Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
  • www.norma.uz
  • Наши обзоры
  • Темур Джурабеков: «Технически к пилотному внедрению онлайн-ККМ все готово»

Темур Джурабеков: «Технически к пилотному внедрению онлайн-ККМ все готово»

21.11.2018

Читать на узбекском языке

В Ташкенте состоялся тестовый запуск системы онлайн контрольно-кассовых машин. Он показал, что технология готова к началу пилотного проекта. Как скоро страна перейдет на онлайн-ККМ? В поисках ответа корреспондент портала «Norma» Олег Гаевой отправился в ООО «Fiskal Ma’lumotlarni Avtomatizatsiyalash Tizimi».


Компания «Fiskal Ma’lumotlarni Avtomatizatsiyalash Tizimi» учреждена Единым интегратором по созданию и поддержке государственных информационных систем «UZINFOCOM» и СП «Единый общереспубликанский процессинговый центр» для внедрения онлайн-ККМ в Узбекистане. Этой организации предстоит стать центром сбора и передачи фискальных данных, стекающихся с торговых точек в режиме онлайн, при внедрении технологии, основанной на использовании фискальных модулей. Планируется, что с ее внедрением можно будет использовать не только контрольно-кассовые машины, но и модернизированные под них онлайн-терминалы, компьютеры и прочие гаджеты.

 

– Значимым событием стало проведение в конце октября и начале ноября трехдневного тестового запуска системы с участием представителей уполномоченных органов и заинтересованных организаций. Он проводился в сети супермаркетов «Корзинка.уз». Вывод – система готова к пилотному внедрению с участием большего числа торговых точек,  – отметил  в начале беседы заместитель директора ООО «Fiskal Ma’lumotlarni Avtomatizatsiyalash Tizimi» Темур Джурабеков.

 

– Узбекистан первая страна, в которой будет применена эта технология? Есть ли в мире страны, которые имеют опыт применения этой технологии?


– С фискальным модулем работают Грузия, Болгария, Южная Корея и некоторые другие страны. Учитывая опыт этих стран, мы создали новую систему, которая отвечает потребностям страны, современным требованиям развития бизнеса и защиты прав потребителей. В процессе разработки отечественной модели система претерпела серьезные инженерные и технические доработки. Поэтому правильнее сказать, что эта технология в мировой практике будет внедряться впервые.

 

– Почему было решено остановиться именно на этой технологии? Ведь есть и другие, проверенные опытом других стран.


– При выборе технологии онлайн-передачи фискальных данных мы исходили из того, что переход на нее должен стать плавным и экономически эффективным как для предпринимателей, так и государства в целом. Выбранная система является самым доступным вариантом, она не требует от предпринимателя покупки дополнительного дорогостоящего оборудования. Фискальный модуль, который физически является аналогом самой обычной смарт-карты (аналог нашим пластиковым картам), ридер, если в устройстве нет специального разъема, и подключение к нашей системе – вот это все, что нужно предпринимателю для того, чтобы подключиться к новой системе ККМ.

 

– В процессе общественного обсуждения проекта постановления Кабинета Министров, направленного на внедрение этой технологии, высказывалось много опасений. Говорят, что разрешение использования в качестве ККМ банковских POS-терминалов приведет к сбоям в работе системы Uzcard. Утверждают, что замена ККМ компьютерами и гаджетами приведет к тому, что бюджет недосчитается больших сумм. Что вы думаете по этому поводу?


– В первую очередь хочу подчеркнуть, что конструктивная критика делает нашу систему сильнее, надежнее. Мы прислушивались к каждому мнению, к каждому высказыванию. К тому же мы достаточно подробно изучили мировой опыт. Все это учитывается при доработке технологии. То, что она надежна, сомнений у нас нет.

 

Использование в качестве ККМ терминалов не скажется на работе платежных систем. Потому что функции терминала и контрольно-кассовой машины лежат в разных плоскостях. Модернизируя терминал, мы по факту получаем устройство «два в одном». Для использования терминалов в качестве ККМ нужно будет обновить действующее программное обеспечение. В его доработке мы активно сотрудничали как с разработчиками программного обеспечения, так и с производителями самих терминалов.

 

Что касается использования в качестве ККМ компьютеров и гаджетов, то здесь тоже все продумано. Наша система имеет четыре счетчика, которые не позволят вмешаться в учет. К тому же работа таких устройств будет под контролем сотрудников налоговых органов.

 

Предприниматель не останется один на один с технологией. С установкой программного обеспечения и налаживанием передачи фискальных данных в режиме онлайн помогут специалисты.

 

– А как же функции контрольно-кассовых машин. Специалисты утверждают, что полный спектр возможностей этих устройств могут обеспечить только ККМ?


– Контрольно-кассовая машина – это устройство предпринимателя, которое помогает ему наладить учет реализуемых товаров. Наша технология предлагает различные варианты этих устройств с различным набором функционала. Ведь даже у различных моделей ККМ – они разные.

 

Если предприниматель нацелен на развитие, увеличение объемов продаж, расширение торговой точки, ускорение оборота, то он, конечно, выберет контрольно-кассовую машину и не самый дешевый вариант, а с широким функционалом. Это позволит обеспечить ему своевременный подвоз товаров, которые хорошо продаются и не залеживаются на полках, упростит процедуру всякого рода подсчетов и расчетов.

 

Если же это небольшая торговая точка, у которой планы развития скромнее, то предприниматель может выбрать более дешевый вариант – модернизацию под ККМ терминала, компьютера или гаджета. Во всех вариантах будет различный набор функционала. Выбор за предпринимателем.

 

Для нас важно обеспечить своевременную и достоверную передачу фискальных данных, то есть данных, обязательных для отражения в кассовом чеке, в налоговые органы. Они необходимы, в том числе и для того, чтобы в случае возникновения спора при начислении налогов, можно было установить истину. Любой из вышеназванных вариантов позволяет это сделать.

 

– Насколько система готова к модернизации и внедрению в практику передовых технологий защиты прав и интересов потребителя? К примеру, сейчас планируется внедрение автоматизированной системы контроля и учета продукции. Готова ли система к внедрению этого новшества?


– Как и любая технология, она подлежит модернизации и совершенствованию. Программистам и инженерам нужны конкретные задачи. Если говорить конкретно о внедрении автоматизированной системы контроля и учета товаров, то на сегодняшний день наша система передачи фискальных данных готова к ее внедрению в точках, где уже имеется своя номенклатурная база (конкретный перечень товаров).

 

– То есть вы полностью уверены в технологии?


– Не только я, а целая команда специалистов, которая работала над ней. При этом нам всем предстоит пройти очень важный этап внедрения технологии – пилотный этап. Он покажет реальные возможности технологии на практике. По его результатам можно будет делать выводы и принимать решения. Без этих материалов мы можем только предполагать, каких результатов мы достигнем, помимо основной задачи – передачи всех данных в государственные органы.

 

На основе материалов пилотного проекта предстоит разработать и внести предложения о совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей работу ККМ. Однозначно, нужно будет пересматривать государственные стандарты, единые технические требования, реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории в Узбекистане, положения, регламентирующие работу контрольно-кассовой техники. Без аналитических материалов пилота это сделать не представляется возможным.

 

В процессе пилотного проекта будет время подумать и над тем, как сделать систему эффективнее, ведь не все зависит только от техники и технологий. К примеру, не секрет, что сегодня низкая заинтересованность потребителя требовать у продавца чек. Многие отказываются от него даже, когда выдают. А от этого зависит, какие данные будут реально предоставлены предпринимателем в налоговые органы. Не думаю, что кто-то заплатит налогов больше чем надо, а изменить данные  в меньшую сторону будут стремиться многие. Совместно с сотрудниками налоговых органов обязательно подумаем, как превратить чек в авторитетный документ, чтобы каждый потребитель не уходил от продавца до момента его получения. Мировая практика знает множество инструментов достижения этой цели, в том числе и проведение всевозможных программ лояльности и стимулирования потребителей.

 

– А если пилот покажет, что лучше отказаться от этой технологии, то какую будем апробировать следующей?


- Уверен в том, что мы делаем,  предлагаем и внедряем. Хочу еще раз подчеркнуть, мы открыты для конструктивной критики. Критические замечания позволяют совершенствовать технологию, делать ее сильнее и надежнее.

 

– Как планируете внедрять технологию по всей республике?


– Поэтапно. Сначала будут охвачены крупные торговые сети, так как их инфраструктура и персонал наиболее готовы к внедрению инноваций. А следом продолжится внедрение данной технологии в остальных торгово-сервисных предприятиях.

 

Внедрение онлайн-ККМ будет способствовать созданию прозрачной, конкурентоспособной среды для бизнеса. Система станет еще одним действенным инструментом по защите потребителей от недоброкачественной продукции при условии, если он на каждую покупку будет требовать чек. При этом мы намерены тесно сотрудничать с отечественными производителями контрольно-кассовых машин и другого торгового оборудования.

 

В заключение хотел бы пригласить всех предпринимателей и производителей ККМ принять участие в проекте, для участников планируются льготы и преференции.

 


Комментарии (8)

Добавить комментарий

Гость_Амир :

2018-11-21 19:57:09

Судя по предыдущим статьям уважаемого О.Гаевого и комментариям к этим статьям, в данном направлении полная неразбериха, с самых первых абзацев проекта всё идет в противоречии основных законов Республики Узбекистан, не поддерживается местный производитель.  Одно интересно ,  информация о транзакциях нужна ведь ГНК, почему за информацию которая нужна госсударству платит предприниматель. Пусть ГНК выдает оборудование для сбора информации (этот модуль). С терминалом всё ясно - чтобы провести транзакцию нужно аппарат- терминал, за него абонент платит арендную плату. 

Гость_Олег Гаевой :

2018-11-22 10:14:26

Уважаемый Амир, спасибо за внимание. Я считаю, это важный материал с точки зрения объективного освещения всех процессов, которые идут в рамках подготовки к внедрению онлайн-ККМ. Необходимо предоставлять площадку для выступления всех участников проекта. 

Гость_Амир :

2018-11-22 10:50:29

Приветствую Вас. О каком диалоге может идти речь, если изначально авторы проекта, нарушают основные законы. Этого изначально не должно было допускаться, ну или сначала готовить правовую базу, а потом предлагать проект. 

Гость_Олег Гаевой :

2018-11-22 11:57:03

Добрый день, Амир!
Мы же не можем бесконечно рассуждать, как и что должно быть, оперируя только теоретическими знаниями, понятиями. Пора говорить и об определенных практических результатах. С этой точки зрения, у авторов этого проекта есть что рассказать и что показать. Должен же об этом знать читатель?! По-моему должен. Иначе как-то все не объективно получалось бы. 
О непосредственном внедрении технологии пока никто не говорит. И у авторов этого проекта пока все на стадии подготовки, создания технической базы для реализации проекта. Даже пилотный проект - это эксперимент, который продлится не более полугода. По его результатам станет больше ясности, что и когда будут внедрять. Может быть еще решат, что нужно апробировать другую технологию...
Внедрение любой онлайн-технологии ККМ потребует изменений нормативно-правовых актов. И это, как показывает горький опыт с госстандартом, лучше делать после того, когда на руках сотрудников уполномоченных органов будут результаты, описывающие, как технология поведет себя при широком практическом применении, что можно понять только по итогам пилота. 
Мы же, со своей стороны, готовы осветить и проекты других авторов, участвующих в процессе модернизации системы ККМ.

Гость_Амир :

2018-11-22 12:37:33

Согласен, двигаться надо, но не в ущерб предпринимателям. Когда в проекте фразы - в период пилота пробивать чеки только через онлайн ккм- а затем после критики, от авторов проекта идет ответ - что вся ответственность на предпринимателе, согласно действующего законодательства (в котором идет речь о том, что чеки нужно пробивать на ккм с фискальной памятью который в реестре и соответствует Единым тех требованиям)...

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

Курс валют

2018-12-11
  • USD:8312.64 (--2.21) сум
  • EUR:9456.46 (+48.21) сум
  • RUB:125.22 (+1.37) сум