В приоритетах развития страны на 2014 год и дальнейшую перспективу главой государства особо отмечена необходимость активного внедрения ИКТ во все сферы экономики, и частности, дальнейшее развитие и стимулирование электронной коммерции, расширение интерактивных услуг.
В контексте данных приоритетов Центральный банк Республики Узбекистан подготовил новую редакцию законопроекта «Об электронной коммерции», который учитывает интеграцию нашей страны в мировое экономическое сообщество, сложившиеся реалии денежного обращения в Узбекистане и мировые тенденции онлайн-торговли в банковской сфере (уже сегодня более 10% населения мира совершают покупки через Интернет).
В случае принятия закона в таком формате появятся новые возможности и рыночные условия для дальнейшего развития бизнеса, значительного улучшения делового и инвестиционного климата.
При подготовке данного проекта были проанализированы опыт и инструменты электронной коммерцииразных стран. В частности, их палитра достаточно разнообразна и регулируется:
общими положениями гражданского права и законодательством об информационных технологиях (страны ближнего зарубежья и Балтии);
специальнымизаконами об электронных документах (Италия, Украина и ряд других европейских стран);
отдельными законами и нормами в других актах, регулирующихэлектронную коммерцию и использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) (страны Северной Америки и Южной Азии, Океании).
Необходимо отметить, что действующий Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» базируется на понятиях и терминах, принятых в законах «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи». В частности, он определяет электронный документ как информацию в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность с использованием ЭЦП. Сегодня технология применения ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.
Тем не менее, в международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками товаров через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений в качестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на смартфон или е-мэйл клиента/продавца).
Уже сегодня в национальной банковской системе реализованы механизмы интернет-оплаты по банковским картам в режиме реального времени, а также широко развита система дистанционного банковского обслуживания. Сообразно зарубежной практике в Правилах организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования (рег. № 1767 от 13.02.2008 г.) в данных системах для аутентификации и подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.
Именно поэтому для упрощения процедуры заключения сделок новой редакцией закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов и других аналогов собственноручной подписи, которые позволят значительно упростить оформление электронной сделки. Помимо этого, законопроектом также регламентируются отношения, возникающие при использовании электронных документов (сообщений) в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной коммерции, устанавливаются особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и требования к участникам электронной коммерции, в том числе к информационным посредникам.
Есть и еще ряд существенных отличий от действующего Закона:
а) отменяется требование обязательного наличия ЭЦП на электронном документе для физических лиц – субъектов электронной коммерции и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другого аналога собственноручной подписи, что значительно упростит оформление электронной сделки и позволит совмещать акцепт с механизмами интернет-оплаты по банковским картам;
б) расширяется состав информационных посредников (операторы сетей телекоммуникаций, платежные агенты, лица, осуществляющие организацию электронных торгов и оказывающие услуги по депозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам электронной коммерции услуги по обеспечению совершения электронных сделок;
в) устанавливаются дополнительные требования к процедурам предложения оферты, акцепта коммерческих предложений и к условиям договоров в электронной коммерции, учитывая особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и специфику заключения договоров в электронной форме;
г) вводится норма о возможности оформления счетов-фактур и других необходимых документов в электронной форме. Пока при продаже товаров (работ, услуг) существует необходимость подписания счетов-фактур и других документов по исполнению договоров в бумажном виде, что создает дополнительные препятствия для осуществления эффективной электронной коммерции;
д) вносятся нормы о госрегулировании данной сферы уполномоченным органом и устанавливаются его полномочия;
е) вводятся нормы по обеспечению безопасности информации и защите персональных данных участников электронной коммерции.
Принятие закона в таком формате позволит:
значительно сократить расходы на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и решить проблемы, связанные с географической удаленностью друг от друга субъектов электронной коммерции;
создать условия оперативного установления прямых контрактных отношений между продавцами/покупателями, а также появления новых участников на рынках (в этих условиях субъекты малого бизнеса смогут конкурировать на внешних рынках);
повысить прозрачность операций, что даст возможность покупателям и продавцам практически мгновенно получать наиболее полную информацию о ценах, качестве и условиях поставок, предлагаемых различными конкурентами.
В ближайшее время подготовленный законопроект «Об электронной коммерции» (в новой редакции) поступит в нижнюю палату парламента (профильный Комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий, а также Комитет по бюджету и экономическим реформам) и пройдет его обсуждение с заинтересованными ведомствами, банковскими структурами и бизнес-сообществом.
По сообщению пресс-службы Центрального банка