Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Нужно ли уже сейчас вносить в ЕНСТ данные действующих трудовых договоров - читать на buxgalter.uzКак комиссионеру заполнить электронный счет-фактуру - читать на buxgalter.uz27 актуальных вопросов по переходу на ЭСФ - читать на buxgalter.uzКогда отменят запрет на бартер - читать на buxgalter.uzКакую ставку НДС применить к импортному контракту на оказание услуг, исполненному в октябре - читать на buxgalter.uzОблагается ли беспроцентный заем, полученный от нерезидента - читать на buxgalter.uzКогда можно воспользоваться льготами по онлайн-ККМ и виртуальным кассам - читать на buxgalter.uzКак правильно «читать» карточки лицевых счетов - читать на buxgalter.uz

Как в Узбекистане регулируется вопрос ГМО

14.10.2019

Читать на узбекском языке

И какую роль в этом сыграет присоединение страны к Картахенскому протоколу по биобезопасности (см. ЗРУ–569 от 14.10.2019 г.)?

 

Протокол подписан в Монреале 29 января 2000 года к Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 года). Узбекистан присоединился к ней в 1995 году. Протокол применяется к трансграничному перемещению, транзиту, обработке и использованию всех живых измененных организмов, способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека.  

 

Подписавшие документ страны обязаны соблюдать меры безопасности при обработке, упаковке и транспортировке генно-модифицированных организмов. Их поставки за границу должны сопровождаться документацией с идентификационными данными и контактным адресом для получения дополнительной информации. Страна-импортер принимает решение на основании научно достоверной оценки риска, принципы и методы проведения которой прописаны в документе. Если достаточной научной информации нет, государство может прибегнуть к мерам предосторожности: отказаться от импорта или отсрочить принятие решения. Также в рамках достигнутых договоренностей для оперативного обмена информацией между странами-участницами применяются современные интернет-технологии.  

 

Принимавший участие на пленарном заседании Сената 11 октября председатель Госкомэкологии Бахром Кучкаров огласил примерную сумму, необходимую для реализации требований протокола в Узбекистане, – около 20 млн долл. США. В качестве источников рассматриваются средства Госбюджета, внебюджетные средства уполномоченных ведомств и внешние заимствования, включая механизмы финансирования, предусмотренные статьей 21 Конвенции. Ресурсы требуются для разработки нормативной базы в сфере биобезопасности, функционирования системы административных органов, реализации национальных механизмов участия в протоколе, внедрения системы риск-менеджмента, создания сети испытательных лабораторий (одна такая стоит порядка $5-7 млн) и соответствующей инфраструктуры, а также подготовки квалифицированных отечественных кадров.

 

На вопрос парламентариев о том, как присоединение в Картахенскому протоколу повлияет на ситуацию с ГМО в стране, глава Минздрава Алишер Шадманов сообщил, что в Узбекистане есть система компетентных органов в лице подразделений Академии наук, Министерства инновационного развития и Министерства здравоохранения. Они ведут научно-исследовательскую работу в данном направлении. Определены и нормативные требования, в частности, предельно допустимые нормы содержания ГМО в пищевых продуктах – не свыше 0,9%, в продуктах детского питания – не допускается. Соответствующие дополнения в СанПиН № 0283-10 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции» внесли в декабре 2017 года.       

 

Присоединение к Картахенскому протоколу, по мнению министра, станет основой для разработки правовых механизмов, регламентирующих оборот ГМО-содержащей продукции в Узбекистане, на основе международного опыта, гармонизации национального законодательства с международным правом.

 

Глава министерства также поделился планами внутренней законотворческой работы. В ближайшей перспективе ожидается внесение в парламент законопроекта о ГМО и генной инженерии, разработанного совместными усилиями ряда уполномоченных министерств и ведомств.

 

Председатель Сената Танзила Нарбаева подчеркнула, что нормативное регулирование данного вопроса – предмет отдельного обсуждения, учитывая внимание, которое уделяется проблемам здоровья и здорового питания в обществе. Кроме того, необходимо активизировать информационно-просветительскую работу, более детально освещать темы, напрямую затрагивающие жизненные интересы граждан. По словам главы Сената, многие попросту не знают, что такое ГМО.

 

Для справки: живой измененный организм означает любой живой организм, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии (статья 3 Картахенского протокола).     

Генетически модифицированные организмы (ГМО) – это растительные либо животные организмы, генотип которых изменен невозможным в природе способом с помощью методов генной инженерии для придания организму новых свойств (устойчивость к отдельным гербицидам, вредителям, болезням и засолению, действию высоких и низких температур, урожайность, калорийность и др.); изменения качества конечной продукции (цвета, состава, длительности хранения, сроков созревания); решения проблем очищения окружающей среды от органических загрязнений и тяжелых металлов; обеспечения синтеза определенных соединений в растительном организме (в том числе и фармпрепаратов) и использование растений как фабрики для производства этих соединений (СанПиН № 0283-10 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции»).

 

Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.10.2019 г.

 

Олег Заманов.