Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:Чем вам поможет ценовая политика и как ее составить на 2022 год Малый бухгалтерский глоссарий в картинках. Часть III Когда можно не платить проценты, если у вас отсрочка или рассрочка по земельному налогу Как зарегистрировать допсоглашение в Е-ijara

Производство и продажа алкоголя - что ждет бизнес

25.06.2018

Читать на узбекском языке

В обороте алкоголя наметились перемены. Обяжут экспортировать минимум 10% продукции, разрешат продавать алкоголь во всех торговых точках не ближе 100 метров к образовательным учреждениям, внедрят новый порядок налогообложения и систему учета продукции. Экономический обозреватель Жорилла Абдуллаев проанализировал, насколько эти меры будут эффективны.



Опубликован проект постановления Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию винодельческой отрасли» (08.06.2018 г.), разработанный на основании постановления Президента от 28 февраля 2018 года № ПП-3573.


1. Проектом постановления в целях стимулирования экспорта и развития виноградарства предлагается в лицензионных требованиях предусмотреть обязательство лицензиата по экспорту собственной продукции на сумму не менее 10% от объема реализации.


Несколько слов о ситуации в отрасли. Объем производства натуральных вин в республике недостаточен, при этом производятся в основном ординарные, немарочные вина. Чтобы  их производить, нужен  комплекс работ, которые растягиваются на несколько лет. Однако у нынешних производителей или не хватает терпения, или они хотят быстро получить прибыль.


В  структуре производимых вин преобладают крепленые вина – в 2017 г. их доля составила 85%. В составе крепленого вина – виноматериалы, этиловый спирт, иногда сахар и дешевые добавки. В советское время такие вина называли «бормотухой». К сожалению, такие знаменитые крепленые вина, как «Гулякондоз», «Алеатико» и др., производятся в мизерном количестве.

 

В структуре экспорта алкоголя  доля готовой продукции (вино и коньяк) составляет около 3%, а экспорт ликероводочной продукции практически отсутствует. Основу экспорта составляет сырье – виноматериалы и коньячный спирт. Основными потребителями являются Россия, Казахстан, Кыргызстан. Эти страны, закупая сырье, выпускают довольно качественные вина и коньяки и реализуют на пространстве СНГ уже под своими брендами.


Учитывая эти обстоятельства, предлагаемая мера  по увеличению доли экспорта до 10% приведет или к экспорту только сырья, или лжеэкспорту. В 2004–2005 гг. уже были подобные жесткие требования к обеспечению экспорта. Чтобы их выполнить, один из спиртзаводов формально заключал официальный контракт с предприятиями в Кыргызстане по отгрузке спирта. По факту выполнялось требование экспорта, поступала валюта на счет, однако спирт не уходил из Узбекистана, а реализовывался местным легальным и нелегальным производителям алкоголя.


По нашему мнению, для налаживания производства и экспорта натуральных и высокомарочных крепленых вин, а также коньяка следует сделать следующее:

  • обязать производителей натуральных вин (им не нужна будет  лицензия), а также остальных производителей (лицензиатов) экспортировать не менее 10% продукции, но именно готовой продукции в виде разлитых в бутылки вин, коньяков и др.
  • обязать производителей ликероводочной продукции (самой рентабельной в отрасли) направить средства на организацию(на выделяемых землях в 100 га в соответствии с  ПП-3573) выращивания технического винограда и производство вин и коньяков;
  • отменить  ограничения по  рекламе, но только для натуральных вин;
  • проработать возможности создания совместных предприятий с покупателями нашего сырья в Российской Федерации (основного покупателя сырья) с целью организации производства готовой продукции под нашими брендами (или российскими брендами – как договорятся) для с целью реализации этой продукции в Российской Федерации.

 

2. Проектом постановления  предлагается разрешить реализацию алкогольной продукции:

  • объектами торговли, расположенными на расстоянии более чем 100 метров от образовательных, спортивных и религиозных учреждений, т.е. уменьшить расстояние продажи с 500 до 100 метров;
  • в крупных магазинах  с общей торговой площадью более 100 квадратных метров и на оптово-торговых рынках (комплексах, дехканских рынках), а также в ярмарочных торговых павильонах – т.е. везде;
  • производителями алкогольной продукции – всем юридическим лицам, занимающимся  оптовой и розничной торговлей (т.е. всем торговым объектам) данной продукцией при условии 100-процентной предоплаты.

 

Сейчас разница между оптом и розницей практически исчезла (об этом мы писали в НТВ № 22 от 29.05.2018 г.). Тем более что сегодня и оптовые базы, и производители могут открывать фирменные магазины. В тоже время с 2007 г. (в соответствии с ПП-605) розничная реализация алкогольной продукции осуществлялась только через специализированные магазины – это,  по нашему мнению,  была эффективная мера, приведшая к упорядочению розничной торговли.


В связи с этим считаем правильным разрешить реализацию производителями алкогольной продукции всем оптовым предприятиям и только специализированным розничным магазинам, получившим разрешение в установленном порядке. Реализация через супермаркеты, торговые комплексы и особенно дехканские базары будет встречена многими с неодобрением. Алкоголь – специфичный товар, и его реализация во всех торговых точках вряд ли совпадает с национальными интересами.


Предлагаемая реализация производителями при условии 100-процентной предоплаты возможна. Но насколько она целесообразна? В соответствии с постановлением Кабинета Министров № 444 от 23.09.1999 г. размер предварительной оплаты за реализуемую алкогольную  продукцию должен включать в себя сумму акцизного налога на весь объем законтрактованной продукции. А размер акцизного налога в зависимости от вида алкогольной продукции составляет от30% до 50% от стоимости продукции. То есть государство свое получает сразу. Что оно выиграет от 100% предоплаты – непонятно.


После установления расстояния между специализированными алкомагазинами и образовательными, спортивными и религиозными учреждениями в 500 метров (ПП-605) большое количество торговых точек  оказались в сложной ситуации.  Особенно много проблем возникло  в городах, где близко к друг к другу расположены или школа, или медучреждение, или религиозное учреждение. Вопрос решился  с введением Кабинетом Министров временной меры – расстоянием в 200 метров. В связи с этим считаем целесообразно  сохранить это расстояние – в 200 метров. Однако проблемы реализации алкогольной продукции и неуместного соседства алкогольных магазинов с вышеуказанными учреждениями такими мерами не решить. Здесь, как это не звучит банально, нужен комплекс мер, в том числе воспитательного характера.


3. Проектом постановления предлагается разработать порядок исчисления и уплаты производителями акцизного налога, НДС и сборов от выручки по схеме, аналогичной уплате ЕНП организациями оптовой торговли. Что под этим имелось в виду, непонятно. Если налоги и сборы объединить в один платеж как ЕНП, то сейчас это не в тренде – сейчас предлагается, чтобы все платили НДС.

 

А если понимается, что налоги уплачивать в виде аванса как ЕНП по оптовой торговле, то:

  • во-первых, идет тенденция сокращения текущих и авансовых платежей;
  • во-вторых, есть предоплата (в объеме акцизного налога) за реализуемую производителями алкогольную продукцию – тогда какой смысл от введения авансовых платежей. Данный пункт проекта не имеет смысла.

 

4. Проектом постановления предлагается внедрить информационную систему контроля и учета движения алкогольной продукции по цепочке «производитель спирта – производитель алкогольной продукции – оптовый продавец – розничный продавец – потребитель».

 

Было несколько попыток внедрить такую систему, в т. ч. и по поручению ПП-505 от 07.11.2006 г. Тогда поручалось создать систему на основе изучения опыта внедрения системы ЕГАИС в Российской Федерации. Однако изучение и сами выводы россиян показали неэффективность ЕГАИС – эта система учета только легальной алкогольной продукции. Нелегальную она не учитывает, не контролирует и не дает возможности проводить анализы для выявления нелегальной продукции. Были предложения и введения штрих-кода, QR-кода, различных меток, использующих микрочипы.


Единственное, что было сделано на действующих акцизных марках ─ с 2012 г. введен QR-код. Его вводит на марки ГПО «Давлат белгиси» – это дополнительная хорошая защита. Но информация, вводимая в код, незначительна, и она не подлежит изменению, например, у производителя, который мог бы вносить в код дополнительные сведения.


В настоящее время для создания информационной системы есть три пути. Самый простой способ, не требующий средств и больших усилий - действующие акцизные марки имеют индивидуальный номер (как на денежных купюрах).  Можно создать автоматизированную систему учета алкогольной продукции через систему нумерации на акцизных марках. Для этого нужно доработать программный продукт на имеющейся электронной базе в ХК «Узшаробсаноат», учитывающий движение акцизных марок за счет нумерации на марках по цепочке «производитель – оптовая база – розничное предприятие». Контроль может осуществлять не только налоговый инспектор, но и любой потребитель при покупке – он обращается через телефон, СМС, сайт и т.д. в базу данных.


Второй способ основан на имеющимся QR-коде на акцизных марках. Марки приходят производителю с QR-кодом (в нем название предприятия, название продукции и литраж), но в него нет возможности вносить информацию. Необходимо создать систему, когда производители вводят дополнительную информацию в полученный QR-код или марки приходят без QR-кода, а информацию в них вводят производители (российский метод по штрих-коду). Предлагаемая система не затратна: потребуется программное обеспечение и оборудование для производителей по введению информации в QR-код, при этом стоимость акцизной марки не превышает 30 сумов.


Третий способ – метки с микрочипами. Эта система осуществляет деятельность по аналогии с  QR-кодом, однако вместо QR-кода будут использоваться метки с микрочипами. Ее минус ─ она достаточно затратная. Стоимость одного чипа колеблется в диапазоне 30–50 центов или 2500–4000 сумов. Учитывая, что акциз на одну бутылку (например, водки) сейчас составляет 3378 сум., то введение микрочипа будет слишком дорогим удовольствием.


Введение информационной системы учета движения алкогольной продукции необходимо – нужно выбрать правильную систему, разработать «Дорожную карту» и осуществлять ее поэтапное внедрение.

 

 

Жорилла Абдуллаев.

 


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_Андрей Михайлович :

2018-06-25 23:33:07

На самом деле расстояние в 500 метров никогда не соблюдалось ("ну разве что  где-то в горах и то не в нашем районе"(т.Саахов).Чтобы в этом убедиться не нужна даже измерительная рклетка достаточно  оглянуться вокруг.100 процентная предоплата обеспечивает бесперебойность производства и устраняет возможность возникновения у производителя  недоимки по налогам и др.обязательным платежам.Непонятно как производители выполнят обязательство осуществления экспорта.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_