Приказом министра юстиции № 2352-6 от 10.01.2017 г. внесен ряд изменений и дополнений в Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Что должно быть в концепции закона
Теперь при разработке концепции закона в ней должны быть отражены следующие обязательные составляющие:
- основная идея, цель и предмет правового регулирования, т.е. содержание проекта закона, основные задачи и цели, на достижение которых он направлен, общественные отношения, которые он призван урегулировать, а также излагается сфера применения, на которую распространяется его действие, полномочия (права и обязанности) субъектов правоотношений;
- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов.
Здесь, в частности, указываются:
- нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, а также международные договоры Республики Узбекистан;
- пробелы и противоречия в законодательстве, наличие устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений;
- рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования;
- общепризнанные принципы и нормы международного права, а также опыт правового регулирования в зарубежных странах;
- результаты проведения статистических, социологических, политологических, а также иных научных исследований;
- перечень подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона;
- обоснование необходимости разработки проекта закона, где излагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия закона. Они должны быть конкретными, обоснованными и устанавливать причинно-следственную связь проблемы с несовершенством действующего законодательства. Указываются также отрасль законодательства, к которой относится проект закона, положения Конституции и законов Республики Узбекистан, на реализацию которых он направлен, а также его значение для правовой системы;
- основные положения проекта закона – правила, которые будут установлены в будущем законе, его примерная структура с кратким содержанием (при возможности) разделов, подразделов, глав, параграфов и статей;
- прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона, включающий описание предполагаемых последствий и ожидаемых конечных результатов его реализации. При этом должны учитываться не только положительные, но и возможные негативные последствия реализации будущего закона. При прогнозе правовых последствий будущего закона при необходимости также учитываются административно-правовые, судебно-правовые механизмы, обеспечивающие его исполнение.
Разработчик концепции закона вправе указывать и иную необходимую информацию, после чего она утверждается руководителем разработчика, а затем осуществляется непосредственно подготовка текста проекта закона.
При необходимости концепция может быть предварительно согласована с вышестоящими органами.
Проекты обсуждаются
Проект до его согласования с заинтересованными органами и организациями может выноситься на общественное и (или) профессиональное обсуждение.
Общественное обсуждение проекта проводится с участием представителей заинтересованных госорганов, научных, негосударственных некоммерческих и иных организаций, ученых и специалистов, экспертов путем проведения семинаров и «круглых столов», размещения текстов проектов и аналитических материалов к ним на официальном веб-сайте органа, а также иными способами.
Профессиональное обсуждение проекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.
Информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении проекта и его результатах должна быть отражена в пояснительной записке
Проекты, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат также размещению органами – разработчиками проекта на Едином портале интерактивных государственных услуг для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность.
Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения, подлежат рассмотрению разработчиком или рабочей группой (комиссией). По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями.
Хронологическая справка прилагается
Согласно внесенным поправкам к проекту должна прилагаться справка о хронологии разработки и согласования проекта, в которой указываются:
- вид проекта;
- наименование проекта;
- основание(я) для внесения проекта;
- наименование разработчика проекта;
- таблица, содержащая информацию о дате согласования проекта, наименовании министерства и ведомства, Ф.И.О. и должности его руководителя, результаты согласования, дату внесения проекта в Кабинет Министров.
Хронологическая справка подписывается первым руководителем (в исключительных случаях — его первым заместителем) разработчика.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.