Завершился очередной отчетный период. Бухгалтеры настроились на подготовку налоговой отчетности. И вдруг – неожиданность, с которой в первую очередь столкнулись бухгалтеры микрофирм и малых предприятий, сдающие налоговую отчетность в первых рядах.
На сайте my.soliq.uz исчезла отчетность по ЕНП. Позже она появилась с новыми приложениями:
- № 10 – Реестр счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по приобретенным товарам (работам, услугам);
- № 11 – Реестр счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по реализованным товарам (работам, услугам).
Такое новшество вызвало многочисленные вопросы и обсуждения в бухгалтерском сообществе, на которые попытаемся ответить.
Зачем это нужно плательщикам ЕНП?
Концепция реформирования налоговой системы предусматривает с 2019 года перевод предприятий с годовым оборотом более 1 млрд сумов на общеустановленную систему налогообложения, в том числе на уплату НДС.
В связи с этим, необходим анализ прогнозных поступлений НДС в бюджет в следующем году от предприятий, уплачивающих сейчас ЕНП.
Кроме того, это возможность уже сегодня адаптировать будущих плательщиков НДС к этой новой для них процедуре. Поэтому данные формы носят рекомендательный характер.
За какой период заполнять реестры, если Расчет ЕНП сдается с нарастанием – только за третий квартал или за все 9 месяцев?
Реестры заполняются только за третий квартал без нарастания.
Каков порядок заполнения приложений № 10, 11?
Данные приложения разбиты на 2 части.
Первая часть представлена в виде электронных форм отчетности.
В них необходимо показать стоимость поставки без НДС и сумму НДС на начало отчетного периода, итого за отчетный период и итого с начала года.
Это касается как приобретенных, так и реализованных товаров (работ, услуг).
Обратите внимание!
В реестре покупок отражается суммарная информация по всем счетам-фактурам по приобретенным товарам, независимо от того, выделен ли в них НДС.
Хотя в форме и присутствует примечание об отражении только счетов-фактур, в которых выделен НДС, напоминаем, что это необходимо для прогнозного анализа. Поэтому это правило начнет действовать с нового года.
В реестре продаж отражается суммарная информация по всем счетам-фактурам, выставленным вашим предприятием.
Уточним, какую информацию необходимо отразить.
Стоимость поставки без НДС и сумма НДС на начало отчетного периода – это суммарная стоимость поставки без НДС и сумма НДС за первое полугодие.
Стоимость поставки без НДС и сумма НДС за отчетный период – это те же показатели за третий квартал.
Стоимость поставки без НДС и сумма НДС итого с начала года – это те же показатели за девять месяцев текущего года.
Вторая часть – это непосредственно реестры, то есть списки счетов-фактур.
Шаблоны таблиц для формирования списков можно скачать в сервисе отправки отчетности по ЕНП. Файлы с заполненными таблицами, то есть списками «входящих» и «исходящих» счетов-фактур здесь же прикрепляются к отчету.
Обратите внимание!
Итоговые показатели сформированных вами списков за третий квартал должны совпадать с показателями в первой части (электронные формы приложений) за отчетный период.
Что делать, если счетов-фактур очень много?
Бухгалтеры в своем большинстве применяют бухгалтерские программы. Тем более те, кто ведет учет значительных оборотов по реализации. Ведут они и электронные Журналы учета поступивших и выставленных счетов-фактур.
Поэтому рекомендуем быстрее обратиться к специалистам, поддерживающим ваше программное обеспечение. Им не составит труда представить информацию из электронных Журналов счетов-фактур в виде реестров покупок и продаж.
Вам необходимо только передать им файлы с шаблонами реестров и объяснить – в какой графе что отразить.
К сведению предприятий, работающих с ККМ и терминалами!
Каждый чек в реестре продаж не указывается. Покажите суммарные данные по итогам реализации посредством ККМ и терминала за каждый месяц отчетного периода.
К сведению предприятий, уплачивающих НДС на добровольной основе!
Они также отражают в реестре продаж все выставленные счета-фактуры, в том числе и по оборотам, не облагаемым НДС. НДС указывается только по оборотам, облагаемым НДС.
Думается, что при формировании реестров возникнут и другие вопросы, связанные с отражением в отчетности документов по конкретным операциям.
Поэтому рекомендуем обратиться к Порядку ведения реестров счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по приобретенным и реализованным товарам (работам, услугам), который включен в формы налоговой отчетности по НДС (прил. № 3 к Постановлению МФ и ГНК, рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013г.). Данный Порядок может помочь вам снять ряд вопросов, связанных с формированием реестров счетов-фактур.
***
В завершении обзора хотим посоветовать всем бухгалтерам не волноваться!
Как уже отмечалось, информация по счетам-фактурам в этом году носит рекомендательный характер. Время еще есть, так как отчетность по ЕНП за 9 месяцев сдается не позднее 25 октября.
В случае каких-либо изменений Norma обязательно сообщит. Следите за публикациями на norma.uz!