Вопросы внедрения в Ташкенте Единой автоматизированной системы учета потребителей коммунальных услуг тепло-, водо-, газо- и электроснабжения и санитарной очистки обсуждались на заседании «круглого стола». «Круглый стол» организован проектом ПРООН совместно с Министерством финансов, хокимиятом города Ташкента и Агентством «Узкоммунхизмат». В мероприятии приняли участие более 60 представителей министерств и ведомств, заинтересованных организаций и СМИ.
В соответствии с правительственными решениями (Постановление КМ от 30.11.2012 г. № 337 «О мерах по дальнейшему комплексному развитию и модернизации систем водоснабжения и канализации Республики Узбекистан на период 2013-2015 годов», Протокол № 6 от 10.01.2013 г. рабочего совещания Премьер-министра республики, посвященного обсуждению вопросов улучшения теплоснабжения населения и предотвращения отпуска тепловой энергии сверх установленного норматива, ликвидации потерь, сокращения расходов предприятий теплоснабжения города Ташкента) в ближайшие годы предусматривается разработка и внедрение в Узбекистане совместно с ПРООН пилотного проекта по созданию биллинговой системы учета потребителей коммунальных услуг.
Система электронного биллинга в коммунальной сфере представляет собой современный комплекс автоматизации процессов обслуживания и расчетов со всеми категориями потребителей коммунальных услуг. Эта система позволяет собирать и анализировать информацию о потреблении коммунальных услуг, определять их тарификацию, выставлять счета абонентам и обеспечивать обратную связь с ними, например, посредством SMS-сообщений.
Речь идет о технологических возможностях конвергентного биллинга (сходного учета), который представляет собой универсальную систему, обеспечивающую единое управление всеми потребителями и коммунальными услугами, независимо от вида услуг, способа их предоставления, категории абонентов и формы оплаты. В дальнейшем такая система позволит выставлять единые счета и справки о наличии или отсутствии задолженности абонентам коммунальных служб в условиях мультисервисных сетей и различных моделей расчетов.
Участники заседания отметили, что сегодня вопрос учета пользователей жилищно-коммунальных услуг остается достаточно острым, поскольку отсутствуют единый механизм и подход, объединяющие действия всех коммунальных служб по обмену информацией.
По мнению представителя Министерства финансов Илхома Джалолова, использование коммунальными службами отдельных локальных программных приложений для ведения учета потребителей, объема оказываемых услуг и кредиторской задолженности абонентов не вполне отвечает современным требованиям. Значительное различие в функциях этих программных продуктов усложняет процесс учета, создавая неудобства населению и не обеспечивая финансовой эффективности деятельности предприятий.
Также были отмечены низкий уровень защиты от несанкционированного доступа к базе данных абонентов, отсутствие функции автоматического начисления объема оказанных услуг и ведения учета дебиторской и кредиторской задолженности в режиме реального времени. Встречаются расхождения в численности обслуживаемых абонентов от 10 тысяч до 20 тысяч клиентов, невозможность выставления счетов клиентам в электронном виде и своевременного оповещения о текущих задолженностях и пр.
В связи с этим на мероприятии подчеркнута необходимость разработки единой биллинговой системы путем применения единой национальной системы аутентификации (к примеру, системы ID.UZ), привязанной к единому реестру физических лиц или данных кадастра. Подобная система поможет полно охватить потребителей и получать консолидированную информацию по всем видам коммунальных услуг через единый интернет-портал и мобильные «SMS-To’lov» приложения.
В ходе обсуждения высказаны предложения о создании единой службы контролеров, ответственных за снятие показаний счетчиков электроэнергии, воды и газа; единого call-центра для обработки и обслуживания обращений пользователей коммунальных услуг и единого портала для коммунальных служб с возможностью проверки данных лицевых счетов и осуществления онлайн-платежей.
Проект «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство»
www.undp.uz