Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Какие иностранные компании должны платить налог в Узбекистане - читать buxgalter.uzКак защититься от налоговых доначислений с помощью ценовой политики - читать на buxgalter.uzДильшод СУЛТАНОВ отвечает: зачет НДС по автотранспорту - читать на buxgalter.uzОтчет по НДС за январь: ошибка в форме исправлена! - читать на buxgalter.uzКак подстроить систему ЭСФ под себя - читать на buxgalter.uzДильшод СУЛТАНОВ отвечает: целевые льготы по НДС - читать на buxgalter.uz

Детсады: типы, комплектность, режим работы и госрегулирование

17.12.2019

Читать на русском языке

 

Опубликован Закон от 16.12.2019 г. № ЗРУ-595 «О дошкольном образовании и воспитании». Он вступит в силу через полгода.

 

Документ закрепил основные принципы дошкольного образования и воспитания, направления госполитики в этой области, а также полномочия Кабинета Министров, Министерства дошкольного образования, Минздрава, органов государственного и хозяйственного управления, имеющих в ведении дошкольные образовательные организации, и органов госвласти на местах.

 

Дошкольная образовательная организация может быть государственной и негосударственной, в том числе созданной на условиях ГЧП, следующих типов:

  • общего типа – в них реализуется гособразовательная программа в группах общеразвивающей направленности;
  • многопрофильные – для детей с физическими или психическими нарушениями в развитии;
  • с инклюзивными группами, где обеспечивается равный доступ к обучению и воспитанию детей с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей путем интеграции в здоровую среду;
  • комбинированного типа – совместное обучение и воспитание в одной организации в отдельных группах детей с физическими и психическими нарушениями в развитии и детей без таких нарушений, а также в инклюзивных группах.

 

Каждому типу дошкольной образовательной организации установлен норматив комплектования групп (см. таблицу ниже).


Общего типа

Многопрофильные

С инклюзивными группами

Комбинированные

тип группы

комплектность

тип группы

комплектность

тип группы

комплектность

тип группы

комплектность

 

для детей от 3 до 7 лет

не более 30

для детей с тяжелыми нарушениями речи

не более 12

для детей в возрасте до 3 лет

не более 25, в том числе не более 3 детей в возрасте от 2 до 3 лет с физическими или психическими нарушениями в развитии

для глухих детей

не более 10

с кратковременным пребыванием детей

не более 30

для глухих детей

не более 10

для детей в возрасте старше 3 лет

не более 25, в том числе детей с физическими или психическими нарушениями в развитии:

  • слабовидящие или слабослышащие или с нарушениями опорно-двигательного аппарата – не более 3;
  • с амблиопией зрения, косоглазием или тяжелыми нарушениями речи или аутизмом – не более 2;
  • с тяжелыми нарушениями речи – не более 3;
  • с задержкой психического развития – не более 3

для слабослышащих детей  

не более 12


в разновозрастных группах

не более 25

для слабослышащих детей

не более 12


для слепых детей

не более 10

с круглосуточным пребыванием

не более 10

для слепых детей

не более 10

для слабовидящих детей

не более 12


для слабовидящих детей

не более 12

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

не более 18

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

не более 18

для детей с последствиями гемипареза, монопареза, плегиями

не более 12


для детей с последствиями гемипареза, монопареза, плегиями

не более 12

для детей с последствиями синдрома детского церебрального паралича

не более 10 детей

для детей с последствиями синдрома детского церебрального паралича

не более 10

для детей с аутизмом старше 3 лет  

не более 10 детей

для детей с нарушениями интеллекта:

  • с умственной отсталостью легкой степени;
  • с умеренной и средней степенью



не более 12


не более 10

для детей со сложными дефектами (два и более дефекта)

не более 10

для детей с аутизмом старше трех лет

не более 10


для детей с задержкой умственного развития старше трех лет

не более 12

для детей со сложными дефектами (два и более дефекта)

не более 10

 

Здесь же отметим, что зарегистрированные индивидуальные предприниматели, получив в хокимияте документ разрешительного характера, могут оказывать услуги в форме семейной негосударственной дошкольной образовательной организации. В них могут обучаться и воспитываться максимум 25 дошколят.   

 

По возрастным категориям идет разделение на группы раннего развития (от 1 до 3 лет), младшие (от 3 до 4 лет), средние (от 4 до 5 лет), старшие (от 5 до 6 лет) группы и группы предшкольной подготовки (от 6 до 7 лет). Комплектование и перевод детей из одной группы в другую происходит ежегодно до начала учебного года. Группы могут превышать установленную предельную численность по согласованию с МДО. Порядок комплектования в частных детсадах определяется их учредителем с учетом санитарно-гигиенических требований к содержанию, устройству и организации режима работы.

 

Учебный год в детсадах длится со 2 сентября до 31 мая, с 1 июня по 31 августа – летний оздоровительный период. Режим работы дошкольных учреждений варьируется: в них могут открываться группы с кратковременным (3–4 часа в день) пребыванием детей, полного дня (9, 10, 5 и 12 часов в день) и круглосуточные. От длительности пребывания зависит режим сна, бодрствования и питания детей.

 

В законе прописаны права и обязанности участников образовательно-воспитательного процесса: детей, их законных представителей и педагогических работников. Детям дошкольного возраста гарантируется соцзащита, определен порядок организации их питания и охраны здоровья. Педагогам установили недельную рабочую нагрузку и порядок оплаты труда. Регламентированы полномочия органов управления государственных детсадов: педсовета, наблюдательного совета и руководителя. Порядок управления частной организацией указывается в ее учредительных документах.

 

С точки зрения получателей образовательных услуг, важно, как обеспечивается качество образовательного и воспитательного процесса. Для этого, в том числе применяются инструменты госрегулирования:

  • дошкольные организации каждые 5 лет проходят госаккредитацию, деятельность частных – лицензируется. Порядок в обоих случаях определяет Правительство, а уполномоченный орган – Госинспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров;
  • принимаются и пересматриваются не реже 1 раза в 5 лет обязательные для всех госстандарты, утверждаются гособразовательные программы;
  • Кабинет Министров утверждает профессиональный стандарт педагога, который предъявляет требования к его личным качествам, знаниям, умениям и навыкам, в соответствии с которым педагогам присваивают квалификационные категории. Не реже 1 раза в 5 лет педагоги должны проходить аттестацию. Недееспособным или ограниченно дееспособным, лицам с заболеваниями или физическими недостатками, препятствующими педагогической работе, а также ранее судимым за умышленные преступления дорога к преподаванию в дошкольной организации закрыта.

 

Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступит в силу 18.06.2020 г.

 

Олег Заманов.