Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Как должны разрабатываться НПА

16.01.2017

 

Приказом министра юстиции № 2352-6 от 10.01.2017 г. внесен ряд изменений и дополнений в Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

 

 

 

Что должно быть в концепции закона

 

Теперь при разработке концепции закона в ней должны быть отражены следующие обязательные составляющие:

 

  • основная идея, цель и предмет правового регулирования, т.е. содержание проекта закона, основные задачи и цели, на достижение которых он направлен, общественные отношения, которые он призван урегулировать, а также излагается сфера применения, на которую распространяется его действие, полномочия (права и обязанности) субъектов правоотношений;

 

  • общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов.

 

Здесь, в частности, указываются:

 

  • нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, а также международные договоры Республики Узбекистан;

 

  • пробелы и противоречия в законодательстве, наличие устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений;

 

  • рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;

 

  • общепризнанные принципы и нормы международного права, а также опыт правового регулирования в зарубежных странах;

 

  • результаты проведения статистических, социологических, политологических, а также иных научных исследований;

 

  • перечень подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона;

 

  • обоснование необходимости разработки проекта закона, где излагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия закона. Они должны быть конкретными, обоснованными и устанавливать причинно-следственную связь проблемы с несовершенством действующего законодательства. Указываются также отрасль законодательства, к которой относится проект закона, положения Конституции и законов Республики Узбекистан, на реализацию которых он направлен, а также его значение для правовой системы;

 

  • основные положения проекта закона – правила, которые будут установлены в будущем законе, его примерная структура с кратким содержанием (при возможности) разделов, подразделов, глав, параграфов и статей;

 

  • прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона, включающий описание предполагаемых последствий и ожидаемых конечных результатов его реализации. При этом должны учитываться не только положительные, но и возможные негативные последствия реализации будущего закона. При прогнозе правовых последствий будущего закона при необходимости также учитываются административно-правовые, судебно-правовые механизмы, обеспечивающие его исполнение.

 

Разработчик концепции закона вправе указывать и иную необходимую информацию, после чего она утверждается руководителем разработчика, а затем осуществляется непосредственно подготовка текста проекта закона.

 

При необходимости концепция может быть предварительно согласована с вышестоящими органами. 

 

Проекты обсуждаются

 

Проект до его согласования с заинтересованными органами и организациями может выноситься на общественное и (или) профессиональное обсуждение.

 

Общественное обсуждение проекта проводится с участием представителей заинтересованных госорганов, научных, негосударственных некоммерческих и иных организаций, ученых и специалистов, экспертов путем проведения семинаров и «круглых столов», размещения текстов проектов и аналитических материалов к ним на официальном веб-сайте органа, а также иными способами.

 

Профессиональное обсуждение проекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.

 

Информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении проекта и его результатах должна быть отражена в пояснительной записке

 

Проекты, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат также размещению органами – разработчиками проекта на Едином портале интерактивных государственных услуг для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность.

 

Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения, подлежат рассмотрению разработчиком или рабочей группой (комиссией). По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями.

 

Хронологическая справка прилагается

 

Согласно внесенным поправкам к проекту должна прилагаться справка о хронологии разработки и согласования проекта, в которой указываются:

  • вид проекта;
  • наименование проекта;
  • основание(я) для внесения проекта;
  • наименование разработчика проекта;
  • таблица, содержащая информацию о дате согласования проекта, наименовании министерства и ведомства, Ф.И.О. и должности его руководителя, результаты согласования, дату внесения проекта в Кабинет Министров.

 

Хронологическая справка подписывается первым руководителем (в исключительных случаях — его первым заместителем) разработчика.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Олег ЗАМАНОВ, 

наш эксперт.