Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Колледжи и лицеи перепрофилируют под востребованные профессии

08.06.2015

 

 

Благодаря Национальной программе по подготовке кадров с 1998 года стал формироваться отдельный вид образования – среднее специальное, профессиональное образование. Были созданы учреждения нового типа – академические лицеи и профессиональные колледжи.

 

Как правило, по окончании 9 класса в лицеи поступают молодые люди, уже точно решившие продолжать обучение в вузах, а в колледжи – девушки и юноши, намеренные сразу же по его окончании работать, так как в колледжах, помимо обучения, учащиеся проходят практику на предприятиях по выбранной профессии. Лицеи обычно создаются при высших образовательных учреждениях. А попечителями колледжей являются стабильно работающие предприятия и организации.

 

Если выпускник школы решает продолжить обучение в пределах предложенного выбора специальностей, то он принимается в состав учащихся лицеев и колледжей на равных условиях (без привилегий)1. Льготное  право на зачисление предоставляется выпускникам, занявшим 1−5 места на Республиканских олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам2. Оформление документов для зачисления осуществляется на основании выданного по итогам олимпиады специального удостоверения.

 

_______________________________________

 

! Коротко о главном: Работа по изучению потребности государства и рынка в выпускниках колледжей по конкретной специальности признана неудовлетворительной. В связи с этим постановлением Кабинета Министров от 3.06.2015 г. № 145 определено, что прием в колледжи и лицеи на 2015/2016 учебный год должен проводиться на основе балансовых расчетов по конкретным областям, городам и районам, т.е. по итогам анализа спроса на конкретных специалистов в рамках определенной территории.

_______________________________________

 

Однако, несмотря на принятые государством меры, на практике нередко возникают проблемы трудоустройства выпускников колледжей.  

 

Это обусловлено тем, что в недостаточной степени проводилась работа по определению реальной потребности в конкретных профессиях специалистов со средним специальным образованием в разрезе отраслей и территорий. Т.е. фактически не проводилось изучение потребностей рынка и государства в специалистах конкретной профессии. В результате – трудоустройство выпускников колледжей не по специальности. Наибольшее их число в Сырдарьинской, Джизакской областях и в Каракалпакстане. Высоким этот показатель остается в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях.

 

Сложившаяся ситуация требует тщательного анализа трудоустройства выпускников колледжей за последние годы. Анализ необходим для обеспечения  сбалансированного приема выпускников 9-х классов общеобразовательных школ на направления и специальности, востребованные в отраслях и сферах экономики в разрезе территорий.

 

С учетом проведенного анализа, вновь принятым постановлением Кабинета Министров от 3.06.2015 г. № 145  предусмотрен прием в средние специальные, профессиональные образовательные учреждения на 2015/2016 учебный год по конкретным профессиям и специальностям на основе балансовых расчетов по конкретным областям, городам и районам. Это повлечет за собой перепрофилирование с этого года 35 профессиональных колледжей с расширением и унификацией профессий и специальностей.

 

В 2018 году должны быть созданы новые рабочие места, исходя из предусмотренных к реализации инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производств, программ социально-экономического развития регионов. 

 

Меры, предусмотренные Постановлением № 145, должны обеспечить своевременное прикрепление учащихся со дня их поступления на учебу в колледжи к организациям и предприятиям для обеспечения их дальнейшего полного трудоустройства по избранной специальности. 

 

Особое внимание должно быть уделено охвату обучением девочек-выпускниц, а также созданию условий и гарантий права выбора образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями и выпускников домов «Мехрибонлик».

 

Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила 

Елена ЕРМОХИНА, 

наш эксперт-юрист.

 


1 Постановление Кабинета Министров "О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по обеспечению охвата выпускников 9-х классов общеобразовательных школ обучением в академических лицеях и профессиональных колледжах" от 7.06.2010 г. № 109.

2 Постановление Кабинета Министров "О поощрении и материальном стимулировании одаренной молодежи Узбекистана" от 13.10.2008 г. № 226.

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_