Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:Дильшод СУЛТАНОВ – о торговле «зачетным» НДС и действиях налоговых органовТОП-5 ошибок работодателя при установлении предварительного испытания Обсуждается проект постановления Кабмина по трансфертным ценам Могут разрешить оформлять ЭСФ за прошедший период при условии уплаты штрафа Как отправить показания, если не работает сайт SUVSOZ

Как в Узбекистане регулируется вопрос ГМО

14.10.2019

Читать на русском языке

И какую роль в этом сыграет присоединение страны к Картахенскому протоколу по биобезопасности (см. ЗРУ–569 от 14.10.2019 г.)?

 

Протокол подписан в Монреале 29 января 2000 года к Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года). Узбекистан присоединился к ней в 1995 году. Протокол применяется к трансграничному перемещению, транзиту, обработке и использованию всех живых измененных организмов, способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека.  

 

Подписавшие документ страны обязаны соблюдать меры безопасности при обработке, упаковке и транспортировке генно-модифицированных организмов. Их поставки за границу должны сопровождаться документацией с идентификационными данными и контактным адресом для получения дополнительной информации. Страна-импортер принимает решение на основании научно достоверной оценки риска, принципы и методы проведения которой прописаны в документе. Если достаточной научной информации нет, государство может прибегнуть к мерам предосторожности: отказаться от импорта или отсрочить принятие решения. Также в рамках достигнутых договоренностей для оперативного обмена информацией между странами-участницами применяются современные интернет-технологии.  

 

Принимавший участие на пленарном заседании Сената 11 октября председатель Госкомэкологии Бахром Кучкаров огласил примерную сумму, необходимую для реализации требований протокола в Узбекистане, – около 20 млн долл. США. В качестве источников рассматриваются средства Госбюджета, внебюджетные средства уполномоченных ведомств и внешние заимствования, включая механизмы финансирования, предусмотренные статьей 21 Конвенции. Ресурсы требуются для разработки нормативной базы в сфере биобезопасности, функционирования системы административных органов, реализации национальных механизмов участия в протоколе, внедрения системы риск-менеджмента, создания сети испытательных лабораторий (одна такая стоит порядка $5-7 млн) и соответствующей инфраструктуры, а также подготовки квалифицированных отечественных кадров.

 

На вопрос парламентариев о том, как присоединение в Картахенскому протоколу повлияет на ситуацию с ГМО в стране, глава Минздрава Алишер Шадманов сообщил, что в Узбекистане есть система компетентных органов в лице подразделений Академии наук, Министерства инновационного развития и Министерства здравоохранения. Они ведут научно-исследовательскую работу в данном направлении. Определены и нормативные требования, в частности, предельно допустимые нормы содержания ГМО в пищевых продуктах – не свыше 0,9%, в продуктах детского питания – не допускается. Соответствующие дополнения в СанПиН № 0283-10 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции» внесли в декабре 2017 года.       

 

Присоединение к Картахенскому протоколу, по мнению министра, станет основой для разработки правовых механизмов, регламентирующих оборот ГМО-содержащей продукции в Узбекистане, на основе международного опыта, гармонизации национального законодательства с международным правом.

 

Глава министерства также поделился планами внутренней законотворческой работы. В ближайшей перспективе ожидается внесение в парламент законопроекта о ГМО и генной инженерии, разработанного совместными усилиями ряда уполномоченных министерств и ведомств.

 

Председатель Сената Танзила Нарбаева подчеркнула, что нормативное регулирование данного вопроса – предмет отдельного обсуждения, учитывая внимание, которое уделяется проблемам здоровья и здорового питания в обществе. Кроме того, необходимо активизировать информационно-просветительскую работу, более детально освещать темы, напрямую затрагивающие жизненные интересы граждан. По словам главы Сената, многие попросту не знают, что такое ГМО.

 

Для справки: живой измененный организм означает любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии (статья 3 Картахенского протокола).     

Генетически модифицированные организмы (ГМО) – это растительные либо животные организмы, генотип которых изменен невозможным в природе способом с помощью методов генной инженерии для придания организму новых свойств (устойчивость к отдельным гербицидам, вредителям, болезням и засолению, действию высоких и низких температур, урожайность, калорийность и др.); изменения качества конечной продукции (цвета, состава, длительности хранения, сроков созревания); решения проблем очищения окружающей среды от органических загрязнений и тяжелых металлов; обеспечения синтеза определенных соединений в растительном организме (в том числе и фармпрепаратов) и использование растений как фабрики для производства этих соединений (СанПиН № 0283-10 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции»).

 

Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.10.2019 г.

 

Олег Заманов.