание права должно вестись комплексно, опираясь на практический материал.


Современные требования заставляют нас вести комплексное обучение, а именно юриспруденцию преподавать не изолировано, а в непосредственной связи с экономическими, статистическими, информационными и другими дисциплинами. В качестве примера можно привести модуль «Гражданское право». При изучении акционерных обществ (АО) в рамках Гражданского права студент не должен быть ограничен пониманием правовых аспектов этой организационно-правовой формы. Он должен понимать роль АО в реальном секторе экономики, уметь системно проанализировать причины возможного роста либо спада количества АО по отношению к другим формам бизнеса. Такая программа обучения даст возможность выработать у студента целостное, системное представление о праве в каждом конкретном случае с экономическим обоснованием. Сегодня важно чтобы студенты изучали не только право, но также экономику и вопросы управления, системный анализ и теорию принятия решений, статистику и бухгалтерский учёт в виде самостоятельных дисциплин.

 

У многих всё чаще возникает вопрос «зачем изучать ту или иную дисциплину?» Поэтому студенту и преподавателю следует понимать цель ее изучения, задачи и необходимость для будущей работы юриста определённого профиля. К сожалению, в вузах Узбекистан преподают не всегда нужные дисциплины. В настоящее время образование строится по принципу обязательности и имеет императивный характер. При модульной системе обучения оснований для этих требований уже просто нет. Студент изучает дисциплину, потому что он чётко понимает, какую пользу она в будущем ему принесет.

 

Многие считают, что студент должен знать законы, а некоторые всё же считают, что студент должен уметь их применять, но прежде всего, знать. Хотя, ни в адвокатской, прокурорской и судебной практике, знание законов в таком объеме, как предлагают вузы, не востребовано. Это первое расхождение между практикой и образованием. Количественное расхождение. Второе - это объем сложности профессиональных задач и объем развитости навыков, которые необходимы в их решении. Работодатели жалуются  на выпускников: не умеют составить документ, подобрать материал, найти информацию. Не умеют, потому что этому в вузе не учат. Поэтому в вузе необходима переориентация с компетенции запоминания информации на компетенцию ее поиска и применения. Заранее в юридическом вузе определить, какая информация потребуется специалисту, невозможно в силу высокого профилирования, объективно происходящего на практике. Знания и навыки, полученные в вузе, оказываются полезными процентов на 30-40.

 

Достаточно сложно применять модульную систему обучения, если учебный план требует изучения по 12-14 дисциплин в семестр. Конечно, студент устаёт, и это не позволяет ему анализировать либо творчески подходить в решении правовых вопросов. В этой связи общее количество дисциплин в ТГЮУ было сокращено от 58 до 40 дисциплин. В настоящее время студент в семестр изучает 7 модулей, один из которых - иностранный язык. Аналогичная практика за рубежом, в юридических ВУЗах с модульной системой обучения.

 

Если обучение ведется с низким уровнем практической направленности, то это вообще не обучение, а так, простое информирование, просвещение, даже воспитание. В таком случае реальное образование начинается, когда человек приходит в юридическую фирму. Тут обнаруживаются пробелы в образовании, и появляется неуверенность и неудовлетворённость образованием, как у выпускника, так и работодателя. Модульная система призвана воссоединить практику с процессом образования. Основная ее цель - научить студента самостоятельно мыслить.

 

Особую важность при модульной системе представляет обеспеченность студентов учебными материалами, экзаменационными вопросами. В ТГЮУ ведётся работа по созданию локальной сети «Интранет», в которой преподаватель будет загружать учебные материалы, а студенты – скачивать их. Здесь студент также сможет проверить свою рейтинговую успеваемость.

 

В этом и видится эффективность модульной системы обучения, а также повсеместное ее распространение в масштабах всего Узбекистана.

 

 Беседовал Маъруф Усманов.

 

Необходимую информацию о вопросах образования можно найти в программных продуктах «Norma»: МОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, КАДРОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ, ЮРИСТ ПРЕДПРИЯТИЯ и др., а так же ознакомиться с интересными примерами, связанные с интересующей тематикой в соответствующих разделах Справочной службы "Мы отвечаем!"  

 

 

 

 

 

 

 

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах