Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Надо ли с 1 января повышать цену на 20% из-за введения НДС?

04.12.2018

Читать на узбекском языке

 

Norma опросила экспертов – налоговых консультантов, аудиторов, главных бухгалтеров. Их рекомендации различны, но все они едины в одном – прежде чем менять цены, сделайте расчеты. Вполне возможно, что  вам будет выгодно не повысить, а понизить цены, чтобы занять большую долю рынка и заработать больше


 

Олег Даминов, председатель правления аудиторской организации Baker Tilly Tashkent.


Прежде чем принять решение по данному вопросу, предприятие должно просчитать его возможные последствия.

 

Если вы производите продукцию, используя при этом сырье, материалы, энергоресурсы и т.п., которые получаете от поставщиков с НДС, то при переходе на уплату этого налога ваше предприятие получает  возможность взять данный НДС в зачет. Соответственно, стоимость материалов не будет включать НДС (как при уплате ЕНП), себестоимость материалов снизится, а это уменьшит себестоимость продукции. При этом, возможно, реализация продукции с НДС незначительно повлияет на цену.

 

Надо также иметь в виду, что для предприятий, которые работают в высококонкурентных сферах производства, вынужденных реализовывать продукцию с маржой 15-20%, включение НДС в цену продукции без ее увеличения может привести к тому, что цена без НДС окажется ниже себестоимости. Это, в свою очередь, повлечет соответствующие налоговые последствия.

 

Для предприятий, которые в своей деятельности в основном ориентированы на человеческие ресурсы (консалтинговые, аудиторские предприятия, IT-компании, услуги по предоставлению имущества  в аренду и т.п.), входящего НДС практически не будет или он будет минимальным. Чтобы сохранить уровень доходности на прежнем уровне, такие предприятия, скорее всего, будут вынуждены увеличить цену услуг.

 

 

Татьяна Белоусова, налоговый консультант, руководитель группы экспертов ООО «Norma».


Прежде, чем менять цену в 2019 году, нужно рассчитать ее с учетом изменений в НК и других факторов.


Себестоимость товара (работ, услуг) в 2019 году будет отличаться от себестоимости 2018 года. Во-первых, часть поставщиков становятся плательщиками НДС. Если поставщик, плательщик НДС, оставит ту же цену или увеличит ее до 20%, то для вас себестоимость приобретенного товара уменьшится, так как входящий НДС будет взят вами в зачет.


При формировании цены на свою продукцию (товар) вам нужно будет учесть ресурсные налоги, если у вас есть объекты налогообложения. Ресурсные налоги увеличат ваши расходы, а значит уменьшат прибыль.

 

Также необходимо оценить последствия индексации цены для вашего покупателя. Если он является плательщиком НДС, он сможет зачесть выставляемый вами НДС, если нет – он уменьшит его прибыль. И наконец, многое зависит от состояния рынка вашей продукции. При наличии конкурентов, не являющихся плательщиками НДС, ваша продукция может стать неконкурентоспособной, если вы увеличите ее стоимость на 20%.


Таким образом, в каждом конкретном случае на каждую продукцию нужно произвести отдельный расчет, который бы учитывал все факторы. Возможно вам не придется повышать цену, а в некоторых случаях возможно вам придется ее снизить или оставить без изменения чтобы удержать своих покупателей.

 

 

Татьяна Шалунова, аудитор и налоговый консультант с 17-летней практикой, директор бизнес-школы Profi Training.


Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Тезис о том, что косвенные налоги платит покупатель – чисто бухгалтерский тезис. Ведь, в конечном счете, все налоги оплачивает именно конечный покупатель. И НДС в этом смысле совершенно не отличается от других налогов. Поэтому, прежде чем повысить цены с 1 января, проанализируйте, как НДС скажется на вашем бизнесе. В первую очередь – структуру самих затрат исходя из осуществляемой деятельности компании на предмет возможного зачета налога. Может получиться, что львиную долю НДС покрывает зачет, и цену необходимо увеличивать лишь на 20% процентов от добавленной стоимости. Например, к приобретенным затратам компания добавляет свои 50%, куда входят затраты на труд и прибыль. В этом случае налог с вашей компании, если вы не сможете переложить его на плечи покупателя, составит лишь 10% (50 х 20%). Таким образом, в целях сохранения своей конкурентоспособности, плательщикам НДС выгоднее работать с точно такими же компаниями, которые уплачивают этот налог.

 

Учтите также соотношение эластичности спроса и предложения на ваш товар. От этого зависит распределение налоговой нагрузки между продавцом и покупателем. По факту, чем спрос неэластичней, тем больше налога можно переложить на покупателя, сохраняя при этом привычную рентабельность с помощью повышения цены.

 

 

Надежда Гущина, главный бухгалтер ООО «DE-HAOZ PRINT».


Переход на уплату НДС с 01.01.2019 г. не означает, что цены нужно поднять в той же пропорции (на 20%). Уплата НДС повлечет рост расходов. Нужно будет уплачивать в бюджет разницу между НДС, начисленным покупателю, и налогом, уплаченным поставщику. Здесь возможны два основных варианта:

 

1. Ваш покупатель – плательщик НДС, и он соглашается в принципе на увеличение цены на ваш товар. В этом случае, вам, чтобы сохранить вашу прибыль, достаточно будет увеличить цены на 5-10 процентов – в зависимости от структуры себестоимости и наличия «входящего» НДС.

 

2. Ваш покупатель – не плательщик НДС. Тогда вам придется, чтобы сохранить прибыль, поднять цену на ту часть, которая изымается из добавленной вами стоимости.

 

При этом точка равновесия (т.е. определенный объем продукции по определенной цене), которая существовала между спросом и предложением на рынке до введения НДС, сдвинется в сторону продажи меньшего объема из-за увеличения цен. Продавец будет получать выручку на 1 ед. продукции ту же, а общий доход от продаж сократится. В условиях конкурентного рынка продавцы будут стремиться сохранить первоначальный объем продаж. А это возможно лишь при минимальном изменении цены. Однако в условиях неконкурентного рынка спрос не изменится в меньшую сторону, что позволит продавцам поднимать цены и на 20%.

 

 

Игорь Аипкин, эксперт ООО «Norma».

Обладатель международных сертификатов САР/CIPA и диплома DipIFR, консультант по вопросам налогового и бухгалтерского законодательства.

 

В первую очередь нужно понимать, что любые решения, особенно такие важные как решения по ценообразованию, должны приниматься только на основе конкретных расчетов, а не на основе одной цифры и эмоций, которые эта цифра вызывает.

 

Ответ на поставленный  вопрос зависит от многих факторов. Насколько эластичен спрос на ваши товары или услуги? Какую часть вашего дохода вы ранее уплачивали как налог с оборота (ЕНП)? К примеру, если вы платили ЕНП по ставке 5%, то нет смысла накручивать НДС на 100% дохода, а если добавить 20% к 95%, которые остаются, то цена вырастет только на 14% (95*1,2=114) по сравнению с первоначальной. Какой будет ваша налоговая нагрузка по земельному налогу и налогу на имущество? Сколько НДС вы будете брать в зачет? Только после того, как все эти ответы оформятся в четкую финансовую модель, можно будет сказать, на сколько процентов нужно повышать цену. Одним предприятиям будет достаточно 5%-ного повышения, другим необходим больший рост цен.

 

 

Светлана Голосова, директор аудиторской организации «TRI-S-Audit».

 

Вопрос неоднозначный. Не нужно забывать, что у предприятий, переходящих на НДС, в цене уже «сидит» входящий НДС. НК позволяет плательщикам засчитывать его  при определении суммы налога, уплачиваемой в бюджет. Поэтому для сохранения прибыли сначала нужно учесть НДС, уплаченный поставщикам. Соответственно, при установленной норме прибыли и увеличении стоимости товаров (работ, услуг) на сумму НДС, конечная цена может вырасти, но не на 20%.

 

Чтобы не терять прибыли, плательщики НДС будут работать только с поставщиками, которые также платят этот налог. Ответ на такой простой вопрос – выгоднее купить по 105 сумов или 120 – зависит теперь от того, являются ли продавцы плательщиками НДС. Если более низкую цену дает неплательщик, то выгоднее покупать товар по более высокой цене, но с НДС. Налог потом можно будет зачесть и товар обойдется дешевле.

 

 

Ирина Подольская, налоговый консультант со стажем более 20 лет.

 

Введение НДС не означает автоматического увеличения цены на 20%. Да, цена увеличится. Но процент увеличения зависит от того, какова доля приобретаемых с НДС товаров (работ, услуг) в совокупных расходах (себестоимости и расходах периода), учитываемых в цене реализуемых вами товаров (работ, услуг).

 

До тех пор, пока вы не являетесь плательщиком НДС, такие совокупные расходы всегда будут выше, чем у плательщика НДС, реализующего точно такую же продукцию. Все, что вы приобретали для своей деятельности,  было оприходовано (или списано на расходы) по стоимости, включающей сумму НДС (в случае если поставщики – плательщики НДС).

 

С переходом на уплату НДС налог, уплаченный поставщику в цене приобретенных вами товаров (работ, услуг), – входной НДС – вы вправе зачитывать. То есть уменьшать сумму, подлежащую уплате в бюджет с ваших оборотов по реализации, на сумму такого входного налога.

 

Если даже небольшое увеличение цены достаточно критично для вашего бизнеса, то сумма уплачиваемого НДС, без изменения прежней цены, будет уменьшать прибыль предприятия. В этом случае надо искать комбинированное решение. Например, при небольшом увеличении цены (не полностью покрывающем издержки от уплаты НДС) несколько снизить планируемую прибыль. Кроме того, следует учитывать также и тот положительный факт, что у вас теперь не будет расхода по ЕНП. Правда, появится налог на прибыль, но его сумма несопоставима (значительно меньше) с расходами по ЕНП.

 

Изменение (увеличение) цены, либо изменение (уменьшение) прибыли при сохранении действующей цены можно наглядно показать в таблице (скачать по ссылке).

 

 

Гузаль Исламова, эксперт. 

 

Да, если вы не хотите пересматривать структуру своих расходов, менять поставщиков и пытаться «встроится» в общую цепочку НДС.

 

Нет, если разумно пересмотреть всех входящих поставщиков, и после анализа понять, что большая часть оптовых поставщиков будет плательщиками НДС. А если есть поставщики, которые будут «дробиться», чтобы не платить НДС, то они перестанут быть вам интересны как партнеры.

 

Бизнес разнообразен и нет единого рецепта, но необходимо понять, что всеобщий НДС – это дело времени. Для того, чтобы НДС работал во благо и государства, и бизнеса должны быть выдержаны условия – отсутствие льгот у плательщиков НДС, максимальное количество плательщиков НДС, четкое администрирование со стороны таможни и налогового комитета.

 

Есть ли исключения – конечно же, есть, именно их и должно определить правительство, не нанося ущерб идеи «непрерывной цепочки» НДС.

 

Также сложность переходного периода заключается в том, как «поднять» НДС в зачет, особенно в торговле, где НДС может быть только у первого покупателя-оптовика. У розничного продавца все, что есть на складе и на полке, – без НДС, а значит, - в зачет взять нечего. Решение этого вопроса, в первую очередь, повлияет на повышение цен на прилавках.

 

Чтобы ответить на вопрос об изменении цены каждый должен проанализировать свой бизнес, своих поставщиков и взвесить все возможности. В связи со снижением налогообложения доходов физических лиц себестоимость снизится, и высвободятся денежные средства, которые каждый из добросовестных и разумных предпринимателей может перенаправить на сдерживание цен.

 

***

Внимание! Если вы хотите получить БЕСПЛАТНО 4 финансовые модели и алгоритмы расчета влияния общеустановленных налогов на прибыль 2019 года, перейдите по ссылке.

 

P.S. В центре профессионального развития «Norma» проходят тренинги, на которых эксперт И. Аипкин делится собственной методикой расчетов себестоимости и цены при переходе на уплату общеустановленных налогов. Приходите 6 и 10 декабря – с 14:00; 14, 19 и 21 декабря – с 9:30. Записаться на тренинг можно здесь.