Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:Оплата в интересах физлица – как удержать налог Как отразить в ЕНСТ, если у сотрудника не паспорт, а ID-карта «Аннулировать» в ЕНСТ – не значит «Расторгнуть» Кто платит акциз по импортированным нефтепродуктамОсновная ставка ЦБ не изменилась, на какие расчеты она влияет?

Исполнительное производство модернизируется

27.11.2020

Читать на узбекском языке

 

Принят Указ Президента от 24.11.2020 г. № УП–6118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

 

В документе закреплен статус Бюро принудительного исполнения и его директора, принцип невмешательства в процесс принудительного исполнения и недопустимости незаконного воздействия на госисполнителя. Но над ведомством устанавливается парламентский контроль – с 2021 года начальники территориальных управлений и районных (городских) отделов БПИ каждые полгода будут представлять отчет о своей работе соответственно Жокаргы Кенесу Каракалпакстана, Кенгашам народных депутатов областей, районов и городов.

 

Образуются республиканский и территориальные советы по повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов. Они выполняют консультативные и экспертно-аналитические функции, координируют работу органов БПИ без права принимать решения или давать указания о приостановлении исполнительного производства. Минимум раз в месяц проводятся заседания советов, где могут присутствовать главы госорганов, представители общественных организаций и СМИ.

 

Определена подведомственность исполнительных документов органам БПИ по территориальности и категориям:

Центральный аппарат БПИ

Территориальные управления БПИ

Районные (городские) отделы БПИ

  • исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся в разных областях, в том числе должников с солидарной ответственностью;
  • исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы, составляющей 100 тыс. БРВ и более на день их представления;
  • исполнительные документы, выданные в отношении иностранных государств, их государственных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Узбекистане, международных правительственных организаций и их представительств, а также их работников, обладающих дипломатическим иммунитетом;
  • исполнительные документы, имеющие особо важное значение и переданные из территориальных подразделений на основании постановления Главного государственного исполнителя либо его заместителя
  • исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся разных районах (городах), в том числе должников с солидарной ответственностью;
  • исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы от 50 тыс. до 100 тыс. БРВ на день их представления;
  • исполнительные документы в отношении должника-юрлица, являющегося по исполнительному документу резидентом иностранного государства;
  • исполнительные документы, имеющие особо важное значение и переданные из районных (городских) отделов на основании постановлений главных государственных исполнителей Каракалпакстана, областей и Ташкента либо их заместителей

иные исполнительные документы, не подведомственные центральному аппарату или территориальным управлениям БПИ

При этом независимо от установленной подведомственности документ может быть передан в производство:

  • центрального аппарата или определенного органа БПИ – на основании поручения Генерального прокурора либо постановления Главного государственного исполнителя;
  • территориального управления или районного (городского) отдела БПИ – на основании постановлений главных государственных исполнителей Каракалпакстана, областей и Ташкента либо их заместителей.

 

В очередной раз пересмотрены полномочия органов БПИ:

во-первых, с 1 ноября они не занимаются обеспечением полноты и своевременности взыскания с населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Теперь это задача организаций, оказывающих данные услуги. А центры по организации услуг санитарной очистки при территориальных органах Госкомэкологии ведут единую биллинговую систему учета платежей и задолженности, а также взыскивают долги в судебном порядке;

во-вторых, выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений, связанных с пользованием электрической, тепловой энергией и газом, – компетенция органов внутренних дел, а преступлений в той же сфере – Департамента по борьбе с экономическими преступлениями и его территориальных подразделений.

 

Ряд изменений вводится с 1 декабря 2020 года:

а) новый порядок распределения следующих средств:

  • поступления по исполнительным документам о взыскании ущерба, нанесенного государству в результате совершения преступления;
  • госпошлины, уголовные и административные штрафы и иные виды взысканий в пользу государства;
  • средства от реализации арестованного имущества, подлежащего обращению в доход государства.

Они аккумулируются на отдельном казначейском счете, после чего 30% в Ташкенте и 50% в остальных регионах республики перечисляется пропорционально на расчетные счета, открытые для поддержки граждан, включенных в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари». Остальное распределяется между получателями и уровнями бюджетов бюджетной системы;

б) исполнительные документы о наложении административного штрафа представляются в органы БПИ после истечения сроков добровольной уплаты. К ним обязательно прилагается документ, подтверждающий вручение или направление правонарушителю постановления о наложении штрафа с уведомлением его о возможности добровольной уплаты;

в) имущество должников, арестованное в ходе принудительного исполнения, выставляется на первоначальный онлайн-аукцион, проводимый по принципу повышения цены, со скидкой 30% от стартовой цены, а по исполнительным документам о взыскании в Госбюджет – до 50% по решениям территориальных советов. Исключение составляют исполнительные документы о взыскании задолженности, обеспеченной заложенным имуществом;

г) устанавливаются новые размеры исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительным документам имущественного характера:

  • 5% от взыскиваемой суммы – по документам, предусматривающим взыскание не более 1 000 БРВ;
  • 2% от взыскиваемой суммы – по исполнительным документам, предусматривающим взыскание свыше 1 000 БРВ.

Напомним, сейчас исполнительский сбор по исполнительным документам имущественного характера составляет 1% от взыскиваемой суммы с должника-физлица и 2% – с должника-юрлица.

При  объединении исполнительных производств, на которые наложен исполнительский сбор, его размер не изменяется;

д) по исполнительным документам, находящимся в производстве органов БПИ, в Фонд развития Бюро принудительного исполнения отчисляется:

  • 100% сумм исполнительского сбора, налагаемых работниками БПИ;
  • 5% от сумм, взысканных в Госбюджет от ведения исполнительных производств (кроме взыскания налоговой задолженности за счет реализации имущества должников).

 

В более отдаленной перспективе – с 1 марта 2021 года:

а) должники смогут платить алименты через Единую информационную систему исполнения и контроля за алиментными обязательствами. Деньги будут поступать на отдельные банковские счета, после чего перечисляться на банковскую карту получателя алиментов, оформленную БПИ;

б) в рамках принудительного исполнения реализовывать имущество на комиссионно-договорных основах будут только торговые организации, внедрившие электронную систему дистанционного онлайн-мониторинга процессов от принятия до реализации имущества. При выборе торговых точек преимущество у торговых организаций, занимающихся реализацией имущества через интернет-магазины;

в) в исполнительных документах в обязательном порядке начнут указывать:

  • ПИНФЛ граждан Узбекистана и реквизиты иных документов, удостоверяющих личность, остальных физлиц;
  • ИНН должников-юрлиц.

 

Запланирована масштабная законотворческая работа. В частности, в течение 3 месяцев должны разработать законопроект, расширяющий применение института добровольного исполнения судебных актов без мобилизации принудительной силы государства. А до 1 сентября 2021 года в Законодательную палату внесут проект Кодекса об исполнительном производстве.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 25.11.2020 г.

 

Олег Заманов.