В этом обзоре – комментарии эксперта к проекту закона «О международном коммерческом арбитраже».
При глобализации экономики, развитии международных связей и унификации законодательства на региональном и всемирном уровнях повышается значимость такой внесудебной формы разрешения коммерческих споров, как международный коммерческий арбитраж. Он является одним из элементов инфраструктуры рыночных отношений.
С учетом этого в Узбекистане необходимо принять закон, который бы:
- обеспечил правовую регламентацию создания, основные принципы и порядок деятельности международных коммерческих арбитражных судов их ликвидации;
- обеспечил надежную защиту прав и законных интересов иностранных инвесторов, а также национальных компаний во взаимоотношениях с зарубежными партнерами;
- сократил издержки хозяйствующих субъектов при рассмотрении споров;
- регламентировал механизмы признания и исполнения арбитражных решений;
- повысил региональную репутацию страны в области рассмотрения спорных вопросов международных сделок.
Разработку проекта данного закона стимулирует и указ Президента от 19.06.2017 г. № УП–5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы содействия развитию предпринимательской деятельности и защиты законных интересов бизнеса», а также активное вхождение национальной экономики в международной бизнес пространство[1].
В настоящее время ТПП подготовила проект[2]. Он основан Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (принят 21.06.1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобрен Генеральной Ассамблеей ООН), а также учитывает мировую практику.
Документ состоит из 54-х статей. В них:
1. Определены основные понятия, сфера применения закона, порядок образования, деятельности и прекращения международных коммерческих арбитражей, ведение их учета.
Так, подробно приведены виды арбитража (постоянно действующий и временный) и споры, передаваемые на разрешение арбитража, пределы вмешательства суда в деятельность арбитражных судов;
2. Особое внимание уделено арбитражному соглашению, как основному документу, предоставляющему право на арбитражное рассмотрение возникших или возникающих споров в арбитражных судах. Детально описаны формы, механизмы заключения такого соглашения, а также его содержание.
В соответствии с проектом арбитражное соглашение может быть заключено в письменной форме, в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения, в котором может содержаться информация о наименовании конкретного арбитража, сведения о числе арбитров, месте, языке, применимых правилах арбитражного разбирательства и сроке рассмотрения спора, а также иные сведения по усмотрению сторон.
3. Устанавливается порядок избрания (назначения) арбитров, отвода и прекращения их полномочий.
Например, стороны смогут по своему усмотрению определять число арбитров, которое должно быть нечетным. Полномочия арбитра прекращаются, когда
- арбитр оказывается юридически или фактически не в состоянии выполнять свои функции или по другим причинам не осуществляет их с необоснованной задержкой;
- арбитр берет самоотвод;
- стороны договариваются относительно такого прекращения;
4. Предусматривается право арбитражного суда на вынесение постановления о своей компетенции.
Арбитражный суд сможет сам вынести постановление о своей компетенции, в т.ч. по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения;
5. Изложены обеспечительные меры (глава V).
Арбитражный суд будет полномочен принимать обеспечительные меры. Определяются условия для принятия обеспечительных мер, порядок вынесения предварительных постановлений, предоставления обеспечения, признания и приведения в исполнение обеспечительных мер.
6. Определен порядок ведения арбитражного разбирательства.
Так, в соответствии со статьями 35–38 законопроекта определены процедуры, место, язык арбитражного разбирательства. При этом стороны арбитражного разбирательства смогут по своему усмотрению договориться о месте и языке арбитражного разбирательства. В отсутствие договоренности арбитражный суд самостоятельно определяет язык и место проведения разбирательства;
7. Регламентируется порядок подачи искового заявления, а также предоставления отзыва на него, встречного иска.
Предусмотрен подробный порядок участия сторон в заседании арбитражного суда, осуществления слушания и письменного разбирательства, назначения экспертов, представления доказательств, вынесения решения арбитражного суда, заключения мирового соглашения, прекращения арбитражного разбирательства;
8. Регулируется порядок вынесения арбитражного решения и прекращения разбирательства
Приведены нормы, применимые к существу спора, определены порядок заключения мирового соглашения, формы и содержания арбитражного решения, исправления и толкования арбитражного решения, вынесения дополнительного арбитражного решения.
9. Установлены основания и порядок отмены решения арбитражного суда.
Оно осуществляется путем подачи стороной арбитражного разбирательства соответствующего заявления в суд. Приведены также последствия отмены арбитражного решения.
10. Изложен порядок признания и приведения в исполнение решения арбитражного суда, выдача исполнительного листа по решению арбитражного суда.
Считаем, что принятие в данном формате Закона будет способствовать развитию института арбитражного разбирательства в Узбекистане, как одного из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющего публично значимые функции и являющегося альтернативным способом разрешения споров.
Фозилжон ОТАХОНОВ,
председатель Международного коммерческого арбитражного суда
при Торгово-промышленной палате Узбекистана, к.ю.н., доцент.
[1] Международная практика и законодательства зарубежных стран демонстрируют наличие аналогичных законов в большинстве стран, в т.ч. и в странах СНГ – Беларусь, Россия, Туркменистан и Украина. При этом в качестве основы данных законов был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ (основного юридического органа системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли) о международном торговом арбитраже от 21 июня 1985 года.
[2] Согласован в установленном порядке с министерствами финансов, экономики, юстиции и внешней торговли, а также Верховным судом.