Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств Как оформить дефекты основных средств

Какие нормы законодательства не работают

18.04.2018


Не все новшества законодательства могут быть реализованы сразу. Так, если Указом или Постановлением Президента вводится новая норма, то часто для ее применения требуется не только внесение изменений в законодательство, но и принятие актов более низкого уровня. Не случайно, поэтому, Президент поручает конкретному органу власти принять такой акт или внести изменения. Но, к сожалению, не все поручения выполняются вовремя. Что делать в этом случае законопослушному директору, бухгалтеру, кадровику, каждому из нас? Выполнять ли новую норму, если не понятно, как это делать?

 

Для начала мы провели небольшую инвентаризацию законодательства на предмет того, как исполняются поручения главы государства. Ее результаты – в нижеследующей таблице.

 

Нормы, которые «ставят в тупик»

 

Суть поручения

С какими проблемами столкнулись бизнес-структуры и другие организации

1

Указ Президента от 5.07.2017 г. № УП–5106 «О мерах по повышению эффективности государственной молодежной политики и поддержке деятельности Союза молодежи Узбекистана»:

 

«13. Согласиться с предложениями Союза молодежи Узбекистана о: …

 

снижении суммы подоходного налога с молодых работников, закончивших образовательное учреждение не более трех лет назад и впервые принятых на работу, на 50% в первый год работы, на 25% – во второй и третий годы работы;….

 

21. Министерству юстиции совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Министерством финансов и другими заинтересованными организациями в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа».

 

По сути, изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс, в Приложение № 8 к постановлению Президента от 29.12.2017 г. № ПП–3454. Также необходимо принять положение о порядке применения льготы.

Нет ясности, как исчислять годы работы:

 

вариант 1 – за год считаются только фактические периоды работы путем суммирования трудового стажа (т.е. год стажа может охватывать несколько календарных лет);

 

вариант 2 – за год работы принимается календарный год с момента окончания образовательного учреждения.

2

Указ Президента от 24.05.2017 г. № УП–5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду»:

 

«6. Одобрить предложения Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана о:

 

снижении с 1 января 2018 года на 50 процентов установленной ставки единого социального платежа по доходам от оплаты труда впервые трудоустроенных выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений при условии, что со дня окончания ими образовательных учреждений прошло не более трех лет, в течение первого года после их трудоустройства, и на 25 процентов – в течение второго и третьего годов их работы, за исключением трудоустроенных лиц в бюджетных организациях, субъектах естественных монополий и организациях с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) более 50 процентов.

 

10. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа».

По сути, изменения должны быть внесены в Налоговый кодекс, в Приложение № 8 к постановлению Президента от 29.12.2017 г. № ПП–3454. Также необходимо принять положение о порядке применения льготы.

3

Постановление Президента от 27.12.2016 г. № ПП–2699«О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2017 год»:

 

«23. В целях сохранения принципа справедливости назначения и выплаты пособий по беременности и родам установить для вновь поступающих на работу или возобновляющих трудовую деятельность после перерыва свыше 12 месяцев, дифференцированный размер назначения выплаты пособия по беременности и родам в зависимости от фактически проработанного времени со дня приема на работу:

 

до 6 месяцев со дня принятия на работу – 50% от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам;

 

с 6 до 12 месяцев со дня принятия на работу – 75% от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам;

 

свыше 12 месяцев со дня принятия на работу – 100% от среднемесячной заработной платы за время нахождения в отпуске по беременности и родам…

 

23…

 

Министерству труда совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок пересмотреть и утвердить порядок назначения и выплаты пособий по беременности и родам».

 

По сути, изменения должны быть внесены в Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию (рег. № 1136от 8.05.2002 г.).

Нет ясности, кого понимать под термином «вновь поступающие на работу»:

 

вариант 1 – принимаемые на работу по первому в жизни месту работы;

 

вариант 2 – новые работники организации.

 

Нет конкретного разъяснения по вопросу: является ли выход из отпуска по уходу за ребенком «возобновлением трудовой деятельности после перерыва свыше 12 месяцев»?

 

Руководители и бухгалтеры бюджетных и других государственных организаций рискуют, с одной стороны, быть обвиненными в растрате в связи с переплатой пособия, а с другой стороны, – быть оштрафованными за нарушение законодательства о труде из-за недоплаты пособия.

4

Указ Президента от 16.11.2017 г. № УП–5241 «О мерах по кардинальному совершенствованию платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения»:

 

«4. Ввести с 1.01.2018 г. порядок, в соответствии с которым:

 

оказание услуг водоснабжения и водоотведения потребителям всех групп осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от систем водоснабжения и водоотведения в установленном порядке;..

 

14. Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Бюро и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа».

 

По сути, изменения и дополнения должны быть внесены в Правила оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (прил. к ПКМ от 15.07.2014 г. № 194). 

Не установлен порядок расчета объемов, за которые должна быть внесена предоплата.

5.

Указ Президента от 14.12.2017 г. № УП–5285 «О мерах по ускоренному развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности»:

 

«10. Исключить из налогооблагаемой базы взносы и отчисления в Ассоциацию «Узтекстильпром»…

 

17. Министерству экономики совместно с Министерством юстиции, Министерством сельского и водного хозяйства и иными заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа».

 

По сути, изменения и дополнения должны быть внесены в Налоговый кодекс. 

Не указаны конкретные налоги, из базы по которым исключаются взносы.

 

Описанные случаи – наглядные примеры того, что введение одной нормы в законодательство порой требует принятия еще целого ряда правил, направленных на ее исполнение. Без этого и государственным органам, и гражданам с бизнесом трудно соблюдать требования законодательства.

 

Следует отметить, что все неясности в законодательстве должны трактоваться в пользу налогоплательщиков и граждан. Это предусмотрено в статье 11 Налогового кодекса и статье 23 Уголовно-процессуального кодекса. Однако применение данного правила всегда в руках представителей государственных органов (во многом зависит от их усмотрения), поэтому имеется определенный риск.

 

«Мы работаем по другому документу, изменения в него еще не внесли. Ждите…»

 

В других случаях специалисты государственных органов, а с ними и предприниматели ждут внесения изменений и дополнений в другие акты законодательства, хотя новая норма и так ясна.

 

Так, пунктом 3 Указа Президента от 16.01.2018 г. № УП–5303 установлено, что с 1 февраля при получении лицензии на оптовую торговлю отменяется требование о наличии сформированного уставного фонда в размере не менее 3 500 МРЗП, из которых денежными средствами – не менее 1 200 – МРЗП.

 

Но из Положения о лицензировании деятельности по осуществлению оптовой торговли (прил. к ПКМ от 5.11.2005 г. № 242) это требование еще не исключено. Хотя целому ряду ведомств дано прямое поручение – привести законодательство в соответствие с упомянутым Указом до 17.03.2018 г.

 

Бизнес, естественно, не может ждать, когда нижестоящие акты приведут в порядок. Подача заявок на получение лицензии не прекратилась. На местах специалистам центров государственных услуг приходится самостоятельно решать, как применять Указ Президента от 16.01.2018 г. № УП–5303.

 

В отдельных центрах из-за этого пришли к странному выводу: лицензия выдается без документов, подтверждающих формирование уставного фонда, но в заключаемых с юридическими лицами лицензионных соглашениях такой пункт все равно отражается. То есть там поняли новшество так, что на момент выдачи лицензии повышенный «уставник» требовать нельзя, но он должен быть сформирован позднее (например, для обществ с ограниченной ответственностью – в течение года с момента госрегистрации). Причина – в Положении, по которому они работают, все осталось по-прежнему.

 

Однако здесь не обязательно дожидаться соответствующих изменений и дополнений. Норма может «заработать» без приведения в соответствие других НПА, ведь согласно ст. 16 закона «О нормативно-правовых актах» в случае расхождений применяется акт более высокой юридической силы. В данном случае указ Президента.

 

Правило на самом деле не принято, это – планы на будущее

 

Кроме того, перед разработкой поправок в законодательство их содержание нередко озвучивается в государственных и иных программах. Однако от оглашения планов до конкретных изменений в нормативно-правовых актах может пройти до года. В этот промежуток многие граждане начинают требовать исполнения правила до его официального принятия.

 

Например, в Госпрограмме на 2018 год предусмотрена отмена запрета на покупку недвижимости на вторичном рынке Ташкента и Ташкентской области без постоянной прописки в этих административно-территориальных единицах. Возник ажиотаж, сопровождающийся ростом цен на дома и квартиры.

 

Представителям Министерства юстиции и нотариата даже пришлось выступить с разъяснением. Ведь граждане стали массово обращаться за оформлением в нотариальные конторы. В сообщении указано, что до 20.03.2018 г. проект соответствующего НПА будет только разработан. Но не сообщили, когда конкретно его примут.

 

Еще один вопрос, тесно связанный с пропиской – трудоустройство. Пунктом 10 Указа Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308 отменен запрет на прием на работу граждан, не имеющих временной или постоянной прописки либо учета по месту пребывания, а также ответственность работодателя за прием на работу граждан, проживающих без временной или постоянной прописки либо без учета по месту пребывания. Указ вступил в силу с 23.01.2018 года.

 

Однако в статью 80 Трудового кодекса, а также в статью 223-2 Кодекса об административной ответственности изменения еще не внесены. Формально запрет остается в силе, а ответственность имеется, поскольку юридическая сила законов выше, чем указов Президента.

 

В таких случаях не остается ничего другого, как ждать поправок в законодательство.

 

В заключение хотелось бы отметить, что в каждом случае применения спорной нормы законодательства требуется индивидуальное изучение и глубокий анализ. Цель настоящей статьи – осветить системные проблемы отечественного законодательства.

 

 

Сабохат Султанова, Олег Заманов, Самир Латыпов.