Президент подписал постановление от 27.07.2017 г. «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием». Об этом сообщило УзА.
В документе приводятся выводы группы авторитетных международных экспертов, привлеченных при сотрудничестве ЮНЕСКО и консалтинговой компании «DGP Research & Consulting». В январе-июне т.г. специалисты провели комплексное исследование отечественной системы образования и по его результатам указали на следующие недостатки:
- необеспечение целостности теории и практики в процессе высшего образования. Неэффективная организация квалификационной практики студентов на производстве ведет к тому, что значительная часть выпускников не выходит готовыми специалистами, а после трудоустройства заново осваивает свою профессию, специальность;
- несоответствие механизма контроля качества образования, нехватка квалифицированных педагогических и управленческих кадров в образовательных учреждениях;
- недостаточно эффективное сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями;
- не отвечает требованиям участие отраслей экономики в формировании заказов на подготовку кадров в перспективе, разработке квалификационных требований к выпускникам, обеспечении качества подготовки нужных отрасли специалистов;
- имеются разрывы в системе взаимосвязи высшее образование – наука – производство, не обеспечена их интеграция.
На устранение этих недостатков направлен целый комплекс мер, предусмотренных постановлением (см. таблицу ниже).
Мероприятия
|
Ответственные органы |
в месячный срок – в сотрудничестве с заказчиками кадров и вузами, исходя из потребности отрасли, разработать и утвердить обновленные квалификационные требования направлений образования и специальностей, учебные планы и программы высшего образования, содержащие требования к знаниям и умениям выпускников, подготовке специалистов |
Руководители комплексов Кабинета Министров, руководители соответствующих министерств и ведомств |
до 1 сентября т.г. с учетом глубокого изучения передового опыта развитых зарубежных стран организовать на основе современных, совершенно новых требований разработку и поэтапное внедрение учебных планов и программ, учебной литературы, в том числе учебно-методических комплексов
|
|
в 6-месячный срок – совместно с министерствами и ведомствами, входящими в состав комплексов, с учетом программ текущего и перспективного развития соответствующих отраслей (сфер) и регионов и на основе точно сбалансированных расчетов определить потребности в высококвалифицированных специалистах в разрезе годов, с адресным указанием направлений (специальностей) образования
|
|
принять конкретные меры по системному проведению квалификационной практики студентов соответствующих направлений образования, начиная со 2-го курса, в определенных организациях и на предприятиях отрасли (сферы), а также организации практических занятий непосредственно на производстве и трудоустройству выпускников
|
|
сформировать базу научно-исследовательских тем по проблемам научно-технического развития отраслей (сфер), находящихся в введении министерств и ведомств в составе комплексов, а также системно привлекать научный потенциал, в особенности молодых ученых и исследователей вузов, к решению научно-технических задач на основе хозяйственных договоров с вузами
|
|
принять меры по внедрению современных форм и методов обучения, компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, обеспечению вузов современным учебно-лабораторным оборудованием и учебно-методической литературой, поддержке и стимулированию научно-исследовательской и инновационной деятельности, организации и развитию современных научных лабораторий вузов
|
|
установить порядок ежемесячного проведения встреч с профессорско-преподавательским составом и студентами закрепленных за ними вузов по вопросам перспектив развития и новшества в отрасли (сфере), определения задач на перспективу, совершенствования содержания образования, развития научно-исследовательских работ
|
|
организовать начиная с 2017/2018 уч.г. в каждом вузе поэтапное обучение дисциплинам по специальности на английском языке как минимум в 2-х академических группах на всех курсах, с целевой подготовкой профессорско-преподавательского состава для преподавания на английском языке, организацию их соответствующей подготовки за рубежом, а также привлечение зарубежных специалистов к проведению учебных занятий, налаживание обучения на основе современной учебной литературы, актуальной в вузах развитых государств |
Комплексы Кабинета Министров, Министерство высшего и среднего специального образования, министерствам и ведомствам, имеющим в ведении вузы |
проведение стажировок перспективных научных и педагогических кадров, в первую очередь педагогов вузов по подготовке кадров по инженерно-техническим и архитектурным направлениям образования, в развитых странах (Южная Корея, Япония и Германия), на 2-3-месячных курсах, направленных на освоение новых знаний по специальности, за счет средств спонсоров и грантов международных организаций, а также через Фонд Президента «Истеъдод», привлечение на постоянной основе зарубежных специалистов к учебному процессу в вузах
|
|
начиная с 2017/2018 уч.г. критически проанализировать систему подготовки кадров в магистратуре, принять меры по организации и совершенствованию на основе современных подходов всех этапов образовательного процесса магистратуры
|
|
организовать работу докторантов и студентов магистратуры над темами диссертаций, посвященными проблемным вопросам предприятий (учреждений), проведение опытных испытаний на предприятиях, поощрение докторантов и магистрантов – авторов внедренных в практику работ, а также получивших патенты на изобретения, в размере до 10-кратной месячной зарплаты преподавателя за счет предприятий и учреждений
|
|
в 2-месячный срок подготовить и внести предложения по совершенствованию национальной системы ежегодного определения рейтинга вузов
|
|
начиная с 2017/2018 уч.г. принять меры по повышению статуса кафедр вуза, повысить их ответственность за обеспечение качества обучения, переходу на электронный формат статистической и другой отчетности, оформляемой кафедрами и профессорско-преподавательским составом, ее оптимизации |
|
организовать при министерствах и ведомствах Координационные советы в составе руководителей вузов, ведущих специалистов отрасли, профессоров и преподавателей для реализации возложенных на них задач
|
Руководители комплексов Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, за которыми закреплены вузы (в 2-месячный срок) |
разработать и утвердить Концепцию развития каждого закрепленного за ними вуза до 2030 г., а также обеспечить безусловное выполнение утвержденных прогнозных параметров по вузу и наладить ежеквартальное обсуждение выполнения обозначенных задач по обновлению учебно-лабораторной базы
|
|
разработать конкретные целевые меры по признанию до 2021 г. минимум 1-го закрепленного вуза (объявление в списке рейтинга) ведущими международными рейтинговыми агентствами
|
|
начиная с 2018/2019 уч.г. организовать подготовку кадров по управлению образовательными учреждениями в магистратуре педагогических высших образовательных учреждений |
Министерство народного образования, МВССО совместно с Министерством экономики и Министерством финансов (в 4-месячный срок) |
поэтапно внедрять порядок проведения творческих бесед с абитуриентами по определению их профпригодности наряду со вступительными тестовыми испытаниями при приеме в педагогические вузы
|
|
разработать и внести предложения по организации целевого приема на педагогические направления образования за счет увеличения доли квоты приема на основе государственных грантов в целях совершенствования системы обеспечения потребностей регионов в педагогических кадрах
|
|
упразднить академлицеи, учебно-методическая и материально-техническая база которых не отвечает современным требованиям, расположенных вдали от вузов, с низкими показателями качества образования и поступления выпускников в вузы, оставить по одному лицею только в составе вузов с высоким научно-педагогическим потенциалом
|
МВССО, Центр среднего специального, профессионального образования, Министерство народного образования (в месячный срок) |
разработать и внедрить с 2018/2019 уч.г. механизмы приема в академлицеи, наиболее одаренной молодежи, окончившей общеобразовательные школы
|
|
повысить качество обучения показателей поступления выпускников в академлицеях, усилить персональную ответственность ректоров вузов
|
|
внедрить должность психолога в вузе и воспитателя-педагога для каждого дома проживания студентов
|
МВССО, министерства и ведомства, имеющим в ведении вузы, совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Научно-практическим центром национальной идеи и идеологии, Республиканским центром пропаганды духовности по согласованию с Министерством финансов (в 3-месячный срок) |
повысить должностной разряд оплаты труда начальника отдела по духовно-просветительской работе вузе до 16-го разряда, должностной разряд сотрудников отдела – до 14-го разряда
|
|
в целях обеспечения дальнейшего повышения эффективности и ответственности деятельности кураторов групп вузов, поощрения их деятельности установить ежемесячные надбавки каждому куратору группы (в т.ч. руководителям совета кураторов) в 25% от размера зарплаты
|
|
в целях финансирования духовно-просветительской работы в каждом учебном году принять меры по выделению не менее 5% средств сметы расходов высшего образовательного учреждения для вышеуказанных расходов
|
|
разработать и внедрить в практику удобную и упрощенную форму регистрации студентов, проживающих на арендованной жилплощади, у родственников и знакомых
|
МВД совместно с МВССО (в двухмесячный срок) |
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Заманов,
наш эксперт.