Документы, регулирующие эти сферы, были рассмотрены на очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса.
В первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми».
Документом установлены принципы борьбы с торговлей людьми, даны определения основным понятиям. В законодательство вводятся отсутствующие до этого нормы, конкретизирующие идентификацию жертв торговли людьми, устанавливающие порядок защиты несовершеннолетних от этого преступления. Проект закона был принят в первом чтении.
Глобализация, в разы ускорившая потоки информации, негативное воздействие окружающей среды повлияли на психическое состояние человека и его здоровье. Если в конце XIX века психические заболевания составляли 0,7–0,9% от общей численности населения, то к середине XX века этот показатель вырос до 3–6%.
Исходя из этого депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О психиатрической помощи».
Документ состоит из общих положений, компетенции уполномоченных госорганов в сфере охраны психического здоровья населения. Определены обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами, учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Отмечаются права и обязанности медработников и иных специалистов, виды психиатрической помощи, порядок обжалования действий по оказанию психиатрической помощи.
Уточнены отсутствующие до этого в национальном законодательстве понятия, как «психиатрическая помощь», «психиатрическое учреждение» и «психические расстройства».
В документе определенными нормами отмечается защита лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе, а также общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами. Проект закона принят в первом чтении.
Рассмотрен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики».
Анализ правоприменительной практики национального законодательства показал, что, несмотря на применение различных форм парламентского контроля, отсутствует эффективный инструмент мониторинга над деятельностью госорганов и органов хозяйственного управления. Это снижает эффективность реализации законодательства, создает предпосылки к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.
Для усиления роли Олий Мажлиса, политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, проектом закона предлагается внести изменения в законы «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О парламентском контроле».
Предлагается внедрить механизм заслушивания на заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса руководителей госорганов и органов хозяйственного управления. До настоящего времени на заседаниях палат могли быть заслушаны только члены правительства.
Предусматривается внедрить порядок, по которому руководителям госорганов и органов хозяйственного управления будут направлены постановления палат Олий Мажлиса, принятых по итогам их заслушивания, а в отношении членов правительства – Кабинету Министров. Проект закона концептуально принят депутатами.
В повестке дня заседания был проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
По Закону «О парламентском контроле» парламентское расследование проводится для изучения фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны. Оно проводится по совместному решению палат Олий Мажлиса.
В действующем правовом порядке осуществления парламентского расследования есть ряд недостатков. Поэтому предусматривается внести изменения в законы «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О парламентском контроле».
Согласно изменениям палаты Олий Мажлиса будут наделены полномочием самостоятельно образовать комиссию и проводить парламентские расследования. При этом Законодательная палата и Сенат оставляют за собой право проводить совместно парламентские расследования.