Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro

Решающее слово – за ГНК

06.11.2018

Читать на узбекском языке

 

Когда определятся с  требованиями к контрольно-кассовым машинам? Какие технологии передачи фискальных данных наиболее предпочтительны для страны? За ответами корреспондент norma.uz отправился в Ассоциацию «Комкассинтех».

 

В публикации «Кто в ответе за рост цен на ККМ?» мы говорили о стандартах на контрольно-кассовые машины. Вместо того, чтобы в соответствии с ПП-3300 от 29.09.2017 г. разработать стандарт на онлайн-ККМ, были внесены изменения в действующий. Как результат, в стране нет стандарта на офлайновые ККМ, которые по-прежнему остаются востребованными. И к аппаратам, которые будут использоваться в условиях онлайн системы передачи данных, действующий стандарт будет вряд ли применим. Причина ─ от технологии с фискальными накопителями, на которые он был рассчитан, отказались на стадии пилотного внедрения.

 

Norma написала в Агентство «Узстандарт» письмо с вопросами:

  • «Будет ли стандарт на офлайн-ККМ восстановлен как действующий?»;
  • «Планируется ли внесение изменений в действующий стандарт и если планируется, то когда?».

 

В ответ ведомство нас переадресовало к разработчикам первой редакции O’zDST 1903:2010 для офлайновых машин – в Научно-исследовательский институт стандартизации, метрологии и сертификации и Ассоциацию «Комкассинтех». В официальном ответе со ссылкой на стандарт O’zDST 1.5-93 «ГСС Уз. Порядок проверки, пересмотра, изменения и отмена стандартов и технических условий» пояснялось, что вносить изменения должны были разработчики. При этом авторы ответа не сочли необходимым объяснить, почему стандарт изменили те, кто на это не имел права.

 

Продолжая поиск ответа на поставленные вопросы, беседуем с председателем Ассоциации «Комкассинтех» Рустамом Нарзуллаевым (на фото).

 

– В соответствии с действующими нормами могут использоваться только сертифицированные ККМ. А в стране нет государственного стандарта, по которому должны их сертифицировать. Почему так получилось?

 

– Действительно, стандарт O’zDST 1903:2010 в его первой редакции, когда он был рассчитан на офлайновые контрольно-кассовые машины, разрабатывался нашей ассоциацией совместно с Научно-исследовательским институтом метрологии, стандартизации и сертификации. Ассоциация объединяет производителей и сервисные организации по обслуживанию контрольно-кассовых машин.

 

Однако об изменениях в стандарте мы узнали только после их утверждения. Нас никто не приглашал к участию в разработке ни изменений к действующему стандарту,  ни к разработке нового, рассчитанного на онлайновые машины. Хотя сделать это было не сложно. Мы являемся ассоциированными членами АО «Узэлтехсаноат», то есть организации, которой было поручено разработать стандарт на онлайн-ККМ.

 

Если бы нас привлекли к этой работе, мы бы сделали все необходимое, чтобы не допустить произошедшего. Тем более в ПП-3300 от 29.09.2017 г. говорится о разработке стандарта на онлайн-ККМ. Разработать документ – не означает внести изменения в действующий.

 

В настоящее время было бы разумно иметь два стандарта на контрольно-кассовые машины: один – на офлайновые, другой – на онлайновые. Офлайновые ККМ, как показывает мировая практика, будут востребованы еще некоторое время, даже если о переходе на онлайновые объявить сейчас. У нас еще немало населенных пунктов непокрытых интернетом, да и существующее качество связи для обеспечения бесперебойной работы онлайн-ККМ оставляет желать лучшего.  

 

– Как отреагировали на это в Ассоциации, когда обо всем узнали?

 

– Размахивать руками не стали. Считаю, что даже вашего обращения в Агентство «Узстандарт» было бы достаточно, чтобы сделать определенные выводы и предпринять меры по устранению допущенных нарушений действующего законодательства. Однако до сегодняшнего дня этого не сделано.

 

Хочу подчеркнуть, что в основе нашей реакции была другая мотивация. Казус со стандартом не единственное упущение, которое было допущено в нормотворчестве в процессе определения технологии онлайн передачи фискальных данных. Устранить все это и привести документы в надлежащий вид возможно только тогда, когда Государственный налоговый комитет объявит технологию онлайн передачи фискальных данных, которая будет применена в стране. 

 

Все что будет сделано до этого – неэффективно, и не факт, что через некоторое время не потребуется новых изменений. Зачем нужен напрасный труд?  

 

– А как же производители и импортеры контрольно-кассовых машин? Ведь получается, что они сейчас должны работать либо с нарушением закона, либо приостановить производство.

 

– Стандарт – всего лишь один документ из целого ряда, которым должна соответствовать контрольно-кассовая машина. Есть другие основополагающие документы, которые предусматривают технические требования к ККМ – это Единые технические требования и Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории Узбекистана. Эти документы в силе и изменений в них уже на протяжении нескольких лет никто не вносил. Самое главное, что по этим нормам реально работает вся система контрольно-кассовых машин страны. То есть законодательная база для выпуска аппаратов есть.

 

Отсутствие стандарта препятствием для работы наших производителей тоже не стало, потому что были найдены временные решения. В частности, разработаны технические условия.

 

Скажу более, наши производители выпускают «умные» машины. Сегодня они работают в системе офлайн, но при этом все модели легко адаптируемы под любую систему онлайн передачи фискальных данных. Это хорошие устройства, отвечающие требованиям времени.

 

– Что вы думаете по поводу состояния Государственного реестра контрольно-кассовых машин с фискальной памятью?

 

– Было бы хорошо, если бы уполномоченная комиссия пересмотрела все включенные в него аппараты. Список сократится более чем на половину, если из него исключить модели, не применяемые на практике, которых нет в продаже и на которые уже нет запасных частей для ремонта.

 

Нынешнее состояние реестра, к сожалению, вводит предпринимателей и всю общественность в заблуждение. Исключение из списка устаревших моделей способствовало бы планомерной модернизации парка используемых машин. Мы бы не отставали от передовых технологий.  

 

Кроме того, было бы правильно оставить в реестре только те модели, которые легко можно переделать под любые системы передачи фискальных данных в онлайн-режиме. Это бы позволило максимально защитить предпринимателей от излишних затрат при переходе на онлайн-ККМ.

 

– Страна продолжает выбирать систему передачи фискальных данных в режиме онлайн. Что вы думаете по этому поводу, какие технологии считаете наиболее оптимальными?

 

– Тот вариант, который предлагается в проекте постановления Кабинета Министров «О мерах по внедрению и пилотному запуску системы онлайн контрольно-кассовых машин в Республике Узбекистан», мы не поддерживаем. Звучит, конечно, красиво – используйте в качестве ККМ платежные терминалы, компьютеры и прочие девайсы…

 

Но все мы прекрасно помним недавний сбой системы UzCARD, когда на три дня была парализована работа национальной платежной системы. А представляете, что будет, если в качестве ККМ разрешат использование терминалов. Банки должны будут дать разрешение на внесение изменений в программное обеспечение терминалов. А это значит, что риски повреждений в платежной системе увеличатся многократно, потому что доступ к системе сейчас имеют единицы, а получит большее число человек. Это чревато плачевными последствиями для населения и для всей финансовой системы страны.

 

Вариант с компьютерами и гаджетами – тоже проблемный, потому что их устройство и программное обеспечение не гарантируют надежную сохранность и передачу фискальных данных с необходимой защитой от изменений. Это значит, страна недосчитается поступлений в бюджет, а у предпринимателей есть риск, что в случае ошибочных претензий со стороны налоговой о недоплате налогов, они ничего не смогут доказать. 

 

Контрольно-кассовые машины с фискальной памятью должны оставаться ими. Все остальные устройства позволяют выполнять лишь определенные их функции и то с большими оговорками и опасениями за их качество… К тому же ККМ последних моделей создают условия для дальнейшего внедрения технологий по автоматизации процессов контроля и учета за движением товара, защиты прав и интересов потребителей.

 

Какой быть системе передачи данных онлайн-ККМ? На этот счет мы уже направили в ГНК и другие уполномоченные государственные органы свою концепцию, т.е. свое видение. Мы предлагаем внедрить технологию, основанную на использовании такс-модемов. Она предполагает использование небольших по размеру приставок к контрольно-кассовым машинам, которые позволят обеспечить передачу данных в онлайн режиме и сохранять информацию о передаче, необходимую для защиты прав и интересов предпринимателя.

 

Во-первых, эта технология позволит сохранить контрольно-кассовые машины со всем их функционалом и перспективами развития технологий.

 

Во-вторых, по цене этот вариант будет доступен для большинства пользователей ККМ. На сегодняшний день 90% предпринимателей используют российские аппараты «Меркурий» сборки отечественного «Фотона», еще порядка 6 000 предпринимателей работают с применением отечественных разработок «Симург-001» и «Узкасс-185». Все эти аппараты в ввиду их конструкции и программного обеспечения можно легко модернизировать под предлагаемую нами технологию. Сервисные центры готовы помочь провести такую модернизацию всем предпринимателям! Лишь небольшому числу предпринимателей, чьи аппараты не подлежат модернизации, придется потратиться на покупку новых ККМ. 

 

В-третьих, выпуск этих такс-модемов может быть легко налажен на наших предприятиях, что позволит создать новые рабочие места и расширить перечень товаров отечественного производства.

 

– Столько проблем. Может быть стоит отказаться от перехода на онлайн-ККМ?

 

– В этом вопросе наша принципиальная позиция – переход должен состояться и как можно скорее. Провести пилотный проект по внедрению онлайн-ККМ наша ассоциация предлагала еще в 2005 году, на заседании Академии наук, куда были приглашены также и представители ГНК. Предложение было одобрено, даже было принято решение о его финансировании и проведении эксперимента в одном из регионов. Однако в дальнейшем решение этих вопросов было отложено и спустя 13 лет мы встали перед фактом необратимости данного процесса.

 

Если мы не перейдем на онлайн-ККМ сейчас, то отстанем от мировых тенденций развития информационных технологий еще больше. А эти технологии позволят правительству усилить защиту прав и интересов абсолютно всех слоев общества, поставить более надежный заслон контрабанде и контрафакту.

 

Беседовал Олег Гаевой.


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_