Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

В первый день пленарного заседания сенаторы приняли 8 законов

29.03.2017


На открывшемся 9-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен ряд законопроектов, а также заслушаны отчеты о деятельности Омбудсмана, Счетной палаты и Центрального банка в 2016 году. Как сообщает УзА, на заседании присутствовали члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций и СМИ.

 

Утверждены внесенные на рассмотрение законы

 

Первым обсужден проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», которым изменяются и дополняются статьи 80, 81, 83, 93, 107, 110, 111, 112 Основного закона. Согласно поправкам Высший хозяйственный суд и Верховный суд объединяются в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства – Верховный суд.

 

Сенаторы отметили, что наличие двух высших органов судебной власти ранее приводило к дублированию функций управления судебной системой, действующая структура не обеспечивала единую судебную практику, рациональное распределение служебной нагрузки.

 

Кроме того, в судебной системе образуются экономические и административные суды, что станет важным фактором повышения эффективности судебно-правового обеспечения проводимых в стране административных, экономических рыночных реформ, надежной судебной защиты права частной собственности, предпринимательской деятельности.

 

В связи с образованием Высшего судейского совета в новой редакции статьи 111 Конституции четко закреплен его конституционный статус. Установлено, что председатель Высшего судейского совета назначается Сенатом по представлению Президента, остальные его члены утверждаются главой государства.

 

Согласно новой редакции п. 14 ч. 1 ст. 93 Конституции, Высший судейский совет представляет на утверждение Президенту кандидатуры председателей и заместителей председателей судов областей и г. Ташкента, председателя Военного суда. Совет по согласованию с Президентом будет самостоятельно назначать и освобождать от должности судей военных судов, судов областных и Ташкентского городского судов, председателей и судей межрайонных, районных, городских судов (ранее их назначал Президент).

 

Далее сенаторы одобрили Закон «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан», который определяет его основные задачи и полномочия, права и обязанности, а также порядок формирования и организации деятельности.

 

По закону Совет состоит из председателя, заместителя председателя, его членов и секретаря в количестве 21 человека. Председатель назначается Сенатом по представлению Президента, зампред – Президентом и одновременно возглавляет Исследовательский центр изучения проблем правосудия, создаваемый при Совете.

 

При этом 11 членов Совета утверждаются Президентом по представлению председателя из числа судей, включая одного из числа судей судов Республики Каракалпакстан.

 

Секретарь и 7 членов Совета утверждаются также Президентом из числа представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права. Часть состава (13 членов, включая председателя, секретаря и 11 судей), работают на постоянной основе, остальные 8 членов – на общественных началах. Срок полномочий членов Совета составляет 5 лет.

 

Этот орган формирует резерв судейских кадров, организует конкурсный отбор кандидатов на должности судей, принимает участие в решении других вопросов, связанных с назначением, переназначением, досрочным прекращением судейских полномочий судов различных уровней.

 

Вместе с тем Совет уполномочен вносить ходатайство главе государства о представлении судей к госнаградам, рассматривать вопросы, связанные с привлечением судей к дисциплинарной, уголовной или административной ответственности, вносить на рассмотрение Пленума Верховного суда предложения по совершенствованию законодательства.

 

Затем также рассмотрены поправки в Закон «О судах», Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы, направленные на создание соответствующей правовой базы деятельности вновь образуемых административных и экономических судов.

 

В частности, в связи с объединением Высшего хозяйственного и Верховного судов, созданием экономических судов, пересмотром статуса военных судов, из Закона «О судах» исключаются нормы, регулирующие деятельность хозяйственных судов, упраздняются окружные военные суды и военные коллегии.

 

В структуру Верховного суда вводятся коллегии по административным и экономическим делам, упразднена военная коллегия.

 

Внесенные законом изменения и дополнения четко определяют подведомственность административных судов – это дела по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающих из публично-правовых отношений.

 

В Законе «О судах» отражены функции Высшего судейского совета по организационному обеспечению деятельности судов. Также без заключения Совета привлечение судьи к ответственности или заключение его под стражу будет невозможным. Председатель Совета наделяется правом участвовать в заседаниях Пленума Верховного суда.

 

Кроме того, претерпел изменения порядок избрания (назначения) судей и досрочного прекращения их полномочий. Теперь судьям установлен первоначальный 5-летний, очередной 10-летний срок и последующее бессрочное пребывание в должности, исходя из их общего судейского стажа. Председатели судов будут избираться (назначаться) на 5 лет, с запретом на занятие этой должности в одном суде более 2 сроков подряд.

 

Установлен предельный возраст пребывания в должности для судей Верховного суда – 70 лет с возможностью продления до 5 лет Президентом страны, других судов – 65 лет с возможным продлением срока Высшим судейским советом.

 

Далее сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан».

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, законы «О судах» и «О прокуратуре», которыми упраздняется уголовное наказание в виде ареста, а вводится более мягкий, не связанный с лишением свободы, – «обязательные общественные работы». Сокращаются сроки задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, с 72 до 48 часов, предельные сроки применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия с 12 до 7 месяцев.

 

Предусматривается передача от прокуратуры судам права выдачи санкций на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации трупа. Судам предоставлено право применять альтернативные меры пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. При этом полностью отменяется институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования, законодательно закрепляются механизмы восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства. Также сокращается срок пересмотра судебного решения по гражданским делам в порядке надзора с 3 лет до 1 года.

 

При этом суды областного уровня не будут рассматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора, полномочия соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в порядке надзора исключены. Также сокращены дублирующие полномочия Пленума и Президиума Верховного суда по рассмотрению дел в порядке надзора.

 

Рассмотрен также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», которым вносятся поправки в законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» и др.

 

Предусматривается, что в случае слияния лицензиатов и субъектов предпринимательства – юрлиц, имеющих лицензии на один и тот же лицензируемый вид деятельности и документы разрешительного характера на осуществление одного и того же действия и (или) деятельности, допускается переоформление только одной лицензии или документа разрешительного характера. Неурегулированность данных вопросов в законодательстве создавала неопределенность в правоприменительной практике и приводила к различным субъективным толкованиям со стороны лицензирующих органов при переоформлении лицензий.

 

Кроме того, дополняются Гражданский кодекс, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О конкуренции». В них дается четкое определение понятию «контрафактный товар», конкретизированы виды недобросовестной конкуренции, устанавливаются более эффективные механизмы регулирования отношений, связанных с использованием (неиспользованием) товарного знака, реализацией товара с незаконным использованием обозначения, тождественного товарному знаку и других отношений в этой сфере.

 

В Законах «Об иностранных инвестициях», «О налоговом консультировании», КоАО и Налоговом кодексе предусматривается предоставление вновь создаваемым производственным предприятиям с иностранными инвестициями права применять ставки налогов и других обязательных платежей, которые действовали на дату их государственной регистрации (за исключением ресурсных и таможенных платежей) в течение последующих 5 лет с даты их госрегистрации. Кроме того, субъекты предпринимательства освобождаются от уплаты госпошлины в судах при подаче заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда.

 

Наряду с этим сенаторы одобрили следующие Законы:

  • «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества (Москва, 29 ноября 2016 года)»;
  • «О ратификации Соглашения между Республикой Узбекистан и Исламской Республикой Афганистан о выдаче (Ташкент, 17 октября 2016 года)»;
  • «О ратификации Соглашения об учреждении Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (Исламабад, 26 октября 2016 года)».

 

Заслушаны отчеты

 

В отчете Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека было отмечено, что основными направлениями его деятельности в 2016 г. были повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства о правах и свободах человека госорганами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами. Всего за прошлый год рассмотрено и разрешено около 3 000 обращений граждан страны, иностранцев, лиц без гражданства, общественных организаций и других юрлиц.

 

Также в отчетный период Омбудсман внес предложения к законопроектам «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах» и ряд других актов законодательства. Представители Омбудсмана принимали участие в деятельности рабочих групп Законодательной палаты Олий Мажлиса по разработке проектов нормативно-правовых актов.

 

Счетная палата осуществила внешний аудит и оценку отчета об исполнении Государственного бюджета за 2015 год, провела экспертизу основных направлений налогово-бюджетной политики и проекта Государственного бюджета на 2017 год. Организован контроль за формированием и исполнением Госбюджета республики и на местном уровне, проверены законность, целевая направленность и эффективность их использования на примере организаций, финансируемых из бюджета.

 

По результатам контрольных мероприятий направлено 19 письменных предписаний соответствующим министерствам, ведомствам и хокимиятам. В пользу Государственного бюджета, целевых государственных фондов и хозяйствующих субъектов было возмещено 86 млрд 643 млн сумов нанесенного ущерба.

 

Из отчета Центрального банка следует, что совокупный капитал коммерческих банков возрос на 20,2 % и составил 9,35 трлн сумов. По итогам 2016 года уровень достаточности капитала банковской системы почти в 3 раза превысил международные стандарты, определенные международным Базельским комитетом, а ее ликвидность – в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок. Обеспечен рост объема депозитов банков на 25,2%, что способствовало увеличению активов банков на 23,3 %.

 

В отчетном году коммерческими банками на реализацию инвестиционных проектов было выделено 12,2 трлн сумов кредитов, что в 1,2 раза больше, чем в 2015 году.

 

Объемы кредитования коммерческими банками страны по сравнению с 2015 годом увеличились в 1,3 раза и составили 15,8 трлн сумов, в т.ч. микрокредитов – 3,3 трлн сумов. На организацию собственного бизнеса выпускникам колледжей выдано около 362,1 млрд сумов льготных кредитов, что в 1,3 раза больше, чем в 2015 году.

 

Деятельность банковской системы в 2016 году способствовала сохранению высоких темпов роста экономики и дальнейшему повышению благосостояния населения. В седьмой раз подряд рейтинговое агентство «Moody's» присвоило банковской системе Узбекистана рейтинг «Стабильный».

 

По итогам рассмотрения отчетов приняты соответствующие постановления Сената Олий Мажлиса.

 

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-29
  • USD:12662.01 (+0.00) сум
  • EUR:13593.93 (+0.00) сум
  • RUB:137.65 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах