Приказом Национального агентства проектного управления (рег. № 3013 от 14.05.2018 г.) утверждено Положение о порядке рассмотрения жалоб в сфере государственных закупок.
Напомним, Закон «О государственных закупках» принят 9.04.2018 г. См. обзор здесь.
Госзакупка предусматривает приобретение на платной основе госзаказчиками товаров, работ или услуг. Уполномоченным органом в этой области является Национальное агентство проектного управления при Президенте (далее – НАПУ).
Положение определяет порядок рассмотрения жалоб в сфере госзакупок специально создаваемой Комиссией. Ее состав утверждается Кабинетом Министров по согласованию с НАПУ. Функции рабочего органа Комиссии осуществляет оператор специального информационного портала (далее – оператор).
Для справки: специальный информационный портал – это веб-сайт и специальная электронная платформа оператора, обеспечивающие проведение госзакупок, в том числе электронных, а также размещение объявлений и информации об итогах госзакупок.
Каждый участник госзакупки, а также контролирующие лица могут подать жалобу в Комиссию на действия или бездействие госзаказчика, НАПУ, закупочной комиссии и ее членов, оператора.
Обратите внимание! Споры по исполнению договорных обязательств в рамках госзакупок Комиссией не рассматриваются. По жалобам, подаваемым после заключения договора, проверяется его соответствие требованиям законодательства о госзакупках. В этом случае Комиссия приостанавливает исполнение договора на срок до 7-ми рабочих дней.
На какие нарушения можно подать жалобу
Заявитель подает жалобу в Комиссию в письменном или электронном виде через персональный кабинет. К жалобе прилагаются доказательства, подтверждающие указанные в ней факты.
Жалоба может подаваться в случаях:
- неправомерных действий (бездействия) субъектов госзакупки;
- нарушения закупочных процедур;
- необоснованного непринятия или отстранения заказчиками предложения участников;
- необоснованного ограничения заказчиками числа участников или завышения требований к их квалификации, а также других форм недопущения, ограничения или устранения конкуренции;
- наличия сговора участников с целью искажения цен или результатов отбора;
- необоснованного ограничения доступа к информации о госзакупках и др.
Как рассматриваются жалобы
Комиссия изучает жалобу с участием госзаказчика и участника. При этом закупочная процедура приостанавливается на общий срок до 10-ти дней. В течение 7-ми рабочих дней после получения жалобы Комиссия обязана вынести решение и разместить информацию на информационном портале.
Решение по жалобе принимается большинством голосов членов Комиссии. Если жалоба признана обоснованной, Комиссия принимает соответствующие меры.
Что может предпринять Комиссия
В рамках своих полномочий Комиссия вправе:
- устанавливать запрет на незаконные действия, решения или исполнение незаконных процедур заказчиком;
- частично или полностью отменять незаконные решения заказчика, в т.ч. если они нарушают условия документации о госзакупках;
- выносить решение о завершении закупочных процедур;
- включить исполнителя в Единый реестр недобросовестных исполнителей;
- вносить в соответствующие органы предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан за нарушение законодательства о госзакупках.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 15.05.2018 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Ленара Хикматова.