Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Пластиковые карты: планируем расходы

04.02.2015

О возможности прожить на «пластик» рассуждалось не раз. Однако налицо тенденция тратить деньги с карты в первые дни зачисления.

 

Кто-то "карточные" средства конкретно направляет на ежемесячную оплату коммунальных услуг, Интернета, сотовой связи. Другие же «спускают» все в первом попавшемся магазине, потому что «по терминалу». Многие признаются, что деньги, зачисленные на «пластик», не жалко, а между тем - это половина заработной платы, а у кого-то и больше.

 

Зачем же тогда жаловаться на низкую зарплату и невозможность прожить на карточку, если тратить все в первый день?

 

– Действительно, наличные деньги я трачу с неохотой, – скажут многие – Зато с карточки накупаю всякую бесполезную ерунду. Иногда откровенно переплачиваю за те или иные товары, потому что пытаюсь поскорее избавиться от «пластиковых» денег.

 

И такое отношение к карточке не редкость. Поэтому стоит задуматься над тем, куда и зачем мы тратим средства.

 

 

Топ-5 платежей по карточке

 

Платежи бывают разные – какие-то обязательные, а что-то мы покупаем для «себя любимых». В число обязательных обычно входит оплата коммунальных услуг и связи.

 

Действительно, терминалом у работника коммунальных служб уже мало кого удивишь. Даже те представители служб, которые ходят по домам, носят его с собой, что создает дополнительные удобства для жителей: квитанцию дадут, в отчетную книгу и в «компьютер» внесут данные сразу.  Это удобно и поэтому такие платежи пользуются особой популярностью среди населения. Те же, кого коммунальщики визитами не балуют, предпочитают оплачивать услуги в кассах банков, почтовых отделениях или пайнете. Похоже, население еще не привыкло к оплате коммунальных услуг посредством мобильного или онлайн-банкинга. Возможно, это вопрос зачисления средств на счет, т.к. все равно домой придет тот же инспектор с терминалом и старательно внесет в свою "амбарную" книгу данные о ваших платежах. Однако Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ) анонсировал, что оплата через терминалы в пайнете и других местах сразу попадет на счет. Это радует, но по старинке многие продолжают носить деньги в кассу самостоятельно.

 

Сотовая связь также один из распространенных видов платежей по карточке. А вот здесь большую роль сыграло внедрение мобильного USSD-банкинга. Они позволяют оплатить услуги сотовой связи, не обращаясь в другие организации. Достаточно работающей мобильной сети и регистрации в сервисах USSD- или онлайн -банкинга.

 

Что примечательно, на этом рынке сильная конкуренция, поэтому операторы связи стараются использовать все возможности, облегчая клиентам оплату. Именно они первыми приучили людей к пайнету и другим платежным системам.

 

 

Стараются избавиться от денег на карточке и в вещевых магазинах. При этом не всегда смотрят на стоимость товара. Не секрет, что в разных магазинах – разные цены. Но, напомним, что потребитель проще расстается с деньгами на карточке, чем с наличностью. При этом продавцы иногда предлагают оплатить вещь по терминалу соседа за небольшой процент (10%). Учитывая, что деньги эти с карточки, потребитель нет-нет, да и согласится. Напомним, что такие действия незаконны. И потребитель имеет право обратиться в Госкомконкуренции за защитой своих прав.

 

Тратят деньги с карточки также в заведениях досуга и отдыха. Конкуренция среди них высока, и многие из них установили терминалы. Пообедать или поужинать в ресторане недешево, и у клиента не всегда достаточно наличных. Но почти у каждого есть карточка, которая выручает.

 

Расстаются проще с "карточными" средствами и в супермаркетах. Как показывает практика, некоторые продукты в них дешевле, чем на базаре. Впрочем, и на рынках терминалы не редкость.

 

 

Как сэкономить и распределить?

 

Прежде всего, чтобы не разбазаривать деньги с карточки, необходимо позаботиться о ведении бюджета. Если стоимость коммунальных услуг меняется 1– 2 раза в год, то другие расходы по карте можно и нужно контролировать ежемесячно.

 

Стоимость телефонной связи и Интернета тоже относительно стабильна. Но, чтобы сэкономить и на них, не поленитесь проверить список подключенных вами услуг. Может какими-то из них вы не пользуетесь совсем. Для этого можно посетить головной офис оператора связи или получить информацию, отправив USSD-запрос (узнать его можно на сайте оператора).

 

Сложность составляет ведение ежедневного бюджета, например, расчет продуктовой корзины. Так, можно сравнить стоимость той же картошки в магазинах около дома, в крупных супермаркетах или на базаре. Сравнив соотношение цена – качество, выбирайте более приемлемый вариант. Та же ситуация и с магазинами одежды. Не стоит опрометчиво переплачивать за понравившуюся кофточку только потому, что продавец обзавелся терминалом. Деньги на карточке заработаны также, как и наличность в кармане, так почему же надо отдавать на 10% больше?

 

В крупных магазинах расставляют товары по правилам мерчендайзинга. Поэтому при их посещении старайтесь покупать не то, на что упал взгляд, а исключительно необходимые товары. И не уговаривайте себя что «это по карточке». Вообще стоит завести практику составления бюджета нужных вещей и платежей. Конечно, не обязательно быть бухгалтером, но контролировать свои средства все-таки стоит. А сэкономленные деньги потратить, например, на экскурсию. Ведь приобрести билеты и рассчитаться с туристическим агентством можно карточкой.

 

Ведение бюджета поможет вам распределить наличные средства и средства на карте так, чтобы ее хватало не на первую неделю, а на весь месяц.

 


Если срочно нужны «наличные»

 

Не возбраняется снять наличные средства с пластиковой карты. Согласно законодательству* дебетовая банковская карта (к этому типу относится зарплатная карта) позволяет ее держателю распоряжаться денежными средствами в пределах остатка на соответствующем картсчете для оплаты товаров (работ, услуг) и (или) получения наличных денежных средств (за исключением корпоративных банковских карточек) на условиях договора между эмитентом и держателем банковской карты… Таким образом, для того чтобы снять деньги, для начала изучите договор, заключенный с банком, который вы подписали при открытии карты.

 

К сожалению, просмотрев веб-сайты банков республики, найти типовой договор удалось только на сайте АКБ «Микрокредитбанк». Так, в нем говорится, что собственник карты имеет право пополнять счет на минимальную сумму, которая устанавливается в договоре индивидуально, а также получать выписку по счету.

 

Жаль, многие, когда подписывали свои договоры на получение карты, не удосужились прочесть о своих правах. Между тем, их регулирует тот самый недоступный или неопубликованный договор. Поэтому сравнить договоры других банков не смогли, а открывать зарплатные карты просто так, чтобы ознакомиться с договором, нам никто не позволит.

 

В свою очередь, согласно Главе IX «Расчеты с БПК» Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан**, банковская пластиковая карточка (БПК), эмитированная банком, персонифицированная, используется в качестве платежного средства и предоставляет своему держателю возможность осуществления операций в пределах средств на банковском счете, в том числе безналичных расчетов (платежей) через счет, получения с него наличных денежных средств и банковского кредита. БПК используются при безналичных расчетах, осуществляемых физическими и юридическими лицами, а также при получении наличных денежных средств с пунктов выдачи наличности и банкоматов. Ознакомиться с полным текстом Положения вы сможете в ИПС «Norma: законодательство» или «Norma Online».

 

Итак, предполагается, что выдача наличных средств все же быть должна, и мы решили проверить, как это работает на практике. Вооружившись всеми имеющимися в наличии картами (на их обороте указывается номер телефона пластикового отдела банка), мы обзвонили ряд банков в качестве физического лица. В два из них мы попытались обратиться по телефонам, опубликованным на веб-сайтах, но учитывая, что это номера телефонов доверия, особого успеха в «узнавании» мы не достигли.

 

В KDB банке сказали, что у них такой практики нет.

 

Сотрудники Инфинбанка предложили приехать лично и обратиться к начальству.

 

В Ипотека банке можно снять часть средств с карты в том районном отделении банка, где карта выдавалась, т.к. в первую очередь он обслуживает районных клиентов. По телефону районного отделения пообещали помочь в получении суммы, не превышающей 30 000 сумов, в зависимости от наличия средств в кассе. Однако может случиться, что в банке наличных нет, потому уйдете вы от заветного окошка несолоно хлебавши. Но в такой возможности сотрудники банка не отказали.

 

 

При обращении по телефону в Алокабанк, нас направили на ближайшую АТС и порекомендовали там обратиться в кассы банка. Их сотрудники, при наличии средств могут выдать некую сумму, но ограничивать или вообще называть ее они не стали, обещав разобраться на месте.

 

В Банк Ипак Йули и в Капиталбанке предложили прийти лично и обратиться к начальнику, который поможет или не поможет с получением средств. В Азия Альянс банке в деньгах не отказали, но долго расспрашивали о месте работы. Кстати, аналогичный вопрос задали и в Банке Ипак Йули.

 

Подытожив, отметим, если все-таки очень нужно получить часть средств наличными, можно обратиться в свой банк и побеседовать со специалистами пластикового отдела, которые при необходимости организуют встречу с управляющим или их руководителем. Помните, что нужно будет предъявить документ, удостоверяющий личность. Но учитывая реалии современного рынка, сейчас рассчитаться пластиковой картой можно практически везде.

 

Ольга Кирьякова, наш корр.

 

*Положение о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан (Приложение к Постановлению правления ЦБ от 21.02.2004 г. N 4/20, зарегистрированному МЮ 30.04.2004 г. N 1344, пункт 8 а).

 

**Приложение к Постановлению правления ЦБ от 26.04.2013 г. N 9/1, зарегистрированному МЮ 03.06.2013 г. N 2465

 

 

Публикации по теме:

 

 

Мобильный банкинг для пластиковых карт DUET и Visa

 

 

Пластиковая карта - универсальный платежный инструмент

 


Комментарии (6)

Добавить комментарий

Гость_ :

2015-02-05 11:06:14

Был один случай когда я обращался в банк для снятия наличности с банковской карты НБУ. Был очень удивлён когда управляющий банка начал со мной торговаться, и в место требуемой мной суммы в 300000 сум начал предлагать 100000 сум, потом 150000 сум. На 150000 сум и остановились, это нормально? Вообще хочу сказать, что торговые точки, которые принимают пластиковую карту, по-видимому, сильно накручивают цены за товар. А объясняют они это тем, что большинство товара они покупают за нал. И ещё один момент, почему за наши машины UZ-GM не принимают оплату пластиком?  Пластик конечно удобно, но он пока не везде работает!

Гость_ :

2015-02-06 11:58:25

Хочу сказать, что по при покупке по пластиковой карточке в торговой точке продавцы не делают скидки. И сразу спрашивают, чем будете расчитываться, если наличными, то делают скидку на товар, а если по пластику, то извините скидок нет.

Гость_АКБАР :

2015-02-06 14:36:06

в реальности эти пластиковые карты не везде проходят... на дверях многих магазинов имеется надпись (терминал-онлайн бор), заходя магазин, продавец вежливо отвечает вам что терминал временно не работает "связи с банком нет", а это 90% магазинов ежедневно. При продаже товаров "по пластику"цена дороже, чем в магазинах, торгующих за наличный расчет.Еще пример когда идешь в банк чтобы обналичивать карту там часто говорят - есть ЛИМИТ! Еще интересное "ДЕНЕГ нет" Very we! заходим в банк чтобы получить ответ и они обращаются с клиентам так, будто человек пришел попросить  деньги взаймы, или просто отвечают что с наличными деньгами в данный момент проблема!".

Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.

Гость_ОЛЬГА КИРЬЯКОВА :

2015-02-06 18:00:14

Гость_
Был один случай когда я обращался в банк для снятия наличности с банковской карты НБУ. Был очень удивлён когда управляющий банка начал со мной торговаться, и в место требуемой мной суммы в 300000 сум начал предлагать 100000 сум, потом 150000 сум. На 150000 сум и остановились, это нормально? Вообще хочу сказать, что торговые точки, которые принимают пластиковую карту, по-видимому, сильно накручивают цены за товар. А объясняют они это тем, что большинство товара они покупают за нал. И ещё один момент, почему за наши машины UZ-GM не принимают оплату пластиком?  Пластик конечно удобно, но он пока не везде работает!
Спасибо Вам за отзыв! Некоторые проблемы на практике до сих пор существуют. При этом следует знать, что уже давно действует механизм защиты прав граждан, которым Вы можете воспользоваться. По вопросу отказа в снятии наличных денежных средств Вы можете обратиться с жалобой к руководству коммерческого банка, отказавшего Вам в их выдаче, либо непосредственно в Центральный банк. Также по вопросу необоснованного завышения цен на товары при оплате пластиковой картой у Вас есть возможность написать или позвонить по телефону доверия в Госкомконкуренции. Что касается реализации легковых автотранспортных средств по пластиковой карте, то Вы можете направить свой вопрос в General Motors Uzbekistan. Кроме того, все эти действия Вы можете осуществить с помощью средств сети интернет, обратившись на единый портал интерактивных государственных услуг и заполнив соответствующую форму.

buh_82 :

2015-02-09 10:05:48

Да, мы зарплату не можем получить - проблему делают в "Капитал банке", говорят приходите после обеда, а у нашего директора грудный ребенок, она может только до обеда. Мы ситуацию объясняли, в банке только  плечами пожимают, говорят делайте доверенность на др. лицо. Этот вариант нам тоже не подходит, так как все остальные работают в другом городе. Хочу понадеяться, что когда-нибудь банки будут идти на встречу клиентам, а не только требовать от них бесконечные документы. Так как без нас клиентов не было бы и банков! По-видимому,  такого понимания еще не везде пришло и это очень печально.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_