Этот вопрос прозвучал в ходе обсуждения проекта Концепции налоговой реформы, организованном Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.
Обсуждение состоялось 29 марта в «Узэкспоцентре» – буквально через 12 часов после опубликования документа. К тому времени в сети Интернет появились тысячи комментариев – от восторженного одобрения до полного отрицания отдельных предложений. Поэтому в ходе обсуждения разработчики Концепции не просто представили основные направления предлагаемой налоговой реформы, но и попытались развеять страхи о возможном усилении налоговой нагрузки на малый бизнес, наемных работников и дивиденды предпринимателей. Презентовали проект Концепции заместитель директора НАПУ Гузаль Исламова, заместитель министра финансов Вячеслав Пак, первый заместитель председателя Налогового комитета Бехзод Мусаев, основатель и руководитель сети korzinka.uz Зафар Хашимов, директор Центра экономического развития Юлий Юсупов и международный эксперт из Грузии Ника Гилаури.
О чем говорят расчеты?
В ходе обсуждения Гузаль Исламова и Юлий Юсупов неоднократно обращались к сравнительному анализу действующих и предлагаемых налогов. Он сделан на условных примерах и показывает обобщенную налоговую нагрузку без учета индивидуальных особенностей формирования налоговой базы. Из этих цифр следует (см. презентации здесь и здесь), что наибольший выигрыш от реформы получит именно «малый» бизнес – юридические лица с выручкой не более 1 млрд сумов в год. Они сегодня составляют большинство действующих предприятий – плательщиков ЕНП. Вместо пяти налогов (ЕНП, ЕСП, НДФЛ, отчисления на соцстрах, налог на дивиденды), они будут платить всего два – 5% с оборота (выручки) и 25% с доходов в виде оплаты труда.
Сегодня налоговое бремя для этих бизнес-субъектов составляет 17%. И теперь оно должно сократиться до 11,25%. Снижение налоговой нагрузки – в 1,5 раза! При этом для отдельных сфер деятельности (общепит, посредничество) доля налогов в выручке упадет в 2–4 раза. Разработчики Концепции также пояснили, что порог в 1 млрд сумов будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции.
Чуть меньше – в 1,4–1,45 (20% от выручки) раза сократится налоговая нагрузка на крупный бизнес. А при реинвестировании всей прибыли она уменьшится еще на 5%.
Средние предприятия также должны выиграть от налоговой реформы. Для тех, кто работает в сфере B2B (корпоративные продажи), налоговая нагрузка составит 12–13% даже с учетом налогов на землю и имущество. Взимаемый с них НДС фактически оплачивается потребителем, который затем засчитывает его при расчетах с бюджетом. Для сектора B2C (продажи населению) снижение налогового бремени будет зависеть от конкурентности рынка.
Налоговая реформа должна снизить и налоги на «труд». Сегодня они составляют 30,5%–55%. Такой высокий уровень налогообложения приводит к тому, что из 12 млн трудоспособного населения страны уплачивают налог всего 5 млн. Бизнес «экономит» на зарплатных налогах, вообще не оформляя работников или применяя «серые» зарплатные схемы.
Предлагаемая ставка единого налога с доходов от труда (25%) только на первый взгляд высока. По мнению экспертов, фактически она разделится между самим работником и бизнесом – на 10% и 15%. Если именно так посмотреть на этот налог, то изъятия из зарплаты уменьшатся в среднем в 1,58 раза. Для квалифицированных работников с высоким уровнем оплаты труда налоговая нагрузка станет в 2–3 раза ниже!
Разработчики пояснили, что речь идет именно о ставке налога с доходов от труда. Ставки налога на другие доходы (от имущества, в виде материальной выгоды и прочие доходы) могут быть ниже.
Был подробно разъяснен и предлагаемый механизм налогообложения дивидендов. Малые предприятия с выручкой до 1 млрд сумов в год платить налог не будут. Что же касается средних и крупных предприятий, то 25-процентная ставка этого налога по сравнению с сегодняшними 10% кажется очень большой. Но нельзя рассматривать этот налог в отрыве от всех других налогов, расходы на которые существенно снизятся. Элементарные расчеты показывают, что сегодня собственник малого предприятия (ЕНП = 5%) при получении 18 млн сумов из бизнеса с оборотом в 100 млн сумов уплатит налогов на 17 млн сумов. При двухступенчатом налогообложении (15% – заплатит юрлицо и 10% – собственник) для получения той же суммы «чистых» дивидендов надо будет заплатить 12–13 млн сумов.
Эти расчеты, конечно, носят усредненный характер. Наверное, будет и небольшой процент налогоплательщиков, для которых изменения в налогах дадут иные результаты. Но абсолютное большинство граждан и юрлиц должны почувствовать существенное снижение налогового бремени.
На первый взгляд, единственный «проигравший» – это госбюджет. По расчетам экспертов, первые два-три года он может недосчитаться 20–25% своих доходов. Но государство может сознательно пойти на это, чтобы качественно улучшить инвестиционный климат, вывести бизнес из тени и сделать страну конкурентоспособной на мировом рынке капитала.
Как показывает международный опыт, создание простой, понятной и стабильной налоговой системы должно привести к легализации большей части бизнеса, росту национальных и иностранных инвестиций. А это, в свою очередь, позволит не только восстановить доходы бюджета, но и увеличить их.
Конечно, скорость восстановления доходов бюджета во многом будет зависеть и от самих налогоплательщиков. Никто не любит платить налоги, но все должны понимать, что без них современное общество обойтись не может. Государство, и об этом четко сказано в проекте Концепции, усилит свое давление на недобросовестных налогоплательщиков. И, по мнению участников обсуждения, большинство, скорее, предпочтет платить необременительные налоги, чем, по выражению Ника Гилаури, сидеть «в темной комнате».
Пока же доходы бюджета не восстановятся, его дефицит планируется покрывать неинфляционными способами. Поэтому, как заверили разработчики Концепции, финансирование пенсий, образования, здравоохранения, безопасности и других насущных нужд не пострадает.
Предложенные изменения налогов еще будут обсуждаться, – заявили разработчики. Они открыты для предложений по совершенствованию Концепции.
Михаил Перпер, главный редактор "НТВ"
Комментарии (4)
Добавить комментарийГость_Алина :
"Был подробно разъяснен и предлагаемый механизм налогообложения дивидендов. Малые предприятия с выручкой до 1 млрд сумов в год платить налог не будут."
В Концепции о дивидендах для малого бизнеса напрямую ничего не сказано. Непонятно остался ли налог на дивиденды для физических лиц.
Гость_Диля :
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики, воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!
Гость_qwerty :
Рассмотрев схему по НДС:
Указан НДС на добавленную стоимость6, а НДС при покупке сырья?, также уплачивается предприятием, следовательно
всего нагрузка по НДС для предприятия 24, при ставке 12%.
Гость_qwerty :
"Невозможность принятия к вычету «входного НДС» крупными организациями ввиду использования поставщиками УСН (прерывание цепочки НДС, НДС
фактически – налог с оборота)"
Вот Вам ответ, если не уплатил при покупке сырья НДС, следовательно должен начислить и уплатить в бюджет 24. От перемещения мест слагаемых сумма не меняется. А на счет ставки по дивидендам 25%, сроки уплаты налога на прибыль были установлены ежемесячно, а по дивидендам по выплате, а как будем проводить финансирование из бюджета, надо и об этом подумать.