Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzПо каким правилам составлять финотчетность за 2024 год Если нерезидент оказывает транспортные услуги юрлицу Узбекистана Как учесть поступление основных средств по импорту с 1 января 2025 года Как учесть поступление ОС, полученных в обмен на другие ОС после 1 января 2025 года

Как будут определять доминирующее положение субъекта на товарном или финансовом рынках

06.05.2024

Читать на узбекском языке

Постановлением Кабинета Министров от 01.05.2024 г.256 утверждены нормативно-правовые документы по антимонопольному регулированию на товарном и финансовом рынках.

 

В соответствии с Указом Президента от 06.07.2023 г. № УП-108 приоритетными направлениями деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей являются:

  • обеспечение конкурентной среды на товарных, финансовых и цифровых рынках, выявление и пресечение фактов «картельных» соглашений и сговоров, недобросовестной конкуренции;
  • противодействие монополиям, пресечение злоупотребления своим положением и антиконкурентных действий со стороны хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение, включая субъектов естественной монополии.

 

Документом утверждено Положение о порядке выявления и признания доминирующего положения или превосходящей переговорной силы экономического субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке.

 

Для анализа конкурентной среды на товарном или финансовом рынке используются следующие виды информации:

  • официальные статистические данные;
  • объемы производства, продажи, закупки, импорта и экспорта товаров;
  • цена реализации и объемы товаров;
  • перечень предприятий, производящих и реализующих товары;
  • копии договоров, связанных с хозяйственной деятельностью экономического субъекта;
  • копии договоров, заключенных на продажу товаров;
  • технические документы на товары.

 

Границы товарного или финансового рынка определяются по принципу свободного приобретения товаров потребителями.

 

Информация о хозяйствующих субъектах, признанных доминирующими или доминирующими переговорными силами, публикуется на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Также документом утверждено Положение о порядке выявления действий операторов цифровых платформ, приводящих к признанию переговорной силы и (или) дискриминации прав и законных интересов потребителей и иных хозяйствующих субъектов.

 

Оператор цифровой платформы – юридическое или физическое лицо, организующее работу цифровой платформы и создающее условия для ее использования всеми заинтересованными лицами.

 

Для признания доминирующего положения оператора цифровой платформы антимонопольным органом проводится анализ:

  • границ цифрового пространства;
  • числа операторов цифровых платформ, действующих на рынке в границах цифрового пространства;
  • размера дохода оператора цифровой платформы за последний календарный год;
  • наличия прямого и косвенного сетевого эффекта;
  • возможности одновременного использования пользователями разных цифровых платформ и стоимость их переключения;
  • наличия доступа к персональной и иной информации пользователей, которая влияет или может повлиять на конкурентное преимущество оператора цифровой платформы.

 

Оператор цифровой платформы, не занимающий доминирующего положения, признается обладающим превосходной переговорной силой в следующих случаях:

  • отсутствует другой оператор цифровой платформы, предоставляющий услуги в обмен на услугу, предоставляемую пользователям;
  • есть другой оператор цифровой платформы, предоставляющий альтернативную услугу, но воспользоваться его услугой сложно;
  • возможность использования разных цифровых платформ одновременно ограничена;
  • есть возможность в одностороннем порядке влиять на такие условия, как цены, качество и размер, территория оказания услуг оператором цифровой платформы.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства на государственном языке и вступил в силу 02.05.2024 г.

 

Лола Абдуазимова.