Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Что нужно для решения международных экономических споров в Узбекистане

17.11.2017


В этом обзоре – комментарии эксперта к проекту закона «О международном коммерческом арбитраже».

 

При глобализации экономики, развитии международных связей и унификации законодательства на региональном и всемирном уровнях повышается значимость такой внесудебной формы разрешения коммерческих споров, как международный коммерческий арбитраж. Он является одним из элементов инфраструктуры рыночных отношений.

 

С учетом этого в Узбекистане необходимо принять закон, который бы:

  • обеспечил правовую регламентацию создания, основные принципы и порядок деятельности международных коммерческих арбитражных судов их ликвидации;
  • обеспечил надежную защиту прав и законных интересов иностранных инвесторов, а также национальных компаний во взаимоотношениях с зарубежными партнерами;
  • сократил издержки хозяйствующих субъектов при рассмотрении споров;
  • регламентировал механизмы признания и исполнения арбитражных решений;
  • повысил региональную репутацию страны в области рассмотрения спорных вопросов международных сделок.

 

Разработку проекта данного закона стимулирует и указ Президента от 19.06.2017 г. № УП–5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы содействия развитию предпринимательской деятельности и защиты законных интересов бизнеса», а также активное вхождение национальной экономики в международной бизнес пространство[1].

 

В настоящее время ТПП подготовила проект[2]. Он основан Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (принят 21.06.1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобрен Генеральной Ассамблеей ООН), а также учитывает мировую практику.

 

Документ состоит из 54-х статей. В них:

 

1. Определены основные понятия, сфера применения закона, порядок образования, деятельности и прекращения международных коммерческих арбитражей, ведение их учета. 

 

Так, подробно приведены виды арбитража (постоянно действующий и временный) и споры, передаваемые на разрешение арбитража, пределы вмешательства суда в деятельность арбитражных судов;

 

2. Особое внимание уделено арбитражному соглашению, как основному документу, предоставляющему право на арбитражное рассмотрение возникших или возникающих споров в арбитражных судах. Детально описаны формы, механизмы заключения такого соглашения, а также его содержание.

 

В соответствии с проектом арбитражное соглашение может быть заключено в письменной форме, в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, в котором может содержаться информация о наименовании конкретного арбитража, сведения о числе арбитров, месте, языке, применимых правилах арбитражного разбирательства и сроке рассмотрения спора, а также иные сведения по усмотрению сторон.

 

3. Устанавливается порядок избрания (назначения) арбитров, отвода и прекращения их полномочий.

 

Например, стороны смогут по своему усмотрению определять число арбитров, которое должно быть нечетным. Полномочия арбитра прекращаются, когда

  • арбитр оказывается юридически или фактически не в состоянии выполнять свои функции или по другим причинам не осуществляет их с необоснованной задержкой;
  • арбитр берет самоотвод;
  • стороны договариваются относительно такого прекращения;

 

4. Предусматривается право арбитражного суда на вынесение постановления о своей компетенции.

 

Арбитражный суд сможет сам вынести постановление о своей компетенции, в т.ч. по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения;

 

5. Изложены обеспечительные меры (глава V).

 

Арбитражный суд будет полномочен принимать обеспечительные меры. Определяются условия для принятия обеспечительных мер, порядок вынесения предварительных постановлений, предоставления обеспечения, признания и приведения в исполнение обеспечительных мер. 

 

6. Определен порядок ведения арбитражного разбирательства.

 

Так, в соответствии со статьями 35–38 законопроекта определены процедуры, место, язык арбитражного разбирательства. При этом стороны арбитражного разбирательства смогут по своему усмотрению договориться о месте и языке арбитражного разбирательства. В отсутствие договоренности арбитражный суд самостоятельно определяет язык и место проведения разбирательства;

 

7. Регламентируется порядок подачи искового заявления, а также предоставления отзыва на него, встречного иска.

 

Предусмотрен подробный порядок участия сторон в заседании арбитражного суда, осуществления слушания и письменного разбирательства, назначения экспертов, представления доказательств, вынесения решения арбитражного суда, заключения мирового соглашения, прекращения арбитражного разбирательства;

 

8. Регулируется порядок вынесения арбитражного решения и прекращения разбирательства

 

Приведены нормы, применимые к существу спора, определены порядок заключения мирового соглашения, формы и содержания арбитражного решения, исправления и толкования арбитражного решения, вынесения дополнительного арбитражного решения.

 

9. Установлены основания и порядок отмены решения арбитражного суда.

 

Оно осуществляется путем подачи стороной арбитражного разбирательства соответствующего заявления в суд. Приведены также последствия отмены арбитражного решения.

 

10. Изложен порядок признания и приведения в исполнение решения арбитражного суда, выдача исполнительного листа по решению арбитражного суда.

 

Считаем, что принятие в данном формате Закона будет способствовать развитию института арбитражного разбирательства в Узбекистане, как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров.

 

Фозилжон ОТАХОНОВ,

председатель Международного коммерческого арбитражного суда

при Торгово-промышленной палате Узбекистана, к.ю.н., доцент.

 



[1] Международная практика  и законодательства зарубежных стран демонстрируют наличие аналогичных законов в большинстве стран, в т.ч. и в странах СНГ – Беларусь, Россия, Туркменистан и Украина. При этом в качестве основы данных законов был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ (основного юридического органа системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли) о международном торговом арбитраже от 21 июня 1985 года.

[2] Согласован в установленном порядке с министерствами финансов, экономики, юстиции и внешней торговли, а также Верховным судом.

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах