Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Какие изменения ожидаются в сфере строительства

30.11.2020

Читать на узбекском языке

Утверждена Стратегия модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021–2025 годы. Соответствующий Указ Президента принят ­­27 ноября.

 

Стратегия разработана в соответствии с Указом Президента от 13 марта 2020 года № УП–5963. Ее цель – преобразования в строительной отрасли, направленные на формирование современных методов управления, повышение инвестиционной привлекательности при реализации проектов и внедрение инновационных решений.

 

Основные направления документа:

  • градостроительное развитие территорий и обеспечение эффективного участия общественности в данном процессе;
  • повышение качества и безопасности градостроительной деятельности;
  • обеспечение эффективности, рациональности и прозрачности административных процедур в области градостроительной деятельности, а также повышение эффективности деятельности организаций строительной отрасли;
  • цифровизация градостроительной деятельности, внедрение в отрасль современных ИКТ;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие научного потенциала в области градостроительной деятельности.

 

Указом также утверждена «Дорожная карта» и определены целевые показатели по реализации стратегии. В числе вторых, в частности:

  • улучшение позиции Узбекистана в международном индексе «Ведение бизнеса» (Doing Business Index) по направлению «получение разрешений на строительство» (Dealing with Construction Permits) с текущих 61,7 балла до 78,2 балла к концу 2025 года;
  • достижение к 2025 году гармонизации национальных градостроительных норм и правил с международными нормативами и стандартами на уровне не менее 50% с учетом геологических, природно-климатических, сейсмологических и других особенностей республики;
  • достижение к 2025 году охвата генпланами всех городов и 25% городских поселков;
  • обеспечение к 2025 году создания дополнительно четырех электронных платформ в рамках системы «Прозрачное строительство», а также их интеграции с межведомственными информационными системами и базами данных;
  • достижение к 2025 году доли внедрения «объемного» метода разработки проектно-сметной документации до 50% от общего количества объектов строительства в республике;
  • вхождение к 2025 году одного из вузов в сфере архитектуры и строительства в перечень лучших высших образовательных учреждений стран Азии (топ–1000) в рейтингах международно-признанных организаций.

 

С 1 января 2021 года для обеспечения общественного контроля за строительством:

а) генпланы населенных пунктов утверждаются с учетом результатов общественного обсуждения, включающего 4 этапа:

  • ознакомление граждан со сроками, местом и порядком проведения общественного обсуждения;
  • проведение общественного обсуждения по проекту генплана населенного пункта;
  • анализ общественного мнения на основе фиксированных результатов общественного обсуждения;
  • информирование населения о результатах общественного обсуждения в СМИ, в том числе в Интернете;

б) внедряется возможность общественной экспертизы генпланов населенных пунктов на предмет соответствия правам и законным интересам юридических и физических лиц, интересам общества и государства;

в) вводится механизм разработки альтернативного генплана населенного пункта или внесения в него изменений (корректировки) по инициативе субъектов общественного контроля, не согласных с предложенным генпланом населенного пункта;

г) организация общественного обсуждения проектов генпланов населенных пунктов возлагается на органы госвласти на местах.

 

А с 1 марта 2021 года:

во-первых, при строительстве и реконструкции зданий и сооружений более 2 этажей (без учета цокольного), высотой более 12 м от поверхности земли и (или) общей площадью более 500 м2:

  • обязательна экспертиза проектной документации объекта и устанавливается государственный строительный контроль объекта. Эти требования распространяются, в том числе на индивидуальные жилые дома;
  • обязательно заключать договор строительного подряда со строительной организацией. Работать на объекте самостоятельно (хозяйственным способом) запрещается. Это не касается организаций, занимающихся строительно-монтажными работами в качестве основного вида деятельности;

во-вторых, запрещается:

  • строительство многоэтажных многоквартирных домов на земельных участках, расположенных в функциональных зонах территорий населенных пунктов, не предназначенных для такого вида строительства;
  • увеличение этажности (надстройка) существующих зданий и сооружений, в том числе индивидуального жилья, без проведения экспертизы проектной документации;
  • увеличение этажности строящихся зданий и сооружений (путем изменения проектной документации), без проведения экспертизы измененной проектной документации;

в-третьих, положительное экспертное заключение по проектной документации признается действительным при условии его внесения экспертной организацией в «Единый реестр экспертных заключений» Национальной информационной системы «Прозрачное строительство». Исключение – экспертные заключений по проектной документации, содержащих сведения, составляющие гостайну.

 

Минстрою разрешены госзакупки работ (товаров, услуг) по разработке и переработке национальных нормативных документов в области технического регулирования, госстандартов, а также адаптации зарубежных нормативных документов в сфере градостроительной деятельности по прямым договорам. Информация о них должна быть размещена на специальном информационном портале госзакупок не позднее 3 дней с даты заключения договора.

 

Документом также предусмотрены:

а) разработка:

  • временного положения о порядке проведения электронных госзакупок в строительстве – до 1 декабря 2020 года;
  • Единого административного строительного регламента – до 1 июня 2021 года;
  • Программы «Нулевой травматизм на строительных площадках», основанной на внедрении Концепции Международной ассоциации соцобеспечения (ISSA) – до 1 марта 2022 года;
  • территориального «дизайн-кода» с учетом целевого назначения элементов городской среды, традиционной архитектуры и культуры, а также природно-климатических условий местности – до 1 июля 2022 года;

б) создание до 1 сентября 2021 года электронной системы «Внимательный гражданин», позволяющей гражданам самостоятельно получать информацию о строящихся объектах, выявлять незаконное строительство, фиксировать (в виде фото- и видеоматериалов) выявленные нарушения на строительных объектах и отправлять их уполномоченным органам;

в) внедрение:

  • принципов страхования в проектно-изыскательскую и строительную деятельность на основе изучения передового международного опыта;
  • системы антикоррупционного комплаенса Минстроя – до 1 августа 2021 года.

 

Эльмира Сиразиева.