Постановлением Кабинета Министров от 01.05.2024 г. № 256 утверждены нормативно-правовые документы по антимонопольному регулированию на товарном и финансовом рынках.
В соответствии с Указом Президента от 06.07.2023 г. № УП-108 приоритетными направлениями деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей являются:
- обеспечение конкурентной среды на товарных, финансовых и цифровых рынках, выявление и пресечение фактов «картельных» соглашений и сговоров, недобросовестной конкуренции;
- противодействие монополиям, пресечение злоупотребления своим положением и антиконкурентных действий со стороны хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение, включая субъектов естественной монополии.
Документом утверждено Положение о порядке выявления и признания доминирующего положения или превосходящей переговорной силы экономического субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке.
Для анализа конкурентной среды на товарном или финансовом рынке используются следующие виды информации:
- официальные статистические данные;
- объемы производства, продажи, закупки, импорта и экспорта товаров;
- цена реализации и объемы товаров;
- перечень предприятий, производящих и реализующих товары;
- копии договоров, связанных с хозяйственной деятельностью экономического субъекта;
- копии договоров, заключенных на продажу товаров;
- технические документы на товары.
Границы товарного или финансового рынка определяются по принципу свободного приобретения товаров потребителями.
Информация о хозяйствующих субъектах, признанных доминирующими или доминирующими переговорными силами, публикуется на официальном сайте антимонопольного органа.
Также документом утверждено Положение о порядке выявления действий операторов цифровых платформ, приводящих к признанию переговорной силы и (или) дискриминации прав и законных интересов потребителей и иных хозяйствующих субъектов.
Оператор цифровой платформы – юридическое или физическое лицо, организующее работу цифровой платформы и создающее условия для ее использования всеми заинтересованными лицами.
Для признания доминирующего положения оператора цифровой платформы антимонопольным органом проводится анализ:
- границ цифрового пространства;
- числа операторов цифровых платформ, действующих на рынке в границах цифрового пространства;
- размера дохода оператора цифровой платформы за последний календарный год;
- наличия прямого и косвенного сетевого эффекта;
- возможности одновременного использования пользователями разных цифровых платформ и стоимость их переключения;
- наличия доступа к персональной и иной информации пользователей, которая влияет или может повлиять на конкурентное преимущество оператора цифровой платформы.
Оператор цифровой платформы, не занимающий доминирующего положения, признается обладающим превосходной переговорной силой в следующих случаях:
- отсутствует другой оператор цифровой платформы, предоставляющий услуги в обмен на услугу, предоставляемую пользователям;
- есть другой оператор цифровой платформы, предоставляющий альтернативную услугу, но воспользоваться его услугой сложно;
- возможность использования разных цифровых платформ одновременно ограничена;
- есть возможность в одностороннем порядке влиять на такие условия, как цены, качество и размер, территория оказания услуг оператором цифровой платформы.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства на государственном языке и вступил в силу 02.05.2024 г.
Лола Абдуазимова.